План-конспект урока по предмету слушание музыки на тему Женские певческие голоса
III четверть
План урока №1
Тема: Музыкальный инструмент – человеческий голос. Женские певческие голоса.
Цель: познакомить обучающихся c разновидностями женских певческих голосов.
Задачи:1. Образовательная: дать понятия женских певческих голосов: сопрано, меццо-сопрано, контральто.
2.Воспитательная: осознанное отношение к звучанию женских певческих голосов.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, перспективы, сравнения, музыкального обобщения.
Демонстрационный материал: изображения фотографий певиц(сопрано, меццо-сопрано, контральто).
Музыкальный материал: Ж.Бизе опера «Кармен» - Хабанера;Д.Пуччини опера «Джанни Скикки» - ария Лауретты «O mio bambino caro»; П. Чайковский Ариозо Татьяны «Пускай погибну я…» из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка Ария Ратмира «И жар, и зной сменила ночи тень» из оперы «Руслан и Людмила».
Оборудование: мультимедиа, ноутбук, колонки.
Использование ИКТ: жесткий диск, флэш-накопитель
Список методической и используемой литературы
1. Программа учебного предмета ПО.02.УП.02. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», для учащихся 1-3 классов.
Срок реализации – 3 года.
2.Элетронные ресурсы: http://music-education.ru/muzhskie-i-zhenskie-pevcheskie-golosa/
http://youtube.com
Название ресурса: тематическая подборка материала
Ход урока
На протяжении всей истории человечества, люди создали множество музыкальных инструментов. На звание старейшего из них претендуют и барабан, и пастуший рожок, но самым главным, самым первым и, кстати, самым совершенным музыкальным инструментом, является голос. Ровесник человечества, дар, преподносимый щедрой природой каждому ребёнку, а как распорядиться таким даром впоследствии, люди решают сами.
Удачное строение горла, голосовых связок, ещё нескольких важнейших элементов и деталей “певческого аппарата” необыкновенно важны для формирования сильного звука, приятного тембра и большого диапазона певца.
По своему страстному накалу, по силе эмоционального воздействия на слушателей с голосом не может сравниться ни один инструмент. Вот почему поклонников и фанатов у вокалистов всегда несколько больше, чем у самых лучших инструменталистов.
Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто.
Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею). Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным.
Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием. Диапазон этого голоса – две октавы (от ля малой октавы до ля второй). Меццо-сопрано обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру. Представительница: Елена Образцова
Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.
Д/з 1) Выучить женские певческие голоса и их представительниц.