Конспект занятия в 1-ом коррекционном классе VIII вида
План-конспект индивидуального занятия по развитию графических навыков и ориентировки в пространстве в 1-ом коррекционном классе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Тема: «Животные нашего леса»
Цель: формирование глазомера и слухового восприятия; учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, учить писать графические диктанты.
Коррекционные задачи
Образовательные: выполнение действий по заданию и употребление выражений типа: « в левом верхнем углу, в правом нижнем углу»; припоминание сторон собственного тела, времени года и его основных признаков, продолжить знакомство с природой родного края.
Развивающие: продолжить работу по закреплению речевых навыков. Развитие зрительной памяти; мелкой моторики; устойчивого, сосредоточенного внимания, зрительно-двигательной координации, точности движений. Воспитание трудолюбия, усидчивости.
Воспитательные: привитие интереса и любви к природе родного края, воспитание патриотических чувств и любви к малой Родине.
Оборудование: картиники деревьев (ель высокая и низкая, сосна высокая и низкая, дуб высокий и низкий, береза высокая и низкая, пенек, куст), мелкие игрушки (кабан, заяц), квадрат разделенный на 4 равные части, квадрат разделенный на 9 равных частей, квадрат разделенный на 25 равных частей; разрезные картинки на 2 и на 3 части (белка, волк, каюан, заяц, лиса, ёжик).
Предварительная работа: слуховые диктанты, занятия по развитию речи на темы: зима, дикие животные, деревья нашего края, наша республика.
Ход занятия
Дефектолог: (имя ребенка) сегодня мы с тобой отправимся в небольшое путешествие по родному краю, по нашей республике. Напомни мне, как называется республика в которой мы живем? Когда мы говорим о нашей республике, часто слышим слово «столица», что обозначает это слово? Какой город является столицей нашей республики? (ответы ребенка)
Дефектолог: У тебя на парте набор картинок, давай их рассмотрим.
(набор: зимний дуб высокий и низкий, зимняя береза высокая и низкая, ель высокая и низкая, сосна высокая и низкая, 2 пенька больших и 2 пенька маленьких, куст зимний высокий и низкий) (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ)
Проводится игра «Создай картинку»
По заданию педагога ребенок расставляет деревья: высокий дуб поставь в правый верхний угол; низкую березу в левый нижний угол; две ели посередине, большой пенек справа от высокого дуба, маленький пенек между двух елей и т.д.
Проводится игра «Опиши картинку»
Педагог просит детей описать, где находится высокая ель? Где находится низкая береза? И т.д.
Дефектолог: Ты создал целую картину, а на что это похоже? (лес) Почему в лесу одни деревья голые, а другие зеленые? Что такое пенек, откуда он появляется в лесу? Чем деревья отличаются от кустарников? (ответы ребенка)
Дефектолог: Есть ли в нашем городе лес? Как он называется? Какие животные проживают в Кицканском лесу? (ответы ребенка)
Дефектолог: Я выслушала твои ответы, и предлагаю собрать разрезные картинки и узнать, какие животные проживают рядом с нами.
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
Проводится игра «Собери картинку»
Педагог предлагает ребенку разрезные картинки из 2-3 частей (в зависимости от возможностей ребенка и зоны его ближайшего развития). По окончанию игры ребенок называет животных нашего леса: кабан, волк, лиса, заяц, белка, ёжик.
Дефектолог: Предлагаю немного отдохнуть и погулять по нашему лесу.
Физкультминутка:
В Приднестровье есть лесок (тянем руки вверх)
Он и строен и высок.
Это наш Кицканский лес (руки вперед, кулачки сжимать, разжимать)
Полный сказок и чудес.
Белка прячется в дупле, (ладошками лицо закрываем, открываем ) Не найти её нигде.
Зайка серенький сидит ( имитируем ушки зайца)
И ушами шевелит.
Лисонька - лиса бежала, (руки согнуты в локтях, имитируем бег на месте)
Хвостик в лапочках держала.
Вот свернулся еж в клубок, (приседаем)
Потому что он продрог.
Шёл по лесу серый волк, (шагаем на месте)
Серый волк – зубами щёлк!
Вот кабан под дубом бродит (наклоны головы вперед, назад)
Желуди он там находит.
Есть в лесу три елочки (наклоны головы влево, вправо)
Елочки-иголочки.
Вот в лесу стоит сосна (руками тянемся вверх)К небу тянется она.
У Днестра растет береза (руки вперед, в стороны, вниз)
Не боится знать мороза.
Мы по лесу погуляли и нисколько не устали. (шаги на месте)
Дефектолог: Предлагаю погулять по зимнему лесу вместе с зайцем.
Проводится игра «Найди место»
Дефектолог перед ребенком кладет два квадрата, разделенных на 4 части. Дефектолог ставит игрушку зайца на одну из частей своего квадрата, ребенок должен поставить свою игрушку на ту же часть своего квадрата.
Дефектолог: А теперь прогуляем по зимнему лесу кабана.
Проводится игра «Шаги»
Дефектолог перед ребенком кладет квадрат, разделенный на 9 равных частей. Игрушку кабана ставим в правый нижний квадрат. Ребенок под диктовку учителя «шагает» игрушкой. Один шаг вверх, один шаг вправо, один шаг вниз и т.д.
Дефектолог: Мы с тобой подготовились к самому интересному и сложному заданию.
Проводится игра «Графический диктант - заяц»
Дефектолог диктует: 1 клеточка вправо, 3 клеточки вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.
Дефектолог: Вот и подошло к концу наше занятие. Давай вспомним, чтоб уже никогда не забывать, как называется наш лес? Кто из животных в нем проживает? Какие деревья в нем встречаются? (ответы ребенка)
Дефектолог: С какими сложностями ты встретился на занятии? А какое задание для тебя было легким? Понравилось ли тебе занятие? Как ты считаешь, надо ли нам продолжать изучать природу нашей Родины? (ответы ребенка)
Дефектолог: Я тоже довольна прошедшим занятием, ты хорошо работал, много нового узнал и научился. А теперь немного волшебства. Я хочу сфотографировать тебя на память о нашем занятии, но фотоаппарат мой волшебный, он фотографирует даже того, кого мы не видим, но кто рядом с нами находится.
(Проводится фотосъемка, ребенок сразу получает фотографию, сделанною в программе «Фотошоп» с дикими животными)
Дефектолог: Вот чудеса, правда? А как эти чудеса получились, ты догадайся сам, это тебе моя загадка.
ПРИЛОЖЕНИЕ