Конспект открытого урока в 1 классе по литературному чтению (обучению грамоте) УМК «Начальная школа 21 века»
-1078230-431165
Конспект открытого урока в 1 классе
по литературному чтению (обучению грамоте)
УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Буква Ю в начале слова
(обозначение звуков [й] и [у] )»
Подготовила учитель начальных классов
Львова Ольга Александровна
Ход урока:
Самоопределение к деятельности. Орг. момент (1мин.)
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подровнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
Ребята, у вас на столах у каждого лежат по 2 картинки, солнышко – означает, что у вас хорошее настроение, а тучка – что вы пришли на урок с плохим настроением. Пожалуйста, выберите картинку и покажите, какое у вас сейчас настроение.
Актуализация знаний (работа с рисунками на доске – 5 мин.)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите? (рисунки)
Назовите их (буква Ю, Юля, Юра, юла и т.д.)
Как вы думаете, какая тема у нашего урока? (ответы детей)
Какие задачи урока мы с вами поставим перед собой? (отвечать на вопросы, учиться работать в парах, слушать учителя и товарищей, уважать мнение других, делать выводы, оценивать свою работу и работу товарищей.)
Все правильно ребята, молодцы, я надеюсь, мы вместе решим все поставленные нами задачи.
Ребята, а что мы с вами уже знаем про букву Ю? (ответы детей)
Работа со сказкой (5 мин)
Вы бы хотели узнать еще что-то интересное об букве Ю? (да)
А вы любите сказки? (да)
Сейчас я вам расскажу одну очень интересную сказку про букву Ю. Готовы слушать?
Жила-была буква Ю. Она была совсем юная, маленькая и глупенькая. Целыми днями она играла юлой, катая ее по полу. А носила буква ю очень красивую юбку. Одно огорчало букву Ю - другие буквы никогда не брали ее с собой ни в кино, ни в театры, ни на концерты. Также, бывало, они собирались вместе и обсуждали какие-то проблемы - а буковку Ю не звали. - Ты еще маленькая и ничего не знаешь, - так говорили они. - Сначала нужно немного подрасти. В один прекрасный день букве Ю это надоело, и она решила: я уже взрослая, пойду в школу. И пошла. Стала учиться, да еще на одни пятерки. В школе она узнала, что такое Юг, где находится Южный полюс, какие животные на нем обитают. Она узнала, что такое юрта, и кто такой юнга. Буква Ю узнала еще много нового и интересного об остальных буквах алфавита, а также о словах и всем Земном шаре. А другие буквы постепенно перестали называть Ю глупенькой и маленькой, и часто советовались с ней, когда нужно было разобраться в каком-то сложном вопросе. Буква Ю была счастлива. Но она не остановилась на достигнутом, она продолжала учиться и получать новые знания.
Вам понравилась сказка? (да)
А кто-нибудь запомнил из вас слова из сказки, в которых встречается буковка Ю?
Назовите эти слова (юла, юбка, юг, Южный полюс, юрта, юнга)
Все ли слова вам понятны?
Ребята, а как вы думаете, почему к буковке Ю стали относиться по-другому? (ответы детей)
Правильно, ребята, никогда не нужно останавливаться на достигнутом, а нужно двигаться вперёд, продолжать учиться и получать новые знания.
Значит и мы с вами, будем дальше развиваться, каждый раз узнавая и открывая что-то новое, согласны? (да)
Игра «Волшебники» (5 мин.)
Ребята, а вы знаете, кто такие волшебники?
Хотите побывать в роли волшебников? Тогда я вам предлагаю прямо сейчас начать творить настоящие чудеса. И начнем мы с разбора звуковой схемы слова ЮЛА.
- ребята, давайте произнесём слово юла так, чтобы отчетливо был слышен первый звук. Назовите его. ( й )
- определите, какой это звук, и фишкой какого цвета мы его обозначим? (мягкий согласный звук, зеленая фишка)
- произнесите слово юла так, чтобы отчетливо был слышен второй звук. Назовите его. ( у )
- какой это звук и фишкой какого цвета мы его обозначим? (гласный, красная фишка)
- произнесите слово юла та, чтобы отчетливо был слышен третий звук. Назовите его. ( л )
- какой это звук? (твердый согласный звук, синяя фишка)
- назовите его мягкую пару.
Найдите четвертый звук в слове юла (гласный, красная фишка).
Ребята, посмотрите пожалуйста, что у нас получилось? И подумайте, почему в слове юла всего три буквы, а звука 4? (ответы детей)
Какой мы можем сделать вывод?
А какой буковкой мы обозначим последний гласный звук и напишем в конце слова юла? (букву а)
Почему? (потому что перед этим гласным звуком стоит твердый согласный звук)
А теперь давайте с вами попробуем превратить звуковую схему слова юла, в звуковую схему слова Юля. (алгоритм работы тот же)
Й – мягкий согласный, зеленая фишка
У – гласный звук, красная фишка
Л, - мягкий согласный, зеленая фишка
А – гласный, красная фишка
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву А на Я, т.к. перед гласным звуком теперь стоит мягкий согласный звук).
Молодцы ребята. А кто догадался, почему в слове Юля буковки всего три, а звука 4?
Ну что, попробуем теперь превратить Юлю в Юру. (алгоритм работы тот же)
Й – мягкий согласный, зеленая фишка
У – гласный, красная фишка
Р – твердый согласный, синяя фишка
А- гласный, красная фишка
Ребята, посмотрите, пожалуйста, что у нас получилось. Поменялась одна фишка в нашей схеме. Как вы думаете, мы должны еще что-то здесь поменять? (последнюю букву Я на А, т.к. перед гласным звуком опять стоит твердый согласный звук).
Посмотрите, сколько букв в слове Юра? (три)
А звуков? (4)
А почему так получилось?
Молодцы ребята, отлично справились с заданием, из вас получились великолепные волшебники. И за это я вам хочу сделать небольшой подарок, показать мультфильм, для того чтобы ваши глазки немножко отдохнули.
Просмотр мультфильма «Буква Ю» (2 мин.)
Игра «Живые буквы» (7 Мин.)
А сейчас я вам предлагаю сыграть еще в одну игру, которая называется «Живые буквы». (Учитель раздает буквы А, Я, О, Е, Ю, У, - на парту по букве, и двоим ученикам по домику – синяя и зеленая фишки (они хозяева домиков)
Сейчас я вам буду рассказывать одну интересную историю, а вы станете ее героями.
- В одной прекрасной стране жили буковки, которые обозначали гласные звуки. Теплым летним днем была солнечная погода, и все гласные вышли погулять (учащиеся «буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу).
- Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучки, начался проливной дождь. Буквы увидели свои домики и устремились к ним, но Хозяева домиков могли пустить в домик только своих жильцов. Распределитесь буквы каждый в свой домик. (в синий – а. о, у; в зеленый – я, ю, е).
- Вот опять выглянуло солнышко, и буква А пошла на прогулку. Ей было одиноко гулять одной и она решила постучаться в зеленый домик. (тук-тук)
Буква А, какую буковку ты пригласишь на прогулку? (букву я) Почему? (потому что буквы а и я обозначают после согласных одинаковый звук а, буквой а обозначаем гласный звук А после твердых согласных звуков, буквой я - после мягкий согласных звуков).
Аналогичная работа проводиться с остальными буквами.
Первичное закрепление (работа в парах – 5 мин.)
Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, возьмите их, пожалуйста, и послушайте задание. Вам необходимо попробовать найти модель каждого слова, и соединить ее стрелочкой с рисунком. Будьте внимательны, но я уверена, что звуковые схемы слов вам помогут справиться с этим заданием. Кто закончит выполнять задание, поднимите вместе руки вверх.
(работают самостоятельно в парах)
Ну что, давайте проверим, у кого что получилось?
Выходите к доске и рассказывайте, что у вас получилось. Остальные ребята внимательно слушают и оценивают ответы своих товарищей.
Подведение итогов урока (5 мин.)
Ребята, вам понравился урок? А что больше всего понравилось? Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Решили мы те задачи, которые поставили в начале урока?
Возьмите, пожалуйста, вновь рисунки, и покажите, какое настроение у вас сейчас.
Всем спасибо за работу, урок окончен!