План-конспект открытого урока по предмету «Слушание музыки»


МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 7»

План-конспект
открытого урока
по предмету «Слушание музыки»
Тема урока: «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
Дата проведения: 25 октября 2012 года
Преподаватель первой квалификационной категории
Звягина Елена Вячеславовна
Курск, 2013
Тема урока: «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского».
Цель урока: познакомиться с пьесами П.И.Чайковского, раскрыть их образное содержание.
Задачи:
Образовательные: ознакомить обучающихся с новыми музыкальными произведениями, добиться осознанного понимания характера произведения.
Развивающие: расширение музыкального кругозора, обогащение словарного запаса, развитие образного мышления, приобретение навыков анализа прослушанного произведения, рассказа о музыке.
Воспитательные: воспитание навыка слушания музыкального произведения, внимательности, усидчивости.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповая.
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
Группа обучающихся: 1 класс струнно-смычкового и фортепианного отделений в количестве 10 человек.
Методы и технологии обучения:
Словесные: беседа, рассказ, опрос.
Наглядные: иллюстрации музыкальные и художественные.
Практические: прослушивание и анализ музыкального произведения; Здоровьесберегающие: разнообразие форм работы, смена деятельности в течение занятия.
Интерактивные методы: соревновательные элементы.
Проблемные методы:самостоятельныйанализпрослушанного произведения.
Технологии личностно-ориентированные (выявление индивидуальности обучающихся, опора на их субъективный познавательный опыт) и активного обучения (игровые формы изучения материала).
Оснащение урока:
Презентация на тему «Краски «Детского альбома» П.И.Чайковского», ноутбук, медиапроектор, экран, музыкальный центр, аудиозаписи пьес из сборника «Детский альбом»: «Немецкая песенка», «Старинная Французская песенка», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Итальянская песенка», нотный сборник «Детский альбом», дидактический раздаточный материал, цветные карандаши.
Ход урока
Организация на урок. Вводное слово. (1 мин.)
На экране слайд:
«Музыка о детях и для детей», «Краски «Детского альбома»
Преподаватель: здравствуйте, дети! Сегодня на уроке «Слушание музыки» мы продолжаем изучение темы первой четверти: «Музыка о детях и для детей». Вот уже третий урок мы будем путешествовать по страницам фортепианного сборника великого русского композитора.
Повторение пройденного. 5 мин.
Дети, назовите фамилию композитора, чьё творчество мы сейчас изучаем?
Предполагаемый ответ обучающихся: Пётр Ильич Чайковский.
На экране слайд:
Портрет П.И. Чайковского, первое издание сборника «Детский альбом»
На экране перед вами портрет композитора, а рядом изображение первого издания сборника фортепианных пьес «Детский альбом». Сейчас этот сборник выглядит иначе – с цветными иллюстрациями, со стихами. Но музыка великого композитора не изменилась и звучит так же, как и сто пятьдесят лет назад.
Расскажите историю создания этого сборника.
На экране слайд:
Кадр из мультипликационного фильма по «Детскому альбому»
Предполагаемый ответ обучающихся:
Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор. Для своего племянника он сочинил сборник из 24 фортепианных пьес, в которых отражены многие моменты жизни ребёнка - от утреннего пробуждения до вечерней молитвы: здесь и музыкальные рассказы об игрушках, и модные в 19 веке танцы: полька, вальс, мазурка, и песни разных стран, привезённые композитором из далёких путешествий.
Какие пьесы из «Детского альбома» мы слушали на прошлых уроках?
Предполагаемые ответы обучающихся: «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Вальс» и др.
Игра-закрепление материала. 10 мин.На экране слайд: Кадр из мультипликационного фильма, иллюстрация к пьесе «Немецкая песенка»
Преподаватель: сейчас мы прослушаем две пьесы контрастного характера. Для начала вспомним, как звучат эти пьесы.
Звучит «Немецкая песенка»
Преподаватель: как называется эта пьеса?
Предполагаемый ответ обучающихся: «Немецкая песенка».
Преподаватель: расскажите, какой характер у этой пьесы?
Предполагаемый ответ обучающихся: весёлый характер.
На экране слайд: Кадр из мультипликационного фильма, иллюстрация к пьесе «Старинная французская песенка»
Звучит «Старинная французская песенка»
Преподаватель: как называется эта пьеса?
Предполагаемый ответ обучающихся: «Старинная французская песенка».
Преподаватель: расскажите, какой характер у этой пьесы?
Предполагаемый ответ обучающихся: грустный характер.
Преподаватель: дети, ваш словарный запас ещё не богат. Чтобы научиться интересно рассказывать о музыке, суметь высказать все те впечатления, которые вы получаете от прослушивания музыки, нам с вами надо пополнять свой словарный запас.
Возьмите красный и синий карандаши и карточки со словами, которые лежат на ваших партах.
На экране слайд: Кадры-подсказки из мультипликационного фильма, иллюстрации к пьесам «Старинная французская песенка» и «Немецкая песенка»
Задание: Подобрать слова из списка слов (словаря), определения, подходящие по характеру к прослушанным мелодиям и обвести их разными цветными карандашами.
Словарь: бодрая, задумчивая, мрачная, яркая, плавная, напряженная, радостная, стремительная, грустная, весёлая, спокойная.Преподаватель: подведём итог. К «Немецкой песенке» подходят такие определения из нашего словаря: бодрая, яркая, радостная. К «Старинной французской песенке» подходят такие определения из нашего словаря: задумчивая, плавная, спокойная.
Чтобы лучше выражать свои мысли, вам надо пользоваться большим количеством слов и определений. Запомните слова, которые мы узнали на сегодняшнем уроке и используйте их в рассказах о музыке.
В нашем словаре осталось ещё несколько слов. Возможно, они ещё пригодятся нам сегодня на уроке.
Объяснение нового материала (продолжение темы, 15 мин.)
На экране слайд: Картина народного гулянья. Звучит «Русская песня».
Композитор Чайковский путешествовал по многим странам: Франции, Италии, Германии, и свои музыкальные впечатления о них передавал в музыкальных произведениях. Но больше всего ему были дороги образы и мелодии родной страны - России. Мы с вами уже говорили о том, чем занимались знатные и состоятельные люди во времена Петра Ильича Чайковского, в 19 веке. Они гуляли, посещали балы и театры, ездили на охоту, по вечерам дома читали, беседовали, музицировали.
А чем занимались простые pyccкиe люди? Прежде всего, работали. Но и отдыхать умели. На праздники устраивали народные гулянья, пели песни, водили хороводы.
А ещё русский народ любил слагать сказки.
Преподаватель: Дети, каких сказочных героев из русских народных сказок вы знаете?
Предполагаемые ответы: колобок, Иванушка Дурачок, Василиса Прекрасная, Царевна - Лягушка, Кошей Бессмертный, Баба-Яга.
На экране слайд: Знак вопроса.
Преподаватель: Сейчас я загадаю вам музыкальную загадку.
Послушайте эту новую для вас пьесу и опишите характер музыки.
Звучит пьеса «Баба Яга»
Предполагаемый ответ обучающихся: мрачная, напряженная, стремительная.
Преподаватель: правильно, дети. Эти слова тоже были в нашем словаре, и вы правильно определили характер этой пьесы. А теперь давайте подумаем, какое название можно дать этой пьесе?
В процессе обсуждения возникает несколько вариантов названий произведения.
На экране слайд: Кадр из мультипликационного фильма, иллюстрация к пьесе «Баба Яга»
Преподаватель: давайте ещё раз прослушаем это произведение, и попробуем составить устный рассказ: «Что Баба Яга делала в лесу?»
Звучит пьеса «Баба Яга»
Рассказы учащихся.
Музыкальная викторина. 7 мин.
Преподаватель: дети, мы уже несколько уроков посвятили изучению «Детского альбома», и я хотела бы проверить, хорошо ли вы запомнили прослушанные пьесы. Музыкальная викторина – это ответы на музыкальные вопросы: какая пьеса звучит?
На экране слайд: Картинки-иллюстрации к пьесам «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Немецкая песенка», «Старинная французская песенка», «Итальянская песенка».
Дети прослушивают пьесы и называют их, пользуясь иллюстрациями на экране, как подсказками.
Домашнее задание (2 мин): нарисовать картинку к пьесе «Баба Яга», составить и записать рассказ по картинке, употребляя слова, использованные на уроке.