Урок на тему Щелочные металлы
ФИО (полностью)
Лещенко Ольга Павловна
Место работы
МОУ Кимильтейская СОШ
Должность
Учитель химии и биологии
Предмет
химия
Класс
9
Тема и номер урока в теме
Щелочные металлы, урок №1
Базовый учебник
Г.Е.Рудзитиз. Ф.Г.Фельдман. « Химия-неорганическая и органическая»
ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Щелочные металлы.
Цели урока: усвоение свойств щелочных металлов.
Задачи урока.
Образовательные:
усвоение свойств щелочных металлов,
умение выделять существенные признаки и свойства объектов ,классифицировать факты
умения делать выводы.
Развивающие:
-развивать логическое мышление, внимание и воображение учащихся;
- работать над развитием речи;
- развивать навыки работы с тестовыми заданиями
- развивать сетевую культуру учащихся;
- способствовать развитию интереса к процессу обучения;
Воспитательные:
- воспитывать культуру поведения
- совершенствовать навыки работы на компьютере;
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, образцы щелочных металлов.
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, браузер для работы в Интернете.
Оборудование на случай, если техника подвела: образцы щелочных металлов в запаянных ампулах, магнитная доска, карточки с индивидуальными заданиями.
Краткая характеристика файлов: К уроку создана презентация в программе Power Point, которую учитель может использовать для демонстрации материала
План урока.
№
Этап урока
ЭОР
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Вре-мя (мин)
1
Организацион-ный момент.
Сообщение темы и цели урока
През-ция (1-2)
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Сообщает учащимся тему и цели урока.
2
2
Актуализация знаний и умений
Отвечают на вопросы учителя по местоположению щелочных металлов в Периодической системе химических элементов, название трех металлов зашифрованы в виде ребусов
Ставит перед учащи-мися проблемную ситуацию. Задает вопросы учащимся, координирует выполнение задания учащимися.
5-7
3
Изучение нового материала
(слайд 3-7)
Слушают сообщения учащихся. Знакомятся с новым материалом урока. Рассматривают физические свойства металлов, химические свойства металлов, применение и получение металлов
Задает вопросы учащимся, заслушиваются сообщения учащихся.
Продолжает излагать новый материал урока.
7-10
1
2
Смотрят видеофрагмент о взаимодействии щелочных металлов с водой, и друг с другом.
Демонстрирует фрагменты фильмов учащимся, комментирует их
3-4
2
4
Закрепление и проверка знаний учащихся.
3
Выполнение и проверка интерактивных заданий учащимися у доски по очереди
(если есть возможность, то уч-ся выполняют индивидуальные задания на компьютерах)
Демонстрирует, контролирует, координирует выполнение задания.
10
5
Домашнее задание
Слушают вопросы к дом.заданию
Объясняет выполне-ние домашнего зада-ния.
1
6.
Вопросы учащихся
Задают вопросы учителю
Отвечает на вопросы учащихся
1
7
Итог урока.
Подводят итог урока, делают выводы, отвечают на вопросы учителя.
Формулирует выводы, вопросы учащимся. Выслушивает их ответы. Сообщает оценки за урок.
1
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Приветствие, проверка присутствующих. Сообщение темы и цели урока. Объяснение хода урока. (Слайд 1-2)
2. Актуализация знаний
После расшифровки ребусов учащиеся отвечают на вопросы
Какие это металлы?
Какие еще металлы кроме этих трех мы можем отнести к щелочным металлам?
Как называется эта группа металлов?
Почему эти металлы называются «щелочными»
3. Изучение нового материала
План изучения темы:
Строение атомов щелочных металлов. Двое учащихся работают у доски, рассказывают о строении атомов лития и натрия (слайд 3).
Физические свойства металлов
Сообщение учащихся. (слайд 4-5)
Металлы серебристо –белого цвета, твердость и температура плавления снижаются от лития к францию. На воздухе быстро окисляются и образуют оксиды. Очень мягкие, легко режутся ножом, в лаборатории хранят под слоем керосина.
Химические свойства щелочных металлов. (Слайд6-7)
Из-за своей высокой химической активности щелочные металлы в природе в свободном виде не встречаются, а только в виде соединений. Натрий встречается в виде хлорида натрия и мирабилита или глауберовой соли. Богатый источник глауберовой соли- это залив Кара-Богаз-_Гол. .Морская вода, проходящая через него вносит огромное количество солей .За тысячелетия соленость воды поднялась до 24% ,когда температура воды опускается до5,5%,соль начинает кристаллизоваться и оседает на дно, Самые распространенные соединения калия в п это сильвинит и карналлит. Содержание натрия в организме человека 100 грамм. Он активно участвует в обмене веществ в живых организмах, входит в состав многих лекарственных препаратов, в том числе таких как питьевая сода , норсульфазол .Натрий используется в атомных реакторах, с его помощью получают такие ценные металлы как цирконий, тантал. Катализатор при синтезе каучука. Калий необходим для нормального роста растений, с его помощью получают порох, соединения калия используют при производстве спичек и стекла. В организме человека 140 граммов калия.
Просмотр видео-роликов:
Взаимодействие щелочных металлов с водой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Закрепление и проверка знаний учащихся.
Учащиеся выходят по очереди к доске и выполняют интерактивные задания. (если есть возможность, то учащиеся могут выполнять индивидуальные задания на компьютерах)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Домашнее задание.
Ответьте на вопросы к сказке.
1) О каком химическом элементе идет речь?
2) Составьте возможные уравнения реакций.
3) Как называется семейство этих элементов?
Сказка для учащихся.
Все гуляют, дышат воздухом, даже купаются в реке, а я вынужден лежать под слоем керосина, потому что на воздухе мои серебряные бока покрываются тусклой белой пленкой. Постепенно я весь могу превратиться в рыхлый белый порошок. А в воде сразу начинается скандал. Она шипит, выделяет какой-то бесцветный газ и меня подбрасывает, я бегаю по воде. Иногда, охваченный пламенем, если в воду после этого добавить фенолфталеин, он становиться малиновым. Мои соседи по подгруппе похожи на меня, поэтому мы все имеем одно название. За мной стоит химический элемент, который образует простое вещество, горящее под водой. Раньше фотографы использовали процесс его горения как вспышку, если я прихожу в гости к моему другу хлору, то нас сразу отправляют на кухню, да еще норовят бросить в суп или гуляш. Люди считают, что после этого блюдо становится вкуснее, правда по одиночке они нас не едят, остерегаются.
Творческая часть :Составить сказку, загадку, ребус про щелочные металлы. ( на выбор)
6. Вопросы учащихся.
7. Подведение итогов урока.
Конец урока.
Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявле-ния
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
И-тип,
видео- ролик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(посмотреть опыт)
2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
И-тип,
видео- ролик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(посмотреть опыт)
3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
П-тип, интерактивное задание
Flash- ролик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14515
15