Урок по ОБЖ на тему «Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»


Конспект урока в 8 классе
по теме
«Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник, тетради
Задачи урока:
Обучающая:
1. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
2. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.
Развивающая:
1. Развивать сообразительность, находчивость.
Воспитательная:
1. Воспитывать нравственные качества: мужество, самоотверженность.
Изучаемые вопросы:
Значение огня в жизнедеятельности человека.
Пожары в жилых и общественных зданиях и их последствия.
Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.
Правила безопасного поведения при пожаре.
Ход урока:
Организационный момент
Мы начинаем с вами изучать новый раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. И первая тема этого раздела « Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия»
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя
Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился.
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. Благодаря огню жизнь людей кардинально изменилась – огонь стал надежным товарищем и помощником человеку.
Сегодня трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь.
Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.
Но порой огонь выходит из-под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку. Это мы называем одним емким словом – пожар.
Итак: пожаром называют неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Скажите, какие бы вы назвали причины пожара? (дети называют причины)
Хорошо! И так наиболее распространенными причинами пожаров являются:
1. Игры детей со спичками.
2. Неисправности в электросети.
3. Неосторожное обращение с огнём.
4. Курение в кровати.
5. Нарушение правил при пользовании электронагревательными приборами.
6. Утечка бытового газа.
7. Несоблюдение мер пожарной безопасности на производстве.
8. Нарушение правил пожарной безопасности технологического характера в процессе работы промышленного предприятия.
И действительно, пожары возникают там, где человек пользуется огнем для своих повседневных нужд и где из-за нарушения ПБ огонь выходит из-под контроля. Огонь очень опасен! Недаром народ сочинил про него много предупреждающих пословиц и поговорок!
Предлагаю вам парами вспомнить пословицы и поговорки об огне (дети называют пословицы об огне)
Варианты:
Водой тушат пожар, а умом предотвращают.
Гроза не разбирает, в чей дом ударяет.
Искру туши до пожара, беду отводи от удара.
Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся.
Не подливай масла в огонь.
Слёзы пожара не тушат.
Спички – не игрушка, огонь – не забава.
Пожар страшнее вора, вор – хоть стены оставит!
Сущность горения была открыта в 1756 г. великим русским ученым М.В. Ломоносовым. Своими опытами он доказал, что горение – это химическая реакция соединения горючего вещества с кислородом воздуха. Следовательно, пожар можно прекратить.
К основным поражающим факторам можно отнести:
1. Воздействие огня (горение),
2. Высокую температуру и теплоизлучение,
3. Газовую среду: задымление и загазованность помещений и территории токсичными продуктами горения.
Полностью избежать возникновения пожаров в быту и на производстве невозможно, но уменьшить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.
Практическая работа
Давайте, глядя на причины пожара, составим с вами правила ПБ, так называемую памятку:
Нельзя оставлять малолетних детей без присмотра, разрешать им играть со спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ.
Необходимо содержать в исправном состоянии вилки и розетки электроснабжения, а так же электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Нельзя оставлять открытыми двери топок каминов, выбрасывать горящей золу вблизи строений, беспечности и небрежности в обращении с огнем.
Нельзя оставлять без присмотра включенными газовые печи.
Необходимо соблюдать на производстве ПБ при работе с химическими препаратами, проведении сварочных работ, а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок.
Соблюдать ПБ при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод, не разогревать мастики, лаки и аэрозольные баллончики на открытом огне.
Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин.
А теперь давайте подведем итог: (тест)
Среди перечисленных поражающих факторов укажите те, которые характерны для пожара:
а) открытый огонь;
б) разрушение зданий и поражение людей за счет смещения поверхностных слоев земли;
в) интенсивное излучение гамма- лучей, поражающее людей;
г) токсичные продукты горения, поражающие органы дыхания;
д) образование облака зараженного воздуха;
е) задымление и загазованность помещений
Контрольные вопросы
В чем значение огня в жизни человека?
Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.
Перечислите основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни.
Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнем.
Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?
Домашнее задание
Изучите § 1.1 учебника.
Приведите известные вам примеры возникновения пожара по причине человеческого фактора, случившиеся за последние годы в районе вашего проживания.
ПАМЯТКА
Нельзя оставлять малолетних детей без присмотра, разрешать им играть со спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ.
Необходимо содержать в исправном состоянии вилки и розетки электроснабжения, а так же электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Нельзя оставлять открытыми двери топок каминов, выбрасывать горящей золу вблизи строений, беспечности и небрежности в обращении с огнем.
Нельзя оставлять без присмотра включенными газовые печи.
Необходимо соблюдать на производстве ПБ при работе с химическими препаратами, проведении сварочных работ, а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок.
Соблюдать ПБ при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод, не разогревать мастики, лаки и аэрозольные баллончики на открытом огне.
Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин.

ПАМЯТКА
Нельзя оставлять малолетних детей без присмотра, разрешать им играть со спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ.
Необходимо содержать в исправном состоянии вилки и розетки электроснабжения, а так же электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять без присмотра включенные электроприборы.
Нельзя оставлять открытыми двери топок каминов, выбрасывать горящей золу вблизи строений, беспечности и небрежности в обращении с огнем.
Нельзя оставлять без присмотра включенными газовые печи.
Необходимо соблюдать на производстве ПБ при работе с химическими препаратами, проведении сварочных работ, а также при эксплуатации электрооборудования и электроустановок.
Соблюдать ПБ при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод, не разогревать мастики, лаки и аэрозольные баллончики на открытом огне.
Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин.



ОБЖ 8 Урок №2
Профилактика пожаров в повседневной жизни
и организация защиты населения
ФГОС Меры пожарной безопасности
Проверка ДЗ (5 отметок)
1)Индивидуальные карточки (см приложение)
2)Ответы на вопросы учебника:№2, №3 с.12 (2 чел.)
3)Фронтально ответы на вопросы №4 и №5, а один ученик на доске заполняет таблицу:
Огонь – друг, если
Огонь – враг, если
2. Изучение НМ
1. Почему огонь становится врагом?
Отвечают - не соблюдаются нормы ПБ
- используют огонь для разрушения (поджоги, войны)
- потеря контроля над процессом горения
2. Объявляется тема урока !3. (Записать в тетрадь)
Классификация пожаров по внешним признакам горения:
-наружные – пламя и дым видно визуально;
-внутренние – внутри зданий(снаружи не видно); внутренние бывают открытые (т.е. внутри здания его видно) и скрытые(в вентиляционных шахтах, между перекрытиями и т.д.)
4.Меры ПБ – это действия по её обеспечению и по выполнению её требований
Правила ПБ в РФ (ППБ-01-03) приняты 18.06.2003года
Три направления мер ПБ:
1)Разработка и совершенствование требований ПБ, которые устанавливаются специальными законами. Они определяют нормы поведения человека в процессе жизнедеятельности по профилактике пожаров.
2)Определение порядка и организации тушения пожаров. Эффективность тушения пожаров зависит от сил(людей) и средств(техники).
3)Создание и совершенствование системы подготовки населения в области ПБ.
5.Федеральная противопожарная служба входит в состав МЧС России. Её задачи:
-организация и осуществление государственного пожарного надзора в РФ;
-организация и осуществление охраны населённых пунктов и предприятий от пожаров;
-обеспечение тушения пожаров.
6.Задание с. 19, письменно в тетради
7. ДЗ п 1.2, вопросы с.19
8.Итог урока. Ответы на вопросы с.19 № 1,2,3.