Консультация Развитие речи старших дошкольников с учетом регионального компонента


Консультация для воспитателей«Развитие речи старших дошкольников с учетомрегионального компонента»Подготовил:
учитель-логопед
О.Н. Малькова
На современном этапе одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают серьёзные трудности при развёрнутых ответах, пересказах текстов, составлении рассказов. Это связано с недостаточным развитием связной речи у детей.
Консультация направлена на решение этой важной проблемы и способствует реализации главной цели в речевом развитии дошкольного возраста - научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. И осуществляет решение основных задач, которые определены этой целью:
формирование словаря,
формирование грамматического строя речи,
воспитание звуковой культуры речи,
развитие связной речи,
ознакомление детей с художественной литературой.
Осуществлять решение этих важных задач, в данной консультации, предлагается через знакомство старших дошкольников с историей, культурой, географическими особенностями нашего Симбирского края, с традициями и бытом народа, живущего в нашем регионе.
Речь народов Поволжья отличается певучестью, художественной образностью, яркостью. Это связано с тем, что Симбирский край в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, в котором тесным образом переплелись культуры многих национальностей (русские, татары, чуваши, мордва и т.д.). Такое смешение культур и традиций народов, оставило потомкам богатейшее культурно-духовное, речевое наследие - устное народное творчество.
Наш край богат пословицами, поговорками, сказками и песнями, потешками и пестушками, скороговорками и считалками, народными играми и загадками. В устном народном творчестве нашего края ярко отражены быт, труд, обычаи наших земляков, народная мудрость и история Поволжья.
Именно поэтому предлагаю коллегам - воспитателям использовать в своей работе с детьми фольклор. Язык - душа народа, а фольклор, несомненно, является уникальным и традиционным средством выражения его души и богатым речевым материалом для наших детей.
При ознакомлении старших дошкольников с пословицами, поговорками, сказками, загадками, песнями и играми народов Поволжья, педагог значительно обогащает и формирует словарь детей, с помощью новых и незнакомых для них слов, часто встречающихся в фольклоре народов Поволжья. Эти слова называют предметы быта, орудия труда, их одежду.
Познавательная деятельность детей дошкольного возраста основана на интересе и любознательности, а сказка всегда была и будет интересна для ребят. Учитывая эту особенность, рекомендую воспитателям использовать этот ценный вид устно-поэтического творчества в своей работе с детьми. Сказки народов Поволжья раскрывают большие возможности для развития связной речи у детей. Пересказывая народные сказки, дошкольники учатся грамотно и правильно строить предложения и связный текст. При обсуждении и анализе сказки у детей появляется возможность развивать свою связную диалогическую речь, учиться чётко и лаконично выражать свои мысли в ней.
Неотъемлемой частью устно-поэтического творчества народов Поволжья являются пословицы, поговорки, пестушки, потешки и чистоговорки. Заучивая с детьми этот устный фольклор, педагог способствует развитию и воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников. Кроме того параллельно ведётся работа над интонацией и дикцией речи детей.
Издавна большой любовью и влиянием пользовалась в Симбирском крае песня. Симбирский край - живописный, поэтический, песенный край. Песня играет большую роль в работе с детьми. Во-первых, она является богатым речевым материалом для дошкольников. Во-вторых, через песню ребёнок знакомится с жизнью, бытом и традициями своего народа, в третьих песня вызывает у детей положительное, радостное эмоциональное состояние. В связи с этим, предлагаю педагогам в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни, знакомить дошкольников с песнями народов Поволжья, колядками, припевками, частушками и колыбельными песнями.
Игровому фольклору народов Поволжья свойственны ярко выраженная трудовая направленность, в них показаны обычаи и традиции. Игры отличаются бытовым содержанием, юмором, находчивостью, добродушием и смекалкой.
Игра - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры ребёнок не только получает эмоциональное удовольствие, но и знакомится с историей своего народа, развивает свою речь, внимание, память, мышление, восприятие, а также в результате двигательной деятельности совершенствует физические качества: быстроту реакции, ловкость, меткость, скорость и координацию движений.
Осуществлять речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста, с учётом национально - регионального компонента, предлагаю через разработанную систему методов и приёмов, которая включает беседы с детьми на темы: « История возникновения Симбирского края», «Традиции и быт народов Поволжья», «Богатая природа Симбирского края», «Промышленность Ульяновской области». А так же использовать дидактические игры и упражнения, которые помогут детям самостоятельно делать умозаключения и развивать связную речь: «Что мы знаем о нашей малой Родине?», «Как называют наш край?», «Что означает символ?», «Что выращивают в нашем крае?», «Назови животных наших лесов».
Рекомендую включить в работу рассматривание иллюстраций, слайдов с использованием ИКТ по темам: «Орудия труда народов Поволжья», «Карсунские гончары», «Символика Ульяновской области», «Мой красивый город», «Флора и фауна нашего региона», «Сельскохозяйственный труд в родном крае». Читать дошкольникам литературу о родном городе, о Симбирском крае, о природе родного края. Заучивать с детьми стихотворения местных поэтов.