Программа общеобразовательной дисциплины Русский язык и литература. Литература (для профессий СПО)


Министерство образования Пензенской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
отделение машиностроения и промышленных технологий
ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
для профессий СПО
на базе основного общего образования
с получением среднего полного образования
Составила преподаватель Л.А.Еремина

Одобрена на заседании
цикловой методической
комиссии

Протокол №01 от «31» _августа_2015 г.
Председатель ЦМК
___________ Т.Д.Хинчина
Пенза 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации программы учебной дисциплины
21
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 24
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА»
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих (15.01.25 Станочник (металлообработка), 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования).
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования. Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС). В учебных планах ППКРС учебная дисциплина «Русский язык и литература. Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО соответствующего профиля профессионального образования (15.01.25 Станочник (металлообработка), 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 85 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 256
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 85
в том числе: внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника, конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений, докладов по темам, заучивание стихотворений наизусть, подготовка презентаций, чтение художественных текстов, создание читательских иллюстраций к изучаемым произведениям, написание домашнего сочинения, защита творческих проектов, составление тезисов критических статей, составление цитатной характеристики героев, художественный пересказ, чтение и интерпретация художественных текстов, составление тезисного плана сочинения или выступления).
85
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.
Введение 2 Тема 1.1.
Самобытность русской литературы Содержание учебного материала 2
1
1. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы 2. Самобытность русской литературы 2
Русская литература XIX века
Раздел 2.
Развитие русской литературы и культур в первой половине XIX века 14
Тема 2.1.
Обзор русской литературы первой половины XIX века Содержание учебного материала 4
1. Историко-культурный процесс рубежа 18-19 веков 1
2. Литературные направления 2
3. Основные тенденции развития литературы в конце 18-начале 19 века 2
4. В.А.Жуковский - романтик 2
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщений: «Ведущие журналы в первой половине XIX века», «Развитие жанра оды в творчестве Г.Р.Державина», выразительное чтение и анализ стихотворений К.Н.Батюшкова «Видение на берегах Леты», «Мои пенаты», «Тень друга», «Разлука», «Таврида». Е.А. Баратынского «Бал», чтение произведений зарубежных авторов: О.Бальзак «Гобсек», Дж.Г.Байрон «Хочу я быть ребенком вольным…», «К времени», «К NN», «Тьма», «Прометей», «Стансы к Августе», «В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет» 3 Тема 2.2.
А.С.Пушкин
Содержание учебного материала 4
1. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина 2
2. Гуманизм и философская глубина лирики А.С.Пушкина 2
3. Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» 2
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщений: «Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении», «Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства»., «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н. Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А. С. Пушкина», чтение «Медного всадника», трагедии «Моцарт и Сальери», заучивание наизусть стихотворений Пушкина, анализ и интерпретация стихотворений Пушкина, сопоставительный анализ стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова (по выбору преподавателя и студента). 5 Тема 2.3. М.Ю.Лермонтов
Содержание учебного материала 3
1. Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова 2
2. Тематическое и художественное многообразие лирики М.Ю.Лермонтова 2
Самостоятельная работа студента: индивидуальные задания: подготовить тест по творчеству Лермонтова, подготовка доклада: «М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников», «М. Ю. Лермонтов — художник», подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М. Ю. Лермонтова, заучивание наизусть стихотворений Лермонтова, анализ и интерпретация стихотворений. 3 Тема 2.4.
Н.В.Гоголь
Содержание учебного материала 3
1. Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя 2
2. Повесть Н.В.Гоголя «Невский проспект» 2
3. Проверочная работа по творчеству писателей первой половины 19 века 3
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщений по темам: «Мертвые души» - поэма о величии России», «Мастерство художественной детали в творчестве Н.Гоголя», «Петербург в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», чтение повести «Невский проспект» 3 Раздел 3.
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века 58 Тема 3.1.
Обзор развития русской литературы во 2 половине XIX века
Содержание учебного материала 1 1. Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Общая характеристика развития русской литературы во второй половине XIX века. 2
Самостоятельная работа студента: чтение статей: В. Г. Белинский «Литературные мечтания», чтение новеллы Г. де Мопассана «Ожерелье», чтение произведений зарубежных авторов: Ч.Диккенс «Домби и сын», Г. Флобер «Госпожа Бовари» 2 Тема 3.2.
А.Н.Островский Содержание учебного материала 6

1. Жизнь и творчество (обзор). Становление русского национального театра. 1
2. Творческая история пьесы «Гроза», особенности жанра и композиции 2
3. Изображение “жестоких нравов” “темного царства” 2
4. Образ Катерины в пьесе «Гроза». 2
5. Нравственная проблематика пьесы. Смысл названия 2
6. Проверочная работа по творчеству А.Н.Островского 3
Самостоятельная работа студента: чтение пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», критических статей (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.Писарев «Мотивы русской драмы»), составление тезисов критических статей, цитатной характеристики героев пьесы (по тексту «Грозы»), подготовка сообщения «Малый театр – «Дом Островского», создание презентаций по творчеству Островского, написание домашнего сочинения по пьесе «Гроза». 3,5 Тема 3.3.
И.А.Гончаров Содержание учебного материала 3
1. Жизнь и творчество И.А.Гончарова (обзор). Общая характеристика романа «Обломов» 2
2. Обломов и обломовщина. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. 2
3. Оценка романа «Обломов» в критике 2
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, чтение романа «Обломов», чтение критических статей (Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина», А.Дружинин «»Обломов». Роман И.А.Гончарова»), создание иллюстраций к эпизодам романа, подготовка сообщений «Система образов в романе И.Гончарова «Обломов»», «Анализ эпизодов: сон Обломова, день Обломова, Обломов в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной». 3 Тема 3.4.
И.С.Тургенев Содержание учебного материала 9
1. Очерк жизни и творчества И.С.Тургенева 2
2. «Отцы и дети»: творческая история и своеобразие романа 2
3. Базаров в системе действующих лиц 3
4. Внутренний конфликт главного героя. Испытание Базарова любовью 2
5. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова 2
6. Поэтика романа. Авторская позиция в романе. 3
7. Проверочная работа по творчеству И.С.Тургенева. Подготовка к сочинению. 3
8. Сочинение 3
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщений по темам «Споры вокруг романа «Отцы и дети»», «Тип «лишнего человека» в русской литературе», подготовка докладов: «Роман Тургенева «Рудин»», «Тургенев и Полина Виардо: история любви», чтение романа «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», статьи Д. И. Писарева «Базаров», создание презентаций по творчеству Тургенева, составление плана к предложенным темам сочинения, написание домашнего сочинения. Прочитать роман Н.Чернышевского «Что делать» 3,5 Тема 3.5.
Н.С.Лесков Содержание учебного материала 2
1. Повесть «Очарованный странник». Тип праведника в творчестве Н.С.Лескова. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. 2
2. Смысл странствий главного героя Ивана Флягина. 2
Самостоятельная работа студента: чтение повести «Очарованный странник», составление плана повести, подготовка сообщения: «Лесков и Пензенский край», чтение повести «Леди Макбет Мценского уезда» 1 Тема 3.6.
М.Е.Салтыков-Щедрин Содержание учебного материала 3
1. Жизнь и творчество (обзор). 2
2. Проблематика сказок Салтыкова-Щедрина 2
3. Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа в повести «История одного города». Объекты сатиры и сатирические приемы. Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания как способы изображения действительности. Эзопов язык. 2
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщения по теме: «М.Е.Салтыков-Щедрин - писатель сатирик», чтение и художественный пересказ сказок Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Коняга», чтение повести «История одного города» (главы: «О корени происхождения глуповцев», «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»), создание презентаций по творчеству Салтыкова-Щедрина. 1 Тема 3.7.
Ф.М.Достоевс-кий Содержание учебного материала 8
1. Очерк жизни и творчества Ф.М. Достоевского 1
2. Замысел романа «Преступление и наказание» и его воплощение. Философская глубина творчества писателя 1
3. Причины преступления главного героя Родиона Раскольникова. Образы униженных и оскорбленных в романе 2
4. Смысл теории Раскольникова о праве сильной личности 2
5. Раскольников и его «двойники» 2
6. Крушение идеи главного героя. Страдание и очищение в романе. 2
7. Образ Сонечки Мармеладовой 2
8. Проверочная работа по творчеству Ф.М.Достоевского. Подготовка к сочинению по роману «Преступление и наказание» 3
Самостоятельная работа студента: чтение романа «Преступление и наказание», подготовка доклада «Судьба Ф.М.Достоевского», подготовка сообщений: «Изображение маленького человека в повести «Бедные люди», «Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов», «Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание романа «Преступление и наказание», создание иллюстраций к эпизодам романа, создание презентаций по творчеству Ф.М.Достоевского, подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова». 6 Тема 3.8.
Л.Н. Толстой Содержание учебного материала 19
1. Жизненный и творческий путь Л.Н.Толстого 1
2. История создания, жанровое своеобразие, особенности композиции романа «Война и мир» 1
3. Изображение светского общества в романе 2
4. “Мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых 2
5. Семейный уклад жизни Болконских 2
6. Изображение войны 1805-1807 гг. в романе 2
7. Шенграбенское сражение 2
8. Аустерлицкое сражение 9. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского 2
10. Духовные искания Пьера Безухова 2
11. Изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа 2
12. Картины партизанской войны 1812 г. в романе «Война и мир» 1
13. Кутузов и Наполеон 2
14. Женские образы в романе 2
15. Проверочная работа по творчеству Л.Н.Толстого. Подготовка к сочинению по роману «Война и мир» 3
16. Сочинение 2 3
Самостоятельная работа студента: чтение романа «Война и мир», «Севастопольских рассказов», подготовка доклада «Нравственно-религиозные взгляды Л.Н.Толстого», подготовка сообщений: «Диалектика души, диалектика характера в произведениях Л.Н.Толстого», «Художественная деталь в романе «Война и мир», создание презентаций по творчеству Л.Н.Толстого, подготовка сообщения: «Мои любимые страницы романа “Война и мир”» 7 Тема 3.9.
А.П.Чехов
Содержание учебного материала 6
1. Очерк жизни и творчества писателя 2
2. Темы, сюжеты, проблематика и художественное своеобразие чеховских рассказов 2
3. Путь от Старцева к Ионычу 3
4. Жанровое и художественное своеобразие пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы 2
5. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе 2
6. Новаторство А.П.Чехова-драматурга. Подготовка к сочинению по творчеству А.П.Чехова. 3
Самостоятельная работа студента: чтение рассказов Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», пьесы «Вишневый сад», создание иллюстраций к прочитанным произведениям Чехова, подготовка сообщений: «Жизнь и творчество А.П.Чехова», художественный пересказ рассказа «Человек в футляре», написание рецензии на рассказ «Крыжовник». 2 Раздел 4.
Поэзия второй половины XIX века 12
Тема 4.1.
Поэзия второй половины XIX века Содержание учебного материала 12 1. Обзор русской поэзии 2 половины 19 века 1
2. Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева 2
3. Основные темы, особенности поэтического языка в лирике Ф.И.Тютчева 2
4. Своеобразие личности и творчества А.А. Фета 2
5. Поэзия А.К.Толстого 2
6. Жизненный и творческий путь Н.А Некрасова 2
7. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее художественное своеобразие 2
8. Творческая история поэмы «Кому на Руси жить хорошо», особенности жанра и композиции 2
9. Сатирическое изображение помещиков в поэме 2
10. Образы крестьян в поэме. 2
11. “Народный заступник” Гриша Добросклонов 2
12. Проверочная работа по поэзии второй половины XIX века 3
Самостоятельная работа студента: чтение стихотворений: А. Н. Майков «Осень», «Пейзаж», «И город вот опять! Опять сияет бал…», «Рыбная ловля», «У Мраморного моря», Я.П.Полонский «Солнце и Месяц», «Зимний путь», «Затворница», «Колокольчик», «Узница», «Песня цыганки». Литература народов России. К. Л. Хетагуров «Послание», «Песня бедняка», «На кладбище», «Фсати», поэма «Кому живется весело», заучивание наизусть стихотворений Тютчева, Фета, Некрасова, подготовка сообщения: «Жизнь стихотворений А. А. Фета, Ф.И.Тютчева в музыкальном искусстве», «Феномен Козьмы Пруткова». Подготовка фотовыставки иллюстраций к произведениям А. А. Фета 2 Литература XX века
Раздел 5.
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века 12 Тема 5.1.
Обзор русской литературы первой половины XX века Содержание учебного материала 2
1. Развитие реалистических традиций русской классики и модернизм. Трагические события эпохи и их отражение в русской литературе начала века. 2
2 Серебряный век. Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. 2
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщения «Живопись, музыка и театр в эпоху Серебряного века» (с презентационным сопровождением), подготовка сообщений по творчеству Брюсова, Бальмонта, Гумилева, Северянина, Клюева, выразительное чтение, анализ и интерпретация стихотворений поэтов русского модернизма. Литература народов России. Габдулла Тукай, стихотворения. Зарубежная литература. Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо 1 Тема 5.2.
И.А.Бунин Содержание учебного материала 3
1. Жизнь и творчество (обзор). Пейзажная лирика поэта 2
2. Осуждение бездуховности существования в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 2
3. Счастье и трагедия любви в рассказах И.А.Бунина 2
Самостоятельная работа студента: чтение рассказов Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», подготовка сообщений «Изобразительно-выразительные особенности Бунина-поэта и прозаика». 1 Тема 5.3.
А.И.Куприн
Содержание учебного материала 1 1. Тема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» 2
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщения: «А.И.Куприн и Пензенский край», чтение повести «Гранатовый браслет» «Олеся», «Поединок», письменный ответ на проблемный вопрос: «В чем нравственный пафос произведения Куприна «Гранатовый браслет»». 1 Тема 5.4.
А.М.Горький Содержание учебного материала 3 1. Жизнь и творчество (обзор). Романтизм раннего рассказа Горького «Старуха Изергиль». 2
2. Люди дна в пьесе «На дне». Судьбы ночлежников 2
3. Споры о назначении человека в пьесе. Подготовка к сочинению 2
Самостоятельная работа студента: чтение рассказа «Старуха Изергиль», пьесы «На дне»,романа «Фома Гордеев», составление цитатной характеристики героев, создание читательской иллюстрации к пьесе «На дне», подготовка сообщения «Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание пьесы Горького «На дне»», наизусть монолог Сатина. 2 Тема 5.5.
А.А.Блок Содержание учебного материала 3
1. Личность и судьба А.А.Блока 2
2. Особенности лирики А.Блока 2
3. Осмысление событий революции в поэме А.Блока «Двенадцать» 2
Самостоятельная работа студента: заучивание наизусть, анализ и интерпретация стихотворений А. Блока, чтение поэмы «Двенадцать», подготовка докладов «Тема России в творчестве русских поэтов М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока»; «Тема революции в творчестве А.Блока» 1 1
Раздел 6.
Особенности развития литературы 1920-ых годов 10 Тема 6.1.
Литературный процесс 1920-ых годов Содержание учебного материала 1 1. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы. Тема 6.2.
В.В.Маяковский
Содержание учебного материала 4
1. Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Ранняя лирика Маяковского 2
2. Тема поэта и поэзии в лирике В. Маяковского 2
3. Своеобразие лирики поэта. Новаторство поэзии Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха) 2
4. Поэма «Облако в штанах» 1
Самостоятельная работа студента: заучивание наизусть стихотворений Маяковского, подготовка доклада «Жизнь и творчество В.Маяковского», создание презентаций по творчеству В.Маяковского, чтение поэмы «Облако в штанах». 1 Тема 6.3.
С.А.Есенин Содержание учебного материала 4
1. Очерк жизни и творчества С.А.Есенина 2
2. Основные мотивы лирики С. Есенина 2
3. Тема родины в поэзии Есенина 2
4. Поэма «Анна Снегина» 2
Самостоятельная работа студента: заучивание наизусть стихотворений Есенина, создание презентаций по творчеству С.А.Есенина, читательской иллюстрации к прочитанным стихотворениям Есенина, сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и поэтов чистого искусства (по выбору преподавателя и студентов), чтение стихотворений: «Русь», «Сорокоуст», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь Советская». Поэма «Анна Снегина». 1 2
1
2
Тема 6.4.
А.А.Фадеев
Содержание учебного материала 1 1. Тема революции и гражданской войны в творчестве А.А.Фадеева («Разгром») и И.Э.Бабеля («Конармия») Раздел 7.
Особенности развития литературы 1930-начала 1940-ых годов 26 Тема 7.1.
Литературный процесс 1930-начала 1940-ых годов Содержание учебного материала 2
1. Развитие литературного процесса в 1930-начале 1940-ых годов. Метод социалистического реализма 2. Сатира М.Зощенко («Аристократка») Тема 7.2.
М.И. Цветаева
Содержание учебного материала 2
1. Жизнь и творчество (обзор). 2
2. Основные темы творчества Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля 2
Самостоятельная работа студента: подготовка доклада «Трагическая судьба М.Цветаевой», сообщения: «М. И. Цветаева в воспоминаниях современников» , выразительное чтение и анализ стихотворений Цветаевой, создание презентации по творчеству Цветаевой. 1 1
1
2
Тема 7.3.
О.Э.Мандельштам Содержание учебного материала 1 1. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама Тема 7.4.
А. П.Платонов Содержание учебного материала 2
1. Жизнь и творчество А.Платонова 2. Идейно-художественное своеобразие повести «Котлован» Самостоятельная работа студента: чтение рассказа «В прекрасном и яростном мире», повести «Котлован» 1 Тема 7.5. М.А.Булгаков
Содержание учебного материала 11
1. Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова 1
2. Шариков и шариковщина (по повести «Собачье сердце») 2
3. Творческая история, своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита» 1
4. Фантастическое и реалистическое в романе 2
5. Библейская легенда в романе, проблема совести 2
6. Проблема творчества и судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита» 2
7. Изображение любви как высшей духовной ценности в романе «Мастер и Маргарита» 2
8. Сочинение 2
Самостоятельная работа студента: подготовка доклада «Жизнь и творчество М.Булгакова», чтение романа «Мастер и Маргарита», просмотр художественного фильма по книге «Мастер и Маргарита», подготовка сообщений: «Судьба Мастера» (по 13 главе), «Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита», «Фантастика в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»» (сопоставительный анализ), художественный пересказ главы «Великий бал
у Сатаны». 3 Тема 7.6. М.А.Шолохов
Содержание учебного материала 8
1. Очерк жизни и творчества М.А.Шолохова. 1
2. Трагический пафос «Донских рассказов» 2
3. История создания и проблематика романа «Тихий Дон» 2
4. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества 2
5. Изображение гражданской войны как трагедии народа в романе – эпопее «Тихий Дон» 2
6. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Смысл финала 2
7. Женские судьбы в романе 2
8. Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова 2
Самостоятельная работа студента: чтение выборочных глав из романа «Тихий Дон», «Донских рассказов», подготовка докладов: «Жизнь и творчество М.Шолохова», «Женские образы в романе «Тихий Дон», просмотр отрывков из х/ф «Тихий Дон». Исследование и подготовка доклада «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения» 4 Раздел 8.
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет 6 Тема 8.1.
Особенности поэзии, публицистики, прозы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Содержание учебного материала 2
1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Поэзия, проза, публицистика периода Великой Отечественной войны 1
2. Песни военных лет 2
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщений: «Песни военных лет», «Творчество К.Симонова», «Лирика О.Берггольц» 1 Тема 8.2.
А.А.Ахматова Содержание учебного материала 2
1. Судьба А.А.Ахматовой 2
2. Своеобразие лирики 2
Самостоятельная работа студента: заучивание наизусть стихотворений Ахматовой, чтение поэмы «Реквием», подготовка сообщения: «1930-ые годы в судьбе Ахматовой». 1 Тема 8.3.
Б.Л.Пастернак Содержание учебного материала 2
1. Судьба Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики 2
2. Роман «Доктор Живаго» (обзор) 2
Самостоятельная работа студента: выразительное чтение и анализ стихотворений Пастернака, чтение выборочных эпизодов из романа «Доктор Живаго». 1 Раздел 9.
Особенности развития литературы 1950-1980-ых годов 19 Тема 9.1.
Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры Содержание учебного материала 1 1. Общая характеристика литературы 1950-1980-ых годов. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. 1
Самостоятельная работа студента: изучение материала учебника: с.607-632, подготовка сообщения: «Развитие бардовской песни», чтение произведений: Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей», Э. Хемингуэй. «Старик и море», М. Карим. «Помилование», подготовка доклада: «Развитие жанра фантастики в произведениях К. Булычева» 2 Тема 9.2.
В.М.Шукшин Содержание учебного материала 2
1. Рассказы В.М.Шукшина 2
2. Тема ответственности человека в повести «Калина красная» 2
Самостоятельная работа студента: чтение рассказов Шукшина «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик», повести «Калина красная», подготовка сообщения «Судьба В.М.Шукшина», рецензия на прочитанное произведение В.М.Шукшина. 1 Тема 9.3.
Современная литература о Великой Отечественной войне
Содержание учебного материала 4
1. Проблема нравственного выбора в повести В.Быкова «Обелиск» 2
2. «У войны не женское лицо» (по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие») 2
3. В.Астафьев «Пастух и пастушка» 2
Самостоятельная работа студента: чтение повестей «Обелиск», «А зори здесь тихие», подготовка докладов: «Образ простого солдата в повести В.Кондратьева «Сашка», «Тяготы плена в повести К.Воробьева «Это мы, господи», «Любовь и война в повести В Астафьева «Пастух и пастушка», написание рецензии на прочитанное произведение о ВОВ. 2 Тема 9.4.
В.Г. Распутин Содержание учебного материала 3
1. Тема памяти и преемственности поколений в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» 2
2. Нравственные проблемы в повести В.Распутина «Живи и помни» 2
Самостоятельная работа студента: чтение романов «Живи и помни», «Прощание с Матерой», написание рецензии на прочитанное произведение Распутина. 2 Тема 9.5.
В.Астафьев
Содержание учебного материала 1
1. Проблема взаимоотношений человека и природы в романе «Царь-рыба» 2
Самостоятельная работа студента: изучение лекционного материала, чтение романов «Печальный детектив», «Царь-рыба», подготовка доклада: «Жизнь и творчество В.Астафьева», письменный ответ на проблемный вопрос. 2 Тема 9.6.
Тема коллективизации в современной литературе Содержание учебного материала 1 1. Тема коллективизации в рассказах В.Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» 2
Самостоятельная работа студента: чтение рассказов Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», написание сочинения-размышления на тему «Правда коллективизации: какая она?» 1 Тема 9.7.
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы Содержание учебного материала 1 1. Поэзия 1950-1980-ых годов 1
Самостоятельная работа студента: подготовка сообщений: «Судьба Н.Рубцова», «Жизнь и творчество И.Бродского», «Тематическое и художественное своеобразие поэзии Б.Ахмадулиной», «Ключевые темы, особенности поэтического языка Б.Окуджавы», «Поэма А.Вознесенского «Ров», «Судьба и творчество В.Высоцкого» (с презентационным материалом), заучивание наизусть стихотворений поэтов. 1 Тема 9.8.
Драматургия 1950-1980-ых годов Содержание учебного материала 1 1. Особенности драматургии в 1950-1980-ых годах. Розов В. «Гнездо глухаря» 1
Самостоятельная работа студента: чтение пьесы В.Розова «Гнездо глухаря», Мустай Карим «Не бросай огонь, Прометей!», подготовка сообщения: « Творчество Б. Брехта» 1 Тема 9.9.
А.Т.Твардовский
Содержание учебного материала 1 1. Жизнь и творчество (обзор) Своеобразие лирики А.Т.Твардовского 2
Самостоятельная работа студента: заучивание наизусть стихотворений Твардовского, подготовка сообщений: «Тема Великой Отечественной войны в творчестве Твардовского», чтение поэмы «По праву памяти», «За далью - даль» 1 Тема 9.10.
А.И.Солженицын
Содержание учебного материала 3
1. Жизнь и творчество А.И.Солженицына. 1
Повесть «Один день Ивана Денисовича» 2
2. Судьба русской деревни в повести «Матренин двор» 2
Самостоятельная работа студента: чтение повестей «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» (чтение фрагментов), подготовка доклада «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий, письменные ответы на проблемные вопросы. Чтение «Колымских рассказов» В.Шаламова 2 Тема 9.11.
А.В.Вампилов Содержание учебного материала 1 1. Своеобразие драмы А.Вампилова «Утиная охота» 2
Самостоятельная работа студента: чтение произведений А.Вампилова «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты» 1 Раздел 10.
Русское литературное зарубежье 1920-1990-ых годов (три волны эмиграции) 2 Тема 10.1.
Русское литературное зарубежье Содержание учебного материала 2
1. Характерные черты литературы русского зарубежья. 3 волны эмиграции 1
2. Творчество И.Шмелева («Лето Господне», «Про одну старуху») 2
Самостоятельная работа студента: чтение произведений: В.Набоков «Машенька», И Шмелев «Про одну старуху», подготовка сообщения: «История: три волны русской эмиграции» 2 Раздел 11.
Особенности развития литературы конца 1980-2000-ых годов 10 Тема 11.1.
Литература конца 1980-начала 2000-ых г.
Содержание учебного материала 10
1. Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Основные направления развития современной литературы 1
2. Постмодернизм 1
3. В.Дудинцев «Белые одежды» 2
4. Проблема нравственных ценностей в повести В.Астафьева «Печальный детектив» 2
5. О.Ермаков «Афганские рассказы» 2
6. Творчество Т.Толстой. Повесть «Соня» 2
7. Творчество Л.Петрушевской. Рассказ «Гигиена» 2
8. Поэзия Т.Кибирова 2
9. Зачет 3
Самостоятельная работа студента: чтение произведений современных авторов 2 Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 №  178-02) и оснащено типовым оборудованием.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочных мест по количеству обучающихся;
-стулья;
-доска классная;
-рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер с лицензионно-программным обеспечением, экран проекционный.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Литература: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования/ под ред. Г.А.Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Горланов Г.Е. Повторение пройденного. Учебное пособие в 2 частях. – Пенза, 2012.
Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века: 11 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2012.
Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 класс. – М.: Экзамен, 2014.
Карнаух Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2014.
Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. – М.: Новая школа, 2012.
Лебедев Ю.В. Литература: 10 кл.: Метод. советы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2014.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.
Русская литература 19 века: 10 кл.: Практикум: Учеб.пособие / Авт. – сост. Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, С.А.Леонов и др; Под ред. Б.И.Лыссого. – М.: Просвещение, 2014.
Русская литература 20 века. Вторая половина. 11 класс/ Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2014.
Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Под. ред. В.Р.Журавлева. – М.: Просвещение, 2014.
Современная русская поэзия. 10-11 классы: пособие для уч-ся общеобразоват. учреждений. Элективный курс /Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2014.
Тодоров Л.В. Современный кабинет литературы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2013.
Интернет-ресурсы:
www.gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). www. spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Текущий контроль:
индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий,
контроль выполнения индивидуальных заданий, проектов,
оценка индивидуальных сообщений обучающихся по опорным вопросам,
оценка тестовых заданий, контрольных заданий,
оценка аналитической работы обучающихся (анализ стихотворных текстов, эпизодов эпических, драматических произведений),
оценка сочинений, развернутых письменных ответов на проблемные вопросы, сочинений-миниатюр, рецензий;
оценка монологических устных высказываний обучающихся,
оценка выразительного чтения художественных текстов (с листа, наизусть),
оценка домашнего задания.
Итоговый контроль: зачет