Открытый урок на тему: Периметр квадрата и прямоугольника
Тема: Периметр прямоугольника и квадрата.
Цели урока: Уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их разпознанию на основе существенных свойств, изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином «геометрия»; развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление; обогощать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: учебник, карточки, схема дома, линейка, карандаш, компьютер.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой. Слайд1.
-Дети, вам тепло? (да)
-В классе светло? (да)
-Прозвенел уже звонок? (да)
-Уже закончился урок? (нет)
-Только начался урок? (да)
-Хотите учиться? (да)
-Значит можно всем садиться!
-Ребята улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодиться.
-Сегодня, ребята, мы попадём в интересную страну. Населённую удивительными жителями. А как называется эта страна, нам помогут узнать эти выражения.
2.Устный счёт. Слайд 2.
7 + 8 =15 (г) 60 + 20 =80(м) 28 – 8 = 20(р)
10 + 6 =16 (е) 20 + 0 =20(е) 16 – 8 = 8(и)
17 – 4 = 13(о) 100 – 40 =60(т) 6+5=11(я)
(Дети считают и переворачивают карточки, читают слово геометрия)
-Как вы думаете, что изучает геометрия?
Слайд 3.
-Геометрия – раздел математики, изучающий фигуры и их измерения. Слово «геометрия» греческого происхождения. В буквенном переводе оно означает «землемерие». Возникла геометрия в Египте более 4000 лет назад.. В окружающей жизни мы постоянно сталкиваемся с прямоугольниками, квадратами и другими фигурами. Люди давно научились отличать эти фигуры друг от друга, научились определять их периметры, площади, объёмы. Это им было нужно, так как дома они строили чаще всего из камня, имеющего форму параллепипеда, налог платили с единицы площади. Так возникла большая и интересная наука – геометрия.
И вот сегодня на уроке мы будем говорить о геометрических фигурах, будем их измерять, узнаем, что такое периметр, решать примеры ,задачи и строить дом.
3.Работа в тетрадях.
-А сейчас откройте тетради и запишите число, классная работа.
Минутка чистописания.
Запись числа 24. Слайд 4.
-Охарактеризуйте это число. (двузначное, чётное, в нём 4 ед. 2 дес)
Слайд 5.
-Мы сегодня на уроке также отправимся на стройку. И вы узнаете из чего строят дома, какие существуют строительные специальности и каждая группа к концу урока построит свой дом. У вас есть свои строительные инструменты: ручка, фломастеры. линейка, простой карандаш, макет дома. Чтобы быть строителем, надо много учиться и хорошо знать математику и геометрию. Посмотрим, кто из вас окажется лучшим строителем. А я буду вашим прорабом. А вы каменщиками, малярами, штукатурами и плотниками.
- У вас у каждого на партах есть оценочные листы. За правильно решённые задания вы будете оценивать себя и ставить оценки.
3.Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
А) Закладка 1 слоя фундамента.
На слайде изображены геометрические фигуры: лучи, отрезки, прямая, кривые, квадрат, прямоугольник. Слайд 6.
-Какие фигуры вы видите на рисунке?
-Что такое луч?
-Что мы знаем об отрезке?
-Что мы знаем об остром угле? Тупом? Прямом?
-Что такое квадрат?
-Что такое прямоугольник?
Ответили мы на вопросы и построили фундамент нашему дому. Фундамент у дома должен быть крепким, чтобы наш дом простоял долго.
4.Новая тема:
На доске фигура прямоугольника и квадрата.
-Что мы можем сказать о прямоугольнике?
-Какие у него стороны?
А о квадрате?
-Чем у них общего?
-Чем различаются?
-Скажите , ребята, можем ли мы найти сумму всех сторон прямоугольника?
-А квадрата? Слайд 7.
Р = а + в+ а +в
Р = а + а + а +а
-Давайте измерим стороны этих фигур.
-Чему равна сумма прямоугольника? Как вы узнали?
-Чему равна сумма квадрата?
Сумма всех сторон – это и есть периметр.
Р=2см + 4см +2см +4см = 12см
Р= 2см + 2см +2см+ 2см =6 см.
Слайд 8.
-В Древнем Египте границы земельных участков измеряли ходьбой, т.е. египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Здесь и появилось слово «периметр».
«Пире» - означает ходить. «Метрос» - измерять, т.е. измерять ходьбой. И. то, что в предыдущем задании мы находили сумму длин всех сторон, будем теперь называть периметром. Периметр в математике обозначается латинской буквой Р.
Вот мы и узнали , как определить периметр прямоугольника и квадрата. И в нашем доме построили стены.
5. Дети под музыку выполняют физминутку: «Ёлочка». Слайд 9.
6.Закрепление.
-Стены есть. Но не хватает дверей и окон. За работу принимаются плотники. Давайте в наш дом вставим окна , двери и узнаем их периметр.
1 –группа- фундамента, 2 – группа – двери. 3 – группа –окна, 4 – группа-стены.
Р =3см. + 10см. +3см. + 10см. = 26см
Р=4см. + 2см. +4см. +2см. = 12см
Р =2см. + 2см. + 2см. + 2см. = 8см
Р=10 см.+ 10см. +10см. +10см. =40 см
Игра: «Узнай фигуру».
- Прямая имеющая начало и конец. (отрезок)
-Фигура у которой все стороны равны. (квадрат)
- Прямая имеющая начало, но нет конца. (луч)
-Фигура имеющая 4 стороны, 4 угла, стороны противоположные равны. прямоугольник)
-Фигура у которой 3 стороны, 3 угла и 3 вершины.(треугольник)
-Замкнутая не имеющая углов. (круг)
6.Решение задач.
В своей работе строителям часто приходится решать трудные задачи. а можете ли это делать вы. Мы сейчас проверим.
-Каждая группа – это строительные бригады, вы сообща, помогая и поддерживая друг друга, должны решить задачу. Бригадиры должны распределить обязанности между членами команды.
-Что есть в каждой задаче? (условие, вопрос, решение, ответ)
1- группа: Для ремонта одной комнаты купили11 рулонов обоев. Когда истратили несколько рулонов, осталось 2 рулона. Сколько рулонов истратили?
2- группа: Когда на покраску окон израсходовали 8 банок краски, осталось ещё 5 банок. Сколько банок было?
3 –группа: Длина садового участка 11м, а ширина на 3 см. меньше. Чему равна ширина садового участка?
4- группа: Участок прямоугольной формы огородили забором. Сколько метров забора понадобилось, если длина участка 5м, а ширина 4м.
-Справились мы с заданием и построили крышу нашему дому .7.Повторение ранее изученного.
А)Решить примеры стр73, №6
Слайд 10.
1- группа 2- групп 3 – групп 4- группа
(4 + 9) – 8=5 (17 – 7) +2 =12 14 – (4+5) = 5 5 + (10 -9) = 6
4 + (9 -8) =5 17 – (7 + 2)=8 (14 – 4) + 5 =15 (5 + 10) – 9=6
Построили мы печку и трубу. В доме теперь будет тепло.
Б)Решить уравнения.
1- группа 2 – группа 3- группа 4 – группа
х + 9 = 13 7 + х = 14 17 – х = 8 х – 30 = 60
х = 13 – 9 х = 14 – 7 х = 17 – 8 х = 60 + 30
х = 4 х = 7 х = 9 х = 90
х + 9 = 13 7 + 7 = 14 17 – 9 = 8 90 – 30 = 60
Вот и справились мы со следующим заданием и возле дома поставили забор.
7.Итог урока. Рефлексия.
-Чему мы научились на уроке?
- Что мы знаем о квадрате? О прямоугольнике?
-Как найти периметр квадрата, прямоугольника?
Мы с вами построили дом, узнали что такое периметр и как его найти, решали примеры и задачи. И каждый день утром мы с вами приходим в такой дом, светлый, уютный, тёплый. который называется – школа , где вы получаете новые знания.
Чтение стихотворения о школе.
1.Школа – это светлый дом, 2.В школе многое узнаем,
Мы учиться будем в нём. О своём любимом крае,
Там научимся писать, О горах и океанах,
Складывать и умножать. О материках и странах.
3.И куда впадают реки, 4.В школе мастерские есть,
И какими были греки, Интересных дел не счесть,
И какие есть моря, И звонок весёлый
И как вертится Земля. Вот что значит « школа!»
Выставление оценок. Д/З стр72,№5
В нашем доме не хватает крыльца. Мы его сейчас построим. И на крыльце мы поместим сердечки, если вы усвоили тему урока на 5 и урок вам понравился. А если на 4 , то цветочки, на 3 – звёздочки. Спасибо за урок. Слайд 11.