Ана тілі та?ырыбы: Кітап ескірмейді
Уважаемые коллеги, вашему вниманию хочу представить опыт работы учителя- логопеда по теме: «Зрительная гимнастика как здоровье сберегающий компонент на логопедических занятиях».
Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. Большой объем информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учёба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Поэтому для качественного восприятия окружающего мира важно правильное формирование здорового зрения и постоянный контроль состояния зрения детей. В связи с этим я большое внимание уделяет охране и гигиене зрения детей, проведению лечебных и профилактических мероприятий: различных занятий, игр и упражнений, способствующих улучшению зрительной функции у детей. Зрительная гимнастика относится к технологиям сохранения и стимулирования здоровья наряду с динамическими паузами, пальчиковой гимнастикой, дыхательной, коррегирующей.
Гимнастика для глаз и отдельные упражнения проводятся на занятиях, связанных связаны со зрительным напряжением, на 10-11 минуте и проводятся 2-3 минуты.
Цель зрительной гимнастики: Включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот- расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Условия проведения зрительной гимнастики:
-фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони;
-длительность проведения гимнастики 2-3 мин. в младшей и средней группах, 4-5 минут в старших группах, упражнения следует проводить дважды в день;
-выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.
При выполнении гимнастики следует соблюдать общие правила:
-всегда снимать очки;
-сидеть (стоять) прямо, не напрягаясь расслабить плечи и опустить их;
-следить за дыханием, оно должно быть глубоким и равномерным;
-сосредоточить внимание на глазах;
-после выполнения упражнений хорошо потянуться, и часто поморгать.
Существуют следующие виды зрительных гимнастик:
Со стихами;
Со зрительными стимулами (предметами);
С сигнальными метками и схемами (потолочные и настенными);
С индивидуальными офтальмотренажерами;
Электронные зрительные гимнастики (представленная в виде мультимедийных презентаций);
Пальминг.
Занятия по дисграфии требует зрительного напряжения при выполнении письменных работ, поэтому в своей работе я использую сигнальные метки и схемы (потолочные и настенные).
Снимаем зрительное напряжение с помощью упражнения под стихотворный текст:
Друг другу повернитесь И широко улыбнитесь? А теперь немного поморгайте,
Поочередно с каждым глазом помигайте.
Опять немного поморгайте,
Глаза закройте, просто отдыхайте.
А вот теперь глаза
Зажмурьте вы.
Откройте широко,
Где очутились мы?
Но особенно дети предпочитают электронные зрительные гимнастики. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.
Мною была составлена памятка для учителей начальных классов с комплексами специальных упражнений для глаз, которые они могли проводить на уроках.
С детьми младшего школьного возраста рекомендуется проводить зрительную гимнастику в игровой форме, сопровождать стихами, музыкой, но можно проявив фантазию, использовать собственное сопровожденниеили совместить с проведением физкульт.минутки.
Таким образом, используя предложенные приемы, пособия и задания педагог на занятиях решит очень важную задачу- профилактику зрительных расстройств у детей.