Конспект урока по химии Получение галогенов

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»
Тип урока:
по основной дидактической цели: изучение нового материала.
по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
Методы урока:
по характеру познавательной деятельности: объяснительно –иллюстра-
тивный, проблемно – поисковые. 2. по виду источника знаний: словесно – наглядные 3. по форме совместной деятельности учителя и уч - ся: рассказ, беседа
Средства обучения:
локальная компьютерная сеть, мультимедиа.
Контроль результатов обучения:
а) по способу организации: индивидуальный б) по способу подачи информации: компьютерный контроль с использованием ЦОР
Оборудование: ПК, медиапроектор, локальная компьютерная сеть, ЦОР Интернет Ресурсы ЦОР:
1.Видеоопыт «Возгонка йода» mp4,
2.Модули к уроку:
А) Строение атомов галогенов 322i.oms,
Б) Природные соединения галогенов 332i.oms ,
В) Физические свойства галогенов и способы их получения 323i.oms,
Г) Тренажер « способы получения галогенов» 326р.oms

Цели урока:
1.образовательные:
Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.
2.развивающие:
расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно – коммуникативные и проектные технологии
развитие критического мышления, способности к рефлексии;
обеспечение системности учения; умения анализировать.
развитие коммуникативных навыков, навыков самостоятельного химического
эксперимента с соблюдением правил по ТБ.
3. общеучебные:
а) учебно – организационные: составлять таблицы.
б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно – информационные: пользоваться компьютером.
4. воспитательные:
воспитание положительной мотивации учения,
воспитание правильной самооценки и чувства ответственности;
воспитание культуры поведения, общения и культуры умственного труда.

Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания учащихся о галогенах, изучить свойства соединений галогенов,  способствовать развитию умения мыслить логически и владеть химическим языком; переходу от формального – логического восприятия материала данной темы к образно-логическому мышлению с использованием разноуровневых, посильных и нестандартных задач.
2. Развить навыки наблюдения, выявления ошибок, решения задач, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и делать выводы; учить размышлять, делать предположения, прогнозировать.
3. Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
4. Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля. Показать связь изучаемой темы с жизнью. Воспитывать научное мировоззрение на основе взаимосвязи свойств и строения.
Оборудование: На столах учеников: Кристаллы йода, раствор нитрата серебра, растворы Nacl, NaBr, NaI, спиртовки
Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.
Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся
Средства обучения: таблицы, химическое оборудование и реактивы, компьютер.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:
1.     Анализ учебной информации
2.     Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, астрономией.
3.     Выдвижение гипотез
4.     Анализ и составление обобщающих таблиц.
 Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:
Во время изучения данной темы будут использованы иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные по физико-химическим свойствам и значении водорода и воды; ресурсы компакт-дисков, содержащих информацию и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства – Microsoft Word, и др. для подготовки материалов к уроку и самостоятельной работы учащихся.


Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
·        Получают знания о строении, свойствах и значении соединений галогенов на Земле. Получают представление о распространенности соединений галогеноводородов в природе
·        Приобретают знание физических и химических свойств галогенов.
·        Знакомятся с важнейшими областями применения соединений галогенов
·        Приобретают умение объяснить причину опасности работы с  соединениями галогенов.
·        Приобретают навыки работы с химическими веществами и оборудованием
·        Умеют использовать средства Microsoft Word, , Microsoft Power Point, Microsoft Office для подготовки презентаций, рефератов, докладов, проектных работ по данной теме.
Список литературы:
Горковенко М. Ю. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
Интернет ресурсы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложения:
1.Видеоопыт «Возгонка йода»
2.Модули к уроку:
А) Строение атомов галогенов,
Б) Природные соединения галогенов,
В) Физические свойства галогенов и способы их получения,
Г) Тренажер.



 Структура урока
 I.Ориентировочно-мотивационный блок (Предъявление темы, обоснование её актуальности, возбуждение интереса к ней). Вводная беседа, создание проблемной ситуации.
II. Информационный блок (Формирование стержневой проблемы, организация обсуждения по этапам, составление опорного конспекта.) III. Генерализация (Обобщение и систематизация результатов поиска и ответа на проблему, составление схем обобщающих поисковую деятельность )
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
                                                     Ход урока
Эпиграф к уроку:
 Опыт и наблюдение- таковы величайшие источники мудрости, доступ к которым открыт для каждого человека.
                                                            (Чаннинг.)
Организационный момент 1 мин
Цель этапа: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.
Актуализация знаний. 5 мин
Цель этапа: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса. Формулирование целей и задач урока, ожидаемых результатов.
Экспресс опрос класса: ( Модуль «Строение атомов галогенов» )
·        Какие элементы называются галогенами?
·        Охарактеризуйте положение галогенов в Периодической системе Д.И.Менделеева.
·        Каково строение атомов галогенов?
·        Какой из галогенов является самым электроотрицательным?
·        Как изменяются окислительные свойства галогенов с увеличеним порядкового номера?
·        Охарактеризуйте химические свойства галогенов.

III. Информационный блок ( Модуль «Физические свойства галогенов и способы получения ») 25 минут.
Тема нашего урока - «Соединения галогенов». Открыли тетради, записываем тему урока
Цель нашего урока: Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов. Изучить качественные реакции на галогенид-ионы. Рассмотреть свойства и применение важнейших соединений галогенов.
План нашего урока:
Физические свойства ,
История открытия галогенов,
Соединения галогенов,
Галогены в природе.
Получение галогенов.
1.Физические свойства
Галогеноводороды, – Это едкие газы с резким запахом, хорошо раствормые в воде:          (HF, HCl, HBr,HI)
Получение хлороводорода: NaСl(тв) + Н2SО4(конц) = НСl + КНSО4
Галогеноводородные кислоты образуются при растворении галогеноводородов в воде.
·        Фтороводородная   кислота ( плавиковая) HF.
·        Хлороводородная кислота (соляная) HCl
·        Бромоводородная кислота HBr. 
·        Йодоводородная кислота HI.


Оксокислоты:
·        Хлорная –        НСlO4                   Сl2O7
·        Хлорноватая – НСlO3                   Сl2O5
·        Хлористая –      НСlO2                  Сl2O3
·        Хлорноватистая- НСlO                 Сl2O.
Задание: Определите степени окисления хлора в оксокислотах и оксидах.
Соли: Фториды. Хлориды, Йодиды. Бромиды.
Опыт: Качественная реакция на галогенид – ионы:
 AgNO3 + KCl = KNO3 + AgCl (Выпадение белого творожистого осадка)
2.История открытия галогенов:
Хлор
1774 г.
“Хлорос” - желто-зеленый, открыл Шееле

Иод
1811 г.
“Иодэс” - фиолетовый, открыл Куртуа. Любимый кот ученого прыгнул на бутылки, содержащие золу морских водорослей в спиртовом растворе и концентрированную серную кислоту. Бутылки разбились, жидкости смешались, с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, который и оказался иодом.

Бром
1826 г.
“Бромос” - зловонный, открыл Балар. Получен при исследовании жидкости из растворенной в воде золы морских водорослей (при пропускании через нее хлора).

Фтор
1866 г.
“Фторос” - разрушающий. Анри Муассан был удостоен Нобелевской премии за открытие фтора. Однако, когда Муассан докладывал Парижской академии наук о своем открытии, один глаз его был закрыт черной повязкой. В истории фтора немало трагических страниц.

Опыт: Возгонка йода. (видеоопыт)
3.Соединения галогенов: 
Озоновый слой защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения. Каждый потерянный процент озона в масштабах планеты вызывает у людей до 150тысяч дополнительных случаев слепоты из-за катаракты, на 2,6 % увеличивает число раковых заболеваний кожи. Установлено, что жесткий ультрафиолетовый свет подавляет иммунную систему организма.
С начала1970-х гг. хлорфторуглеводороды (ХФУ), используемые как аэрозольные распылители и охлаждающие вещества (хладагенты), стали широко распространяться в тропосфере, например CFCI3 (фреон 11) и CF2CI2 (фреон 12).
Фреон 12 – применяется в растворителях дезодорантах и спреях для волос.
Это все привело к принятию более серьезных мер. Результатом симпозиума программы ООН, по окружающей среде в 1987г., в Монреале стало подписание 31 страной Монреальского договора, по которому развитые страны согласились сократить к 2000 г. производство ХФУ на 50%. Вслед за этим соглашением на встречах в Хельсинки (1989) и Копенгагине (1992) условие Монреальского договора стали более строгими, что привело к соглашению полностью запретить производство ХФУ в развитых странах к 1996). На высоте 15 – 25 км над землей находится озоновый слой атмосферы (его условная толщина при н.у. 3мм), защищающий живые объекты от жесткого ультрафиолетового излучения. Озоновый слой разрушают атомы хлора:
CI + O3 = CIO + O2
Один атом хлора уничтожает 100000 молекул O3 и может существовать до 300 лет.
Галогены и их соединения используются в науке и технике для приготовления различных материалов.
    Фтор применяют для синтеза фтороуглеродов - фреонов (они используются как хладоагенты и для распыления аэрозолей - красок, лаков и т.д.), химически стойких материалов - тефлонов (-CF2-CF2-). Фториды металлов находят применение при изготовлении оптических элементов - призм, фильтров, волоконных проводов для оптоэлектронной связи.
     Хлор используют при получении хлоридов металлов и неметаллов (например, AlCl3 , FeCl3,, PCl3 и т.д.), соляной кислоты, различных хлорорганических соединений: растворителей - тетрахлорметана CCl4, трихлорэтилена CHCl-CCl2, антисептиков и инсектицидов - ДДТ (дихлородифенилтрихлорэтана), лекарственных препаратов (хлоральгидрата - снотворного, гексахлорафена - бактерицидного вещества), отбеливателей.
     Бром и иод применяют в фотографии (галогениды серебра, свинца), при получении присадок к бензину (С2H4Br2), ингибиторов воспламенения, в галогенных лампах.
4 -5.Галогены в природе. Получение галогенов. ( Модуль «Природные соединения галогенов» )
Фторвстречается в природе в виде фторидов, например, флюорита CaF2. Фтор получают электролизом расплавов фторидов щелочных металлов. В лабораторных условиях фтор можно получить термолизом высших фторидов некоторых металлов, например,
2CeF4 = 2CeF3 + F2 .
Хлор встречается в природе, в основном, в виде хлоридов. Например, известны мощные залежи галита (NaCl), образовавшиеся при испарении соленых морей и озер. Основным методом получения хлора из галита является электролиз концентрированного раствора NaCl с диафрагмой, разделяющей катодное и анодное пространства:
2NaCl + 2H2O
В лабораторных условиях хлор получают взаимодействием концентрированной HCl с такими окислителями, как КMnO4 , а также MnO2, K2Cr2O7 и т.д.
16HCl + 2KMnO4 = Cl2 +2KCl +2MnCl2 + 8H2O.
Бром, содержащийся в морской воде и буровых водах в виде бромидов, извлекают путем обработки реакционной смеси хлором при рН=3.5, чтобы избежать образования солей оксокислот брома.
Аналогичным образом из буровых вод и золы, образующейся при сгорании морских водорослей, выделяют иод.
В лаборатории бром и иод получают взаимодействием галогенидов с окислителем (MnO2) в кислой среде, например:
MnO2 + 2H2SO4 + 2KI = I2 + MnSO4 + 2H2O + K2SO4..
Образующийся иод экстрагируют или отделяют перегонкой с водяным паром.


IV. Закрепление: Тест. Задания выполняются на листе индивидуальной работы \ тестовая проверка знаний по теме “галогены” с использованием компьютера ( Модуль Тренажер «Способы получения галогенов») . (14 мин)
V. Домашнее задание. &19,
Творческое задание .Написать сочинение о роли соединений галогенов в природе.
VI. Подведение итогов. Учитель оценивает учащихся, активно работающих на уроке, собирает листы индивидуальной работы.
VII. Рефлексия (2 мин)
Учитель: Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, что сегодня удалось, а что нет? Почему? Оцените свою активность на уроке по пятибалльной системе. (на столах имеются карточки с баллами).
Поднимите руки те, кому было сегодня интересно.
Поднимите руки те, кому было сегодня трудно.
Поднимите руки те, кому было сегодня легко.
Спасибо, урок окончен, все свободны.













                          Тест по теме: Галогены
 
1) Что общего в строении атомов галогенов:
1) радиус атома 2)заряд ядра 3)число электронов на внешнем слое

2) Как изменяется электроотрицательность в группе: F-Cl-Br-I
1) Уменьшается, 2)Увеличивается,
3)не изменяется.

3) Галогены являются:
1) окислителями 2)восстановителями 3)переходными элементами

4) Какими из попарно взятых веществ можно воспользоваться для получения хлороводорода:
1) NaCl (ТВ) и H2SO4 (р-р)
2) NaCl (р-р) и H2SO4 (р-р)
3) NaCl (ТВ) и H2SO4 (конц)

5) Формула хлорноватистой кислоты:
1) HClO   2) HClO2  3) HClO3
 

6) Степень окисления хлора в хлорной кислоте:
1 ) + 5,       2) +6,     3) +7
 

7) Различить галогеноводородные кислоты и их соли можно с помощью одного реактива:
 
1)  КСl,    2)АgNO3 , 3) ВаSO4
 
 
 

8) Назовите жидкий галоген:
1) Хлор, 2) Йод, 3) Бром

9) Хлор может вступать в реакцию с:
1) Н2О, 2) N2     3)O2



Таблица ответов
Номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вариант ответа











Oђ Заголовок 1Oђ Заголовок 215