Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения Наши праздники
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения.
Тема: «Наши праздники» (Как нам жить?)
Цели: познакомить учащихся с праздниками русского народа, учить видеть в тексте главное, сопереживать героям, развивать память, мышление, воображение, творческие способности, воспитывать патриотизм.
Оборудования: учебники, интерактивная доска, индивидуальные листочки.
План и ход урока.
I. О.Н. У.
- Сегодня мы проведем интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения.
II. Постановка проблемного вопроса
- О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, отгадав кроссворд.
По горизонтали:
2. Положительные эмоции человека, внутреннее чувство счастья.
4. Нерабочий день.
По вертикали:
3. Вещь, которую дают в качестве дара.
4. Радостное, смешливое настроение.
1. Радостное событие
III. Сообщение темы и целей урока
- О чем будем говорить на уроке?
IV. Открытие новых знаний
В каждой стране есть свои официальные праздники. В эти дни люди не работают, а ходят на парады, карнавалы, устраивают домашнее торжество.
Каждый год начинается с прекрасного праздника - Нового года (слайд 1)
- Что вспоминается в этот день?
Оказывается, так было не всегда. Издавна на Руси Новый год начинался с 1 сентября – урожай убран, могут крестьяне отдохнуть и повеселиться. Отчет лет русские люди вели «от сотворения мира». В Европе к тому времени, когда русским царем стал Петр I, существовала другая система летосчисления, и год начинался с 1 января, и отсчет времени велся с другого события – Рождества Христова. Вот и получилось, что в Европе был 7207 (от сотворения мира), а в Европе (от рождества Христова).
Россия начинала устанавливать связи с Европой, и такая разница во времени оказалась большим неудобством: приходилось в уме держать 5508, прошедших от сотворения мира до рождения Иисуса Христа. (слайд 2)
Царь был человеком решительным и одним махом кончил с этим неудобством.
20 декабря 1669 года он издал указ « В знак доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве. Друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловыхкроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки».
Так в Россию пришел 1700 год, за которым начинался новый век – XVIII, появился новый календарь.
День защитника Отечества – 23 февраля.
О следующем празднике вы узнаете, прослушав песню.
Звучит песня о пограничниках.
Несокрушимая и легендарная,
В боях познавшая радость побед.
Тебе, любимая, родная армия,
Шлет наша Родина песню – привет.
Родилась ты под знаменем алым
В восемнадцатом грозном году
Всех врагов ты побеждала,
Победила фашистов Орду.
- 23 февраля только что созданная Рабоче – Крестьянская Красная армия отстаивала завоевания Октябрьской революции, вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду. Этот день стал днем рождения Красной армии. После Великой Отечественной войны наши вооруженные силы стали называться Советской армией,- армией всего советского народа.
Советский овин бережет
Родной страны покой славу.
Он на посту. И наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В советской, солнечной Отчизне.
Он охраняет мир и труд,
Прекрасный труд во время жизни!
Международный женский день – 8 марта
По – русски «мама», по – грузински «нана»,
А по аварски – ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого – особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним звоном становилось вдруг.
На это слово не ложатся в тени,
И в тишине, наверно, потому,
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину-
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем- нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, маме говорю я,-
Все хорошо, родная у меня».
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба,
По – русски «мама», по – грузински «нана»,
А по аварски – ласково «баба».
Когда наступает весна в каждом доме отмечают большой праздник – Международный женский день.
Но не всегда этот день был праздником. Отмечать его решили на II Международной конференции социалисток в Копенгагене в 1910 году по предложению Клары Цеткин. Сначала женский праздник в разных странах отмечался в различные числа марта. А с 1914 года – 8 марта. В Росси впервые праздновали Международный женский день 2 марта 1913 года под видом «Научного утра по женскому вопросу..»
Международный женский день был объявлен нерабочим в «ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы народов и борьбу за мир.
9 мая – День Победы
Звучит песня «День победы»
Великую победу одержал советский народ в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов. Нелегко досталась им эта Победа. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно.
V. Физминутка.
VI.Закрепление изученного материала
На уроке литературного чтения мы читали произведение о войне. Как оно называется и кто его автор? (В. Драгунский «Арбузный переулок»)
- Кто герои этого произведения?
- Какую историю рассказал папа?
- Почему эту историю папа помнит, хотя прошло уже много лет?
- Прочитайте описание трудного военного времени.
- Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?
-Прочитайте описание арбуза маленьким мальчиком.
- Что вы почувствовали?
- Почему мальчик через всю жизнь пронес память об этом арбузе?
- Прочитайте первый абзац. Существует ли понимание между Дениской и папой?
-Автор показывает войну глазами ребенка. Что же особенного запомнилось мальчику?
Если бы вы были художниками, какие краски бы использовали, рисуя картину военного времени?
- Мы говорили об официальных праздниках России. На самом деле праздников существует очень много. Мало кто знает, что, например, 25 января – День студента или Татьянин День, 7 мая – День радио, 22 августа - День Государственного флага РФ. Всего в Росиии 229 праздников.
Возьмите листочки и соедините даты праздников с событиями. Напишите еще один праздник, который не стал «красным днем календаря»
1 января
Новый год
1961 год – первый полет человека в космос
7 января
1945 год – победа в Великой Отечественной войне
День защитника
Отечества
Начало VIII века – реформы Петра I
8 марта
1910 год призыв революционерки Клары Цеткин к борьбе за права женщин
12 апреля
День Космонавтики
988 год – Крещение Руси
День Победы
1990 г. – принятие решения о независимости России- одной из республик СССР.
12 июня
День независимости России
1918 год – первые бои Красной Армии
VII. Итог урока.
- Это все праздники нашего государства и народа. Они вошли в нашу жизнь, и, отмечая их, мы прикасаемся к истории России.
- Прочитайте пословицу. («У кого нет прошлого, у того не может быть будущего».)
Как вы ее понимаете?
Память о прошлом помогает нам лучше понять настоящее. Ведь каждый праздник – это напоминание, о каком – то событии, которое было важно для наших предков.