Инновационный подход к реализации регионального компонента в воспитании детей с ОВЗ


Инновационный подход к реализации регионального компонента в воспитании детей с ОВЗ
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» ставит своей главной целью дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан. Одной из задач данной программы является внедрение в деятельность специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы.

Исходя из требований государства в сфере патриотического воспитания, а также учитывая сформированные в системе работы ОУ предпосылки для реализации идей патриотического воспитания, педагогический коллектив пришел к выводу, что внедрение регионального компонента с помощью современных форм и методов, основанных на национальных традициях, формирующих национальную культуру, актуально для воспитанников «Центра образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Воспитательный процесс в «Центре образования для детей с ограниченными возможностями здоровья» регламентирован программой «Надежда»,которая позволяет активно реализовать задачи внедрения регионального компонента в систему воспитания и обучения. Программа включает в себя несколько направлений (компонентов), связанных между собой логикой формирования позиции гражданина России, в соответствии с которыми построен план воспитательной работы ОУ и календарно-тематическое планирование воспитательной работы в классах.К данным направлениям относятся: программа духовно-нравственного воспитания «Краски Донской земли», программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни «Мы за здоровый образ жизни», программа патриотического воспитания «Я – гражданин своей страны», программы часов детского творчества (ЧДТ).
При выборе формы реализации регионального компонента во внеурочной деятельности педагоги учитывают не только возраст воспитанников, но и особенности их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностные качества каждого ребенка. Естественно, не все формы организации внеурочной деятельности, доступные для обучающихся общеобразовательной школы, могут быть использованы в условиях специального (коррекционного) учреждения. Но многие формы работы успешно применяются в практике нашего учреждения.
Знакомство с истоками национальной культуры происходит в процессе подготовки и проведения общешкольных мероприятий, акций, занятий, в процессе знакомства с произведениями Донских писателей и поэтов, в ходе походов и экскурсий, путем осуществления различных форм взаимодействия с представителями других творческих объединений, общественных организаций, учреждений образования и культуры, в ходе создания школьного мини-музея. Методы, применяемые в каждом конкретном случае, отличаются, с одной стороны, стандартностью хорошо зарекомендовавших себя педагогических средств, с другой – новизной и оригинальностью (драматизация, эмоционально-нравственная нагрузка, персональная ответственность, личностная ориентация). Казачьи традиции, обряды и нормы жизни, фольклор и духовность народов, населяющих Ростовскую область, разносторонняя городская культура – все это работает на ум и сердце наших воспитанников. В любом деле успех складывается из инноваций, опирающихся на крепкие традиции.
Рассмотрим некоторые из форм подробнее.
Создание школьного мини-музея. Квнедрению в воспитательный процесс казачьих ноток педагоги подошли творчески и начали с создания школьного мини-музея. В уголке казачества собрана коллекция вещей, составляющая быт казачьей семьи: утюги, керосиновые лампы, рушники, коромысла,
Началом краеведческой работы в «Центре образования для детей с ОВЗ» явился мини-музей. Показать особенности жилища казаков, познакомить с укладом хуторской жизни, видами деятельности – такова цель создания школьного музея.
Экспонаты музея задействованы в общешкольных мероприятиях: календарных, фольклорных праздниках.  Материалы музея используются на уроках истории, естествознания, географии, изобразительного искусства.
Общешкольные мероприятия направлены на изучение традиций проведения народных праздников, обрядов, позволяющих погрузиться в атмосферу исторического прошлого казаков.
Педагоги «Центра образования» проводят различные мероприятия: календарные, тематические, фольклорные праздники. Праздники позволяют воспитанникам продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, узнать новое о Донских традициях. Каждое такое мероприятие вызывает положительные эмоции у воспитанников и надолго запоминается.
Походы, экскурсии. Следующая форма регионоведческой работы – экскурсия. Организовываем экскурсии к историческим памятникам и памятным местам (станица Старочеркасская), посещаем выставки (выставка «Вахта памяти воинской славы» Ростовского духовно-патриотического Центра святого Георгия Победоносца), в Новошахтинский историко-краеведческий музей, в зоопарк и на предприятия города. Эффективным средством получения знаний о родном крае являются прогулки-наблюдения в природу и походы. Эти формы внеурочной деятельности пользуются особой популярностью у воспитанников.
Взаимодействие с учреждениями образования и культуры.
На территории, примыкающей к нашему ОУ, расположены Дом культуры и клуб п.Соколово-Кундрюченского, библиотека имени М.А.Шолохова, два общеобразовательных учреждения, храм Архистратига Михаила. Со всеми учреждениями заключены договоры социального партнерства о взаимодействии и сотрудничестве.
В рамках реализации идей проекта по внедрению регионального компонента проведены совместные мероприятия с клубом п.Соколово-Кундрюченского, библиотекой имени М.А.Шолохова при участии настоятеля храма Архистратига Михаила:
Муниципальный фестиваль «Из-за Дона песню выведу», 2015 г. (по инициативе ОУ и при поддержке клуба поселка Соколово-Кундрюченского);
Литературный вечер «Певец Земли Донской», посвященный 110-летию со дня рождения М.А.Шолохова;
Фольклорный праздник «Покров чудесный»;
Муниципальный фестиваль «Поем тебе, Россия!»;
Праздники православной книги (ежегодно).
Внеклассное чтение. Внеклассное чтение — это чтение воспитанниками произведений Донских писателей и поэтов, научно-популярной литературы о родном крае. Внеклассное чтение способствует созданию ярких образов, расширяет кругозор, развивает интерес к Донскому краю, влияет на чувства детей, формирует их нравственный облик, что особенно важно для воспитанников специальной (коррекционной) школы.
Помощь в руководстве внеклассным чтением оказывает ведение читательских дневников. 
Дневник служит не только основой беседы с воспитанниками о прочитанном произведении, но позволяет им лучше запоминать прочитанное, выделять в нем главное, давать оценку поступкам героев.
Автор произведения Название произведения Когда начато чтение Когда окончено чтение Что ты узнал из книги Впечатления о прочитанномПроведена работа по созданию читательских уголков. В каждом из них регулярно происходят выставки книг Донских писателей и детской православной литературы.
ЧДТ (часы детского творчества). ИЗО студия «Художник». Особое внимание в реализации программы уделяется художественно-эстетическому направлению. Знакомство воспитанников с декоративными возможностями местных материалов раскрывает большие возможности для творчества, и позволяет реализовывать их потенциальные творческие задатки. А самое ценное, что обращение к творчеству создает огромную базу для усвоения знаний о родном крае, знакомит с традициями донского края.
На ЧДТ воспитанники обучаются изготовлению поделок в различных техниках: вышивка лентами, вышивка крестом, выкладывание бисером, пайетками и бисероплетение, объемное моделирование из фоамирана.
В этом учебном году ребята освоили новые направления работы, новые материалы использованы для выполнения творческих работ. Воспитанники научились работать с шерстью, преобразуя ее в удивительные произведения искусства путем рисования и валяния.
На занятиях в изостудии «Художник» воспитанники осваивают технику живописи, графики, росписи на керамике, создают различные проекты по украшению «Центра образования детей с ОВЗ».
Результат – выставки творческих работ воспитанников и участие в конкурсах различных уровней.
Деятельность «Центра образования» в статусе областной инновационной площадки потребовала обновления содержания образования и использования адекватных этому процессу педагогических технологий. Выбор технологии – поле для творческой деятельности воспитателя, показатель и перспектива его профессиональности и творческого потенциала.
Таким образом, наряду с традиционными формами и методами реализации регионального компонента во внеурочной деятельности используются современные технологии:
личностно-ориентированные технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
технологии проектного обучения;
дизайн-технологии;
технология воспитания духовной культуры молодого поколения;
здоровьесберегающие технологии;
технологии экологического воспитания;
технология «Портфолио».
Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством внедрения регионального компонента. Сегодня невозможно представить организацию внеурочной деятельности без использования средств ИКТ: проектора, цифровых фотоаппаратов, музыкального центра  и видеокамер. Педагогами выделено несколько форм применения ИКТ, которые можно использовать в условиях «Центра образования для детей с ОВЗ». Это такие формы, как готовые электронные продукты (электронные энциклопедии), мультимедийные презентации, интернет-ресурсы, видеоролики, аудиозаписи, видеофильмы, диски с иллюстрациями. Воспитателями созданы учебные мультимедийные презентации по изучению быта, традиций, природы родного края.
Технология проектов. Немаловажное место при внедрении регионального компонента в учебно-воспитательный процесс ОУ занимает проектная деятельность воспитанников.
По определению проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков воспитанников. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность воспитанников - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными.
Воспитанниками «Центра образования» выполнены следующие творческие проекты:
Проект «Крупеничка – казачья кукла». Воспитанники изготовили из ткани и ниток куклу. Наполнили ее рисом. Получилась замечательная «крупеничка». Этапы работы зафиксировали в творческом дневнике проекта, заполнили оценочный лист. Под руководством педагога создали презентацию, в которой отразили последовательность действий. Итог – воспитанники стали лауреатами Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».
Проект «Мышка» (сухое валяние из шерсти). Валяние из шерсти (фильцевание) - это особый процесс, в результате которого из шерсти создаются объемные игрушки, одежда и прочие полезные и красивые вещи. Воспитанники сделали своими руками из шерсти мягкую игрушку - забавную мышку. Выполнили все вышеперечисленные действия. И снова – участникии победители Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».
Воспитанниками выполнены серия проектов по оформлению спальных помещений «Центра образования» в казачьем стиле: «Казак и казачка», «Птицы Дона», «Донские орнаменты», «Донские травы» и др. Каждый проект индивидуален и подобран с учетом особенностей помещений и проживающих в нем детей.
Дизайн-технологии. В рамках проекта была организована творческая лаборатория по созданию коллекции казачьих костюмов. Творческая лаборатория, как особенный формат мероприятия, способствует приобщению к культурным традициям без отрыва от современности. В начале освоения казачьего костюма воспитанники изучали литературу, посетили музей, смотрели видеофильм, который рассказывает о происхождении казаков, их обычаях и ценностях, затем на основе увиденных кадров перечисляли наименования мужской и женской одежды. Следующим этапом исследования был анализ современного костюма, в котором присутствуют детали традиционного казачьего костюма, так в современной женской одежде стиля «милитари» используются детали мужского казачьего костюма: китель, папаха, шаровары. После изучения современных тенденций в одежде выполняли эскизы мужской и женской современной одежды с использованием элементов традиционного казачьего костюма. Эта часть была самой значимой, поскольку показала, насколько понравился участникам традиционный костюм казаков и считают ли они его красивым. Также в эскизах выражается и понимание детей относительно того, как использовать элементы казачьего костюма в современной одежде.
Технология воспитания духовной культуры молодого поколения. Одной из задач программы внедрения регионального компонента в воспитательный процесс является воспитание духовно-нравственного и физически здорового поколения на основе исторических традиций России, родного края, казачества.
Для выполнения поставленной задачи за 2013-2016 годы выполнен целый комплекс мероприятий:
Регулярные посещения храма Архистратига Михаила, участие в значительных событиях в жизни храма: праздниках, акциях древонасаждения;
Поездки по Святым местам;
Организация бесед с настоятелем храма Архистратига Михаила;
Участие приходского священника в жизни «Центра образования детей с ОВЗ», посещение мероприятий, участие в работе Попечительского Совета;
Участие в конкурсах духовно-нравственного направления (Епархиальных «Красота Божьего мира», «Свет Рождества», «Пасха Светлая. Пасха Красная». Участие на протяжении 4 лет во всех конкурсах, проходящих на базе духовно-патриотического центра села Арское Ульяновской области. Литературные работы воспитанников включены в сборник «Духовно-нравственное воспитание молодежи»);Чтение детской православной литературы.
Здоровьесберегающие технологии. Казаки  всегда стояли крепко  за свою родимую сторонушку.  В любой момент готовы были оказать помощь Родине, верно служили ей и всегда находились в отличной боевой форме. Наш «Центр образования для детей с ОВЗ» является кузницей казачьего братства, а ребята-казачки с младых ногтей стараются быть в отличной спортивной форме, не забывают о чувстве «локтя», знают, что такое боевой командный дух.
Для воспитания в духе казачества регулярно проводились разнообразные спортивные мероприятия. Соревнования «Ай, да казаки!», «Казачья воинская слава» (совместно с сектором по физической культуре, спорту и туризму Администрации г.Новошахтинска)– пример проводимой работы.
Технологии экологического воспитания. Школа - это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым не только изнутри, но и снаружи, тем более что «Центр образования» – одна из школ города, имеющая пришкольный участок и в непосредственной близости участок лесопарковой зоны.
В рамках экологического направления программы проводим экологические десанты, субботники, создаем новые клумбы, проводим озеленение территории. За каждым классом закреплена территория с зелеными насаждениями, и воспитанники регулярно следят за их состоянием, ухаживают за растениями. Высадили большое количество декоративных, цветочных, овощных культур нашего региона.
Технология «Портфолио» обеспечивает личностно-ориентированный подход в воспитании. Работа над портфолио пока только начинается, это наш долгосрочный проект. Портфолио  позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности.
В связи с использованием педагогических современных технологий внедрения регионального компонента «Центр образования детей с ОВЗ»  получил:
Повышение уровня воспитанности обучающихся;
Уменьшение численности детей группы риска;
Увеличение процента воспитанников, являющихся участниками городских, областных, всероссийских и международных конкурсов;
Положительную динамику активности всех воспитанников в социально значимых акциях;
Рост активности педагогов в методической работе;
Увеличение степени удовлетворенности родителей качеством образования;
Расширение взаимодействия с общественными организациями.
Достигнутая успешность инновационной деятельности в ОУ зависит не только от активного использования педагогических технологий во внеурочной деятельности, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия педагогов, а также конструктивная совместная работа с воспитанниками. Наши дети трудолюбивы и любознательны, позитивно относятся к школе, уважают старших и берегут природу. Считаем, что все поставленные нами цели и задачи были выполнены в ходе выполнения программы.
Тарасюк Н.А., воспитатель,
руководитель МО воспитателей.