Примеры упражнений для коррекции самооценки подростков с задержкой психического развития
Примеры упражнений по коррекции самооценки подростков с ЗПР
1.Упражнение «Мы разные»: психолог или ведущий их класса спрашивает учеников: Кто из нас самый высокий? Кто из нас самый низкий? У кого из нас на одежде пуговицы? У кого из нас одинаковая обувь? У кого в одежде есть синий цвет? и др. Ученики должны уметь правильно выбрать ровесников.
2.Упражнение «Спиной друг к другу»: дети разбиваются на пары, которые встают спиной друг к другу. Некоторое время дети смотрят друг на друга, затем поворачиваются спиной друг к другу и поочередно описывают внешность и эмоциональное состояние своего партнера. Затем у партнеров изменяются детали одежды или внешности. Подростки должны увидеть и описать эти изменения
3.Упражнение «Обезьянки»: психолог предлагает двоим подросткам выйти перед классом. Один из подростков должен показать какую-либо позу, жест или движение. Второй подросток должен запомнить эту позу и затем повторить. После выполнения задания наблюдавшие ученики обсуждают правильность и точность действий второго подростка.
4.Упражнение «Правила гигиены»: школьникам предлагается при помощи мимики, жестов, поз и движений показать элементарные навыки гигиены (чистка зубов, умывание, причесывание и др.). Наблюдатели должны угадать, что имитирует подросток.
5.Упражнение «Повтори за мной»: кто-либо из учеников показывает серию движений или эмоциональных состояний. Остальные ученики запоминают эту серию и затем повторяют ее. В процессе выполнения задания класс обсуждает предъявляемые движения и эмоциональные состояния , а также точность их повторения.
6.Упражнение «Бабочка»: психолог предлагает ученику при помощи мимики, жестов, поз и движений изобразить следующую сценку: мальчик увидел на цветке очень красивую бабочку. Он решил рассмотреть ее поближе и осторожно подходит к ней, вытягивает шею, наклоняется поближе к цветку и вдруг бабочка улетает. Мальчик удивлен и немного расстроен.
7.Упражнение «Котенок боится»: психолог предлагает ученику при помощи мимики, жестов, поз и движений изобразить следующую сценку: котенок увидел на другом берегу ручья сою маму и хочет перебраться к ней, но боится зайти в воду. Он лапкой несколько раз пытается встать в воду, но каждый раз отдергивает лапку и стряхивает с нее капли воды.
8.Упражнение «Грязь»: психолог предлагает ученику при помощи мимики, жестов, поз и движений изобразить следующую сценку: Мальчик обувает ботинки и идет на улицу. На его пути разрыта дорога, много грязи. Мальчик идет очень осторожно, пытается не испачкать ботинки.
9.Упражнение «Грязная бумажка»: психолог предлагает ученику при помощи мимики, жестов, поз и движений изобразить следующую сценку: На полу лежит грязная бумажка. Мальчик должен поднять ее и выбросить в ведро. Он берет бумажку с отвращением кончиками пальцев и , отведя руку в сторону, бросает ее в ведро.
10.Упражнение «Конфеты»: психолог предлагает ученику при помощи мимики, жестов, поз и движений изобразить следующую сценку: У девочки в руках воображаемый кулек с конфетами. Она подходит к нескольким ученикам в классе и угощает их конфетами. Подростки берут угощение, разворачивают фантики и съедают конфеты.
11.Упражнение «Что это? Кто это?»: психолог предлагает подростку изобразить какой-либо предмет или животное с помощью мимики, жестов, поз, движений и звуков. Например, поезд, машину, чайник, дерево, волка, ежа, медведя, кошку. Остальные ученики должны угадать этот предмет или животное. После выполнения задания психолог обсуждает с детьми, по каким признакам они догадались, что это именно этот предмет или зверь.
12.Упражнение «Сказочные герои»: психолог делит учеников в классе на две группы. Каждой группе он предлагает сыграть небольшие спектакли по известным сказкам («Колобок», «Репка», «Красная шапочка» и др.), изображая героев сказки средствами мимики, пантомимики , жестов и поз. Каждая группа готовит свою сказку и показывает ее. Затем подростки должны угадать, что за сказку показали школьники из другой группы и кто какие роли исполнял.
13.Упражнение «Настроение»: психолог объясняет детям, что у людей в различных ситуациях может быть разное настроение и что люди могут испытывать разные чувства: радость, грусть, испуг, гнев, злость, отвращение, стыд, удивление. Затем психолог предлагает детям рассмотреть изображения людей в различных эмоциональных состояниях(рисунки и фотографий) и обсуждает каждое из изображений. После этого детям предлагаются конверты с незнакомыми им изображениями различных эмоциональных состояний. Психолог просит выбрать, например, всех веселых людей, затем всех недовольных и т.д.
14.Упражнение «Угадай настроение»: подростку предлагается с помощью пантомимических и мимических движений изобразить радость, удивление, гнев и др. состояния, а остальным угадать их. После выполнения задания психолог обсуждает с классом, насколько выразительно и понятно школьники отразили различные настроения.
15.Упражнение «Мой портрет»: подросткам необходимо словесно описать себя: свой рост, возраст, особенности внешности и характера.
16.Упражнение «Кто это?»: ведущий (сначала психолог, а затем ученик) словесно описывает кого-либо из учеников, не называя его имени. Подростки должны отгадать, о ком идет речь.
17.Упражнение «Моя мечта»: психолог предлагает подросткам вслух помечтать о своих желаниях.
18.Упражнение «Волшебник»: психолог предлагает детям представить, что они волшебники и могут все. Что они хотели бы иметь? Психолог предлагает детям нарисовать этот предмет или живое существо.
19.Упражнение «Разговор по телефону»: психолог предлагает ученикам вежливо и по правилам этикета провести беседу в различных ситуациях телефонных разговоров: неправильно набран номер, необходимо узнать время работы магазина, в справочной службе спросить номер телефона и др.
20.Упражнение «Жизнь в большом городе»: психолог предлагает детям разыграть различные ситуации: спросить дорогу в незнакомом месте, в автобусе вам наступили на ногу и др. В этих ситуациях подростки должны продемонстрировать навыки вежливого поведения.
21.Упражнение «Сиамские близнецы»: подростки встают бок о бок друг с другом, расставив ноги на ширине плеч, ноги партнеров плотно прикасаются друг к другу. На время выполнения задания эти ноги объявляются «сросшимися». В таком положении подросткам нужно сделать как можно больше шагов вперед. Как только ноги распались, выполнение упражнения прекращается. Выигрывает та пара, которая сумела сделать больше всего шагов в таком положении.
22.Упражнение «Поводырь»: ученики разбиваются на пары. Один школьник играет роль поводыря, другой – слепого (у него завязаны глаза). В классе изменяется расположение мебели и в задачу «поводыря» входит познакомить «слепого» с этими изменениями. При выполнении задания нельзя разговаривать.
23.Упражнение «Жмурки»: психолог всем ученикам завязывает глаза. Дети осторожно передвигаются по классу. В том случае, если они натыкаются друг на друга, то они должны на ощупь узнать товарища. При выполнении задания нельзя разговаривать, можно только назвать имя угадываемого партнера.