Программа учебной дисциплины Русский язык и литература. Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГБПОУ «УМТ»
№ ___ от «___» ___________ 2015 г.
Программа учебной дисциплины
ОУД. 01 Русский язык и литература. Литература
Улькан, 2015
Программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций и ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 2 от 26.03. 2015
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульканский межотраслевой техникум»
Разработчик:
Кузнецова Лариса Геннадьевна, преподаватель
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии
«Общеобразовательный цикл» Протокол № 1 от «31» августа 2015г.
Рецензент:
(от работодателя)
___________________ ________________________ ______________________
(место работы) (занимаемая должность) (Ф.И.О)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
26
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
28
паспорт ПРОГРАММЫ учебной дисциплины
Русский язык и литература. Литература
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих 23.01.03 Автомеханик.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля
профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл базовой подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соот- ветствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру;
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.;
метапредметных:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно- ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 263 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 176 часа; самостоятельная работа обучающегося 87 час.
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Русский язык и литература. Литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по профессиям СПО технического, естественнонаучного и социально- экономического профилей профессионального образования – 171 час. Из них – аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая практические занятия, – 99 час.; внеаудиторная самостоятельная работа студентов –87 час..
За счет вариативной части добавлено 5 часов для проведения контрольных работ.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 263
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 176
в том числе: практические занятия 98
контрольные работы 6
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 87
в том числе: написание рефератов 10
создание презентаций 9
составление конспектов сообщений, докладов 18
проведение заочных экскурсий 10
выполнение проектов 40
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяХарактеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Объем часов Уровень освоения
Введение. Содержание учебного материала 3 1 Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение. 2
1
2 Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО. Контрольная работа Контрольная работа № 1 Входной контроль знаний 1 Раздел 1. Русская литература XIX века 25 Тема 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века Содержание учебного материала Историко-культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство. Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение.
1 1
Тема 1.1. Александр Сергеевич Пушкин Содержание учебного материала 1 Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного): детство и юность; Петербург и вольнолюбивая лирика;
Южная ссылка и романтический период творчества; Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества; становление реализма в творчестве Пушкина; роль Пушкина в становлении русского литературного языка; Болдинская осень в творчестве Пушкина; Пушкин-мыслитель. Творчество А.С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства. Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; подготовка докладов и сообщений. 2 2
2 «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой»; душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства; поиски смысла бытия; внутренней свободы; отношения человека с Богом; осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка; идея преемственности поколений; осмысление исторических процессов с гуманистических позиций; нравственное решение проблем человека и его времени.2
Практические занятия № 1 Определение основных тем и мотивов лирики А. С. Пушкина.
№ 2 Анализ стихотворений А. Пушкина.
№ 3 Анализ поэмы «Медный всадник». комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написаниесочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. 3 Самостоятельная работа обучающихсяИсследование и подготовка доклада: «Пушкин в воспоминаниях современников», «Предки Пушкина и его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н. Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С. Пушкина» (по выбору студентов). 3
Тема 1.2. Михаил Юрьевич Лермонтов
Содержание учебного материала 1 Личность и жизненный путь М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова.
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; подготовка докладов и сообщений. 2 2
2 Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского и кавказского периодов. Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Практические занятия № 4 Определение основных мотивов лирики М.Ю. Лермонтова
№ 5 Анализ стихотворений М. Лермонтова комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написаниесочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание2 Самостоятельная работа Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.Ю. Лермонтова (по выбору студентов). 5 Тема 1.3. Николай Васильевич Гоголь Содержание учебного материала Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение;
подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям из учебника. 1 2
Практические занятия № 6 Нахождение приемов комического в повести «Портрет»
№ 7 Анализ повести «Портрет» участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; самостоятельная и групповая работа по зада-
ниям из учебника;
самооценивание и взаимооценивание. 2 Самостоятельная работа обучающихсяИсследование и подготовка доклада : «Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя» 3 Контрольная работа Контрольная работа № 2 по теме «Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века» 1 Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века 77 Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века Содержание учебного материала 1 Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И. К. Айвазовский, В. В. Верещагин, В. М. Васнецов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Пе- ров, И. Е. Репин, В. И. Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И. И. Левитан, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи). На примере 3—4 художников по выбору преподавателя. Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М. А. Балакирев, М.П. Мусоргский, А. И. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков).Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин — основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве. конспектирование; чтение;
подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; беседе; работа с иллюстративным материалом; написание 2 2
2 Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» .в журналах «Современник», «Отечественные за- писки», «Русское слово». Газета «Колокол» и общественно-политическая и литературная деятельность А. И. Герцена, В. Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др.). Новые типы героев в русской литера туре Нигилистический и антинигилистический роман (Н. Г. Чернышевский, И. С. Тургенев). Драматургия А. Н. Островского и А. П. Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия).2
Тема 2.1. Александр Николаевич Островский
Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь А. Н. Островского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А. Н. Островского. Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками ин- формации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе; участие в беседе; самооценивание и взаимооценивание. 3 2
2 Драма «Гроза». Творческая история драмы «Гроза». Жанровое своеоб разие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины воплощение лучших качеств женской натуры. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме». Катерина в оценке Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. 3 Драма «Бесприданница». Социальные и нравственные проблемы в драме. Лариса и ее окружение. Художественные особенности драмы «Бесприданница». Основные сюжетные линии драмы. Тема «маленького человека» в драме «Бесприданница».
Малый театр и драматургия А. Н. Островского. Практические занятия № 8 Анализ драмы А.Н. Островского «Гроза» Обитатели города Калинова
№ 9 Анализ образа Катерины
№ 10 Выполнение письменной работы «В чем смысл названия пьесы «Гроза?» комментированное чтение; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. 3 Самостоятельная работа обучающихсяКонспект Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях. 3 Тема 2. 2. Иван Александрович
Гончаров Содержание учебного материала 1 Жизненный путь и творческая биография И.А. Гончарова Роль В. Г. Белинского в жизни И. А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского националь- ного характера в романе. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).
Оценка романа «Обломов» в критике. (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками ин- формации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе; участие в беседе; самооценивание и взаимооценивание. 2 2
2 Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе.
Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова Практические занятия № 11 Определение проблематики романа «Обломов»
№ 12 Анализ сна Ильи Ильича
№ 13 Анализ образа Обломова
№ 14 Сравнение Обломова и Штольца. Прошлое и будущее Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; участие в беседе самооценивание и взаимооценивание. 4 Контрольная работа Контрольная работа № 3 по разделу 3 1 Самостоятельная работа обучающихсяСоздание презентации на тему «Обломов-Обломовка-обломовщина» 4 Тема 2.3. Иван Сергеевич Тургенев
Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И. С. Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев — романист (обзор одного- двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И. С. Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева – романиста. Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов;; участие в беседе. 2 2
2 Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа.
Особенности композиции романа. Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Взгляды Базарова на искусство, природу, общество. Базаров и Кирсановы. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». Значение заключительных сцен романа в раскрытии идейно –эстетического содержания романа. Авторская позиция в романе.
Полемика вокруг романа « Отцы и дети». (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). Практические занятия № 15 Анализ мира отцов и детей в романе
№ 16 Анализ образа Базарова. Мировоззренческий кризис.
№ 17 Определение основного конфликта в романе
№ 18 Написание сочинения по роману «Отцы и дети» комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание сочинения; редактирование текста; самооценивание и взаимооценивание. 4 Самостоятельная работа обучающихсяСообщение «Значение Тургенева в русской и мировой литературе»
Заполнение таблицы «Базаров и Одинцова. Наказание любовью» 3 Тема 2. 4. Н.Г. Чернышевский. Содержание учебного материала Краткий очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского.
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н. Г. Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы “новых людей”. Теория “разумного эгоизма”. Образ “особенного человека” Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа. Конспектирование; чтение; самостоятельная работа с источниками ин- формации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); 1 1
Практические занятия № 19 Анализ романа «Что делать» аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей 1 Тема 2.5. Николай Семенович Лесков Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н. С. Лескова. Творчество Н. С. Лескова в 1870-е годы *(обзор романа «Соборяне»). Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. конспектирование; чтение;
подготовка сообщений и до кладов 1 2
Практические занятия № 20 Анализ повести «Очарованный странник»
№ 21 Определение темы трагической судьбы талантливого русского человека
№ 22 Анализ образа Ивана Флягина комментированное чтение; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; самооценивание и взаимооценивание. 3 Тема 2. 6. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного) Мировоззрение писателя.
Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок Конспектирование; чтение; комментированное чтение; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произ- ведений и критических статей. 2 2
2 Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.
Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Практические занятия № 23 Анализ сатирических сказок.
№ 24 Объекты сатиры и сатирические приемы.
№ 25 Выявление проблемы совести и нравственного возрождения человека. комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; самооценивание и взаимооценивание. 3 Тема 2. 7. Федор Михайлович Достоевский
Содержание учебного материала 1 Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного).
Роман «Преступление и наказание» Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова. Проблема
«сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки». Своеобразие воплощения
авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и ее главного героя. конспектирование; чтение; ком-
ментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; 2 2
2 Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя.
Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин, как «идеальный герой». Настасья Филипповна — один из лучших женских образов Достоевского. Практические занятия № 26 Анализ романа «Преступление и наказание»
№ 27 Определение роли снов Р. Раскольникова.
№ 28 Определение символичности образов в романе.
№ 29 Выявление сущности теории Раскольникова.
№ 30 Написание сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание сочинения; редактирование текста; самооценивание и взаимооценивание. 5 Самостоятельная работа обучающихсяДоклад Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира. 3 Тема 2.8. Лев Николаевич Толстой
Содержание учебного материала 1 Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. Авторский идеал семьи. в романе. Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; ана- литическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; самооценивание и взаимооценивание. 3 2
2 Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л. Н. Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русского патриотизма, кульминационный момент
романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне. Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке. Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. 3 «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого.
Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина».
Краткий обзор творчества позднего периода: «Крейцерова соната»,
«Хаджи-Мурат». Мировое значение творчества Л. Толстого. Л. Толстой и культура XX века. Практические занятия № 31 Анализ «Севастопольских рассказов»
№ 32 Анализ главы «Бал Наташи Ростовой»
№ 33 Определение авторского идеала семьи
№ 34 Выявление проблемы народа и личности
№ 35 Осуждение жестокости войны в романе
№ 36 Написание сочинения по роману Л. Толстого «Война и мир»
№ 37 Написание сочинения по роману Л. Толстого «Война и мир»
№ 38 Проведение семинара по творчеству Л.Н. Толстого конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных пре- зентаций); самооценивание и взаимооценивание. 8 Самостоятельная работа обучающихсяСоздание презентации по теме «Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».»5 Тема 2. 9. Антон Павлович Чехов
Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер.
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова. Конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками ин- формации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произ- ведений и критических статей. 3 2
2 Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе. Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишне- вый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов. 3 Драматургия А. П. Чехова и Московский Художественный театр. Театр
Чехова – воплощение кризиса современного общества. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.
Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Практические занятия № 39 Анализ ранних рассказов А. П. Чехова
№ 40 Анализ рассказа « Ионыч»
№ 41 Определение новаторства рассказов А.П. Чехова.
№ 42 Анализ пьесы «Вишневый сад»
№ 43 Выполнение проверочной работы по творчеству Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; самооценивание и взаимооценивание. 5 Контрольная работа Контрольная работа № 4 по разделу 3 1 Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века 12 Тема 3. Поэзия второй половины XIX века
Содержание учебного материала Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. Аудирование; чтение и комментированное чтение; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений;
подготовка сообщения. 1 1
Тема 3.1. Федор Иванович Тютчев Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И. Тютчева. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева. Аудирование; чтение и комментированное чтение; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений;
подготовка сообщения. 1 1
Практические занятия № 44 Отработка навыка отнесения стихотворений к определенному периоду творчества поэта. Чтение и комментированное чте-
ние; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе. 1 Тема 3.2. Афанасий Афанасьевич Фет Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь А.А. Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики
А.А. Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета. Аудирование; чтение и комментированное чтение; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений;
подготовка сообщения. 1 1
Практические занятия 1 № 45 Составление портрета лирического героя стихотворения. чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; анали-
тическая работа с текстами стихотворений..Тема 3.3. Алексей Константинович Толстой Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь А.К. Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К. Толстого. Многожанровость наследия А. К. Толстого. Сатирическое мастерство Толстого. Аудирование; чтение и комментированное чтение; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений;
подготовка сообщения. 1 1
Практические занятия № 46 Анализ отдельных стихотворений. чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; анали-
тическая работа с текстами стихотворений
1 Тема 3.4. Николай Алексеевич Некрасов Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова (с обобщением ранее изученного). Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А. Некрасова 40-х– 50-х и 60-х–70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н. А. Некрасова. 2 1
2 Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет; нравственная проблематика, авторская позиция; многообразие крестьянских типов; проблема счастья; сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А. Некрасова. Практические занятия № 47 Анализ отдельных стихотворений.
№ 48 Отработка навыка анализа эпизодов произведения, объяснения его связи с проблематикой произведения.
№ 49 Выделение авторской позиции в тексте. Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений;
подготовка сообщения. 3 Л и т е р а т у р а XX века.
Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. 27 Тема 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Содержание учебного материала Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литера- турном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л. Н.Толстой, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. С. Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма.
Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»). Аудирование, участие в эвристической беседе;
работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники), работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы. 1 2
Тема 4.1. Русская литература на рубеже веков Иван Алексеевич Бунин Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Лирика И. А. Бунина. Своеобразие поэтического мира И. А. Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И. А. Бунина. Особенности поэтики И. А. Бунина.
Проза И. А. Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И. А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И. А. Бунина. Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Аудирование, участие в эвристической беседе;
аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; составление тезисного и цитатного плана; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы 1 2
Практические занятия № 50 Написание отзыва о рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники), составление тезисного плана. 1 Тема 4.2. Александр Иванович Куприн Содержание учебного материала 1 2
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А. И. Куприна. Трагизм любви в творчестве А. И. Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира ге- роев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осужде- ние пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. Куприна о любви. Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа XIX—XX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной жизни солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как «нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции психологизма Л. Н. Толстого в творчестве Куприна. Аудирование, участие в эвристической беседе; составление тезисного и цитатного плана; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы. Практические занятия № 51 Анализ повести «Гранатовый браслет» Аудирование, участие в эвристической беседе;
аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; работа в группах по подго- товке ответов на проблемные вопросы. 1 Самостоятельная работа обучающихсяИсследование и подготовка реферата: «Тема любви в творчестве И. А. Бунина и А.И. Куприна: общее и различное». 5 Тема 4.3. Серебряный век русской поэзии
Содержание учебного материала 1 Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX–начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев,
Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные
течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений).
Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов
конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Николай Степанович Гумилев
Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Па-стернак).
Игорь Северянин
Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
Для чтения и изучения: Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог»
(«Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).
Хлебников Велимир Владимирович
Сведения из биографии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
Новокрестьянская поэзия
Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н.А. Клюева, С. А. Есенина.
Николай Алексеевич Клюев
Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. Аудирование, участие в эвристической беседе;
работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники), составление тезисного плана; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выра- зительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного плана; работа в группах по подго- товке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа. 1 2
Практические занятия 2 № 52 Проведение семинара по теме: Поэты-символисты, особенности их лирики.
№ 53 Проведение семинара по теме: поэты-акмеисты, особенности их лирики. аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа. Тема 4.4. Максим Горький Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
М. Горького — как ранний образец социалистического реализма».
Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения.
«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист. Аудирование, участие в эвристической беседе;
работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе Интернет-источники) 1 2
Практические занятия № 54 Анализ пьесы «На дне» аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; составление те- зисного и цитатного плана. 1 Тема 4.5. Александр Александрович Блок Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блока социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Аудирование, участие в эвристической беседе;
составление тезисного плана; со-. ставление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление те- зисного и цитатного плана; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы. 1 2
Практические занятия № 55 Анализ поэмы «Двенадцать» Аудирование, участие в эвристической беседе;
аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; под- готовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление те- зисного и цитатного плана. 1 Самостоятельная работа Выполнение проекта по теме «Серебряный век русской поэзии» 10 Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов 21 Тема 5. Особенности развития литературы 1920-х годов Содержание учебного материала Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный про цесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.
Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).
Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты).
Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны. Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы напроблемные вопросы; конспектирование; составление систематизирующей таблицы;
работа с иллюстративным материалом 1 2
Тема 5.1. Владимир Владимирович Маяковский Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных». Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта- гражданина. Аудирование, участие в эвристической беседе, конспектирование;
составление систематизирующей таблицы; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом 1 2
Практические занятия № 56 Анализ лирического произведения
№ 57 Анализ драматического произведения Аудирование, ответы напроблемные вопросы; индивидуальнаяи групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть 2 Тема 5.2. Сергей Александрович Есенин Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением раннее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно- песенная основа стихов. Аудирование, участие в эвристической беседе, конспектирование;
составление систематизирующей таблицы; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом 1 2
Практические занятия № 58 Анализ лирических произведений С. Есенина
№ 59 Анализ исторической поэмы С. А. Есенина «Анна Снегина»
№ 60 Написание сочинения по творчеству С. А. Есенина Аудирование, ответы напроблемные вопросы; индивидуальнаяи групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть 2 Контрольная работа Контрольная работа № 5 по разделам 4-6 1 Тема 5.3. Александр Александрович Фадеев Содержание учебного материала Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).
«Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа. Аудирование, участие в эвристической беседе, конспектирование;
составление систематизирующей таблицы; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом 1 2
Практические занятия № 61 Анализ романа «Разгром» Аудирование, участие в эвристической беседе,
Индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника;
работа с иллюстративным материалом 2 Самостоятельная работа Выполнение проектов по теме «Особенности развития литературы 1920-х годов» (темы на выбор обучающихся) 10 Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов 35 Тема 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов Содержание учебного материала 1 Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника; подготовка докладов и сообщений; работа с иллюстративным материалом
3 1
2 Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.3 Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков). Развитие драматургии в 1930-е годы. Тема 6.1. Марина Ивановна Цветаева Содержание учебного материала Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И. Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);
подготовка докладов и сообщений;
1 2
Практические занятия № 62 Определение основных мотивов лирики М. Цветаевой
№ 63Анализ лирических произведений М. Цветаевой Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть
2 Тема 6. 2. Осип Эмильевич Мандельштам
Содержание учебного материала Сведения из биографии О. Э. Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О. Э. Мандельштама. Противостояние поэта «веку- волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама. Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника
1 1
Практические занятия № 64 Анализ лирического произведения Аудирование; чтение и комментированное чтение; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);выразительное чтение и чтение наизусть; 1 Тема 6. 3. Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) Содержание учебного материала Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев- правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя. Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);
1 1
Практические занятия № 65 Анализ образа Вощева№ 66 Анализ повести «Котлован» Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); Тема 6. 4. Михаил Афанасьевич Булгаков Роман «Мастер и Маргарита». Содержание учебного материала 1 Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям 26 романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных». Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);
выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений;
2 2
2 Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры. Практические занятия № 67 Анализ вопросов по главе романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Москва 30-х годов XX века.
№ 68 Анализ романа «Мастер и Маргарита»
№ 69 Определение своеобразия писательской манеры.
№ 70 Написание сочинения по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
№ 71 Выполнение проверочной работы по творчеству М. Булгакова Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа 5 Самостоятельная работа Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев М.А. Булгакова 5 Тема 6.5. Михаил Александрович Шолохов Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова. Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);
2 2
2 Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Практические занятия № 72 Анализ женских образов
№ 73 Анализ образа Григория Мелехова
№ 74 Анализ романа «Тихий Дон»
№ 75 Выявление авторской позиции в романе
№ 76 Написание сочинения по роману М. Шолохова «Тихий Дон».
№ 77 Выполнение проверочной работы по творчеству М. Шолохова Аудирование; чтение и комментированное чтение; само-стоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная);
выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом;
проектная и учебно-исследовательская работа 5 Самостоятельная работа Исследование и подготовка доклада: «Казачьи песни в романе-эпопее «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно- нравственного и эстетического содержания произведения». 3 Контрольная работа Контрольная работа № 6 по разделу № 7 1 Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет 16 Тема 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Содержание учебного материала Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо- лева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека, В. Ажаева и дрАудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений 1 2
Тема 7.1. Анна Андреевна Ахматова Содержание учебного материала Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений 1 2
Практические занятия № 78 Анализ лирического произведения
№ 79 Анализ поэмы «Реквием» Аудирование; чтение и комментированное чтение; под-готовка литературной композиции; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений 2 Тема 7.2. Борис Леонидович Пастернак Содержание учебного материала Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б. Л. Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта. Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Б. Л. Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, 28 ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа. Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения 1 2
Практические занятия № 80 Анализ романа «Доктор Живаго» Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; 1 Самостоятельная работа Выполнение проекта по теме «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» (на выбор обучающихся) 10 Раздел 8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов 25 Тема 8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов Содержание учебного материала Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов. в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы. Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание;
составление тезисного плана 1 2
Тема 8.1. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы Содержание учебного материала Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие ли- рического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание;
составление тезисного плана 1 1
Практические занятия № 81 Анализ лирики поэтов-фронтовиков
№ 82 Своеобразие лирического героя Н. Рубцова
№ 83 Проведение семинара по теме «Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950-1980-х гг.» Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана 3 Тема 8.2. Драматургия 1950—1980-х годов Содержание учебного материала Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А. Володина, Э.Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б.Брехта на режиссуру Ю.Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970— 1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Раз витие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. «Поствампиловская драма». 1 2
Практические занятия № 84 Проведение семинара по теме «Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов.»№ 85 Анализ темы любви в драматургии
№ 86 Проведение семинара по теме «Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах.»Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана 3 Тема 8.3. Александр Трифонович Твардовский Содержание учебного материала Сведения из биографии А.Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар». Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А. Т. Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир». Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана 1 1
Практические занятия № 87 Анализ образа лирического героя А. Твардовского
№ 88 Анализ поэмы «По праву памяти» Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть 2 Тема 8.4. Александр Исаевич Солженицын Содержание учебного материала Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына (с обобщением ранее изученного). Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Мастерство А. Солженицына- психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены. «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана 1 2
Практические занятия № 89 Выявление сюжетно-композиционных особенностей повестей А. Солженицына
№ 90 Обзор романа «Архипелаг ГУЛАГ» Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана 2 Тема 8.5. Александр Валентинович Вампилов Содержание учебного материала Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова. Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана 1 2
Практические занятия № 91 Анализ пьесы «Утиная охота»
№ 92 Анализ пьесы «Старший сын»
№ 93 Проведение семинара по творчеству иркутских писателей Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана 3 Самостоятельная работа
Исследование и подготовка реферата : «Взгляд на Гражданскую войну из 20-х и из 50-х годов — в чем разница?» 5 Контрольная работа Контрольная работа № 7 по разделам 8-9 1 Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) 2 Тема 9. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции) Содержание учебного материала 1 Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; са-мостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений 2 1
2 Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов 20 Тема 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов Содержание учебного материала 1 Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов. Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая
работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений 4 2
2 «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А. Солженицына, А. Бека, А. Рыбакова, В. Дудинцева, В.Войновича. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы. Проза А.Солженицына, В. Распутина, Ф. Искандера, Ю. Коваля, В. Маканина, С. Алексиевич, О. Ермакова, В.Астафьева, Г.Владимова, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др. 3 Развитие разных традиций в поэзии Б. Ахмадулиной, Т. Бек, Н. Горбаневской, А. Жигулина, В.Соколова, О.Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М.Сухотина и др. Духовная поэзия С. Аверинцева, И. Ратушинской, Н. Горбаневской и др. 4 Развитие рок-поэзии. Драматургия постперестроечного времени. Практические занятия № 94 Анализ повести В. Дудинцева «Белые одежды»
№ 95 Анализ произведения А. Рыбакова «Дети Арбата».
№ 96 Анализ произведения В. Маканина «Где сходилось небо с холмами».
№ 97 Проведение семинара по произведениям и творчеству современных писателей.
№ 98 Проведение семинара по произведениям и творчеству современных поэтов. Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая
работа с текстами художественных произведений, аннотирование; подготовка докладов и сообщений Самостоятельная работа Выполнение проекта по теме «Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов» (на выбор обучающихся) 10 Дифференцированный зачет 1 Итого 263 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
- наглядный материал по темам;
- раздаточный материал по темам.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- экран;
- проектор.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературыОсновные источники:
1. Агеносов В. В. и др. Русская литература ХХ века (ч. 1, 2). 11 кл. – М. 2011.
2. Лебедев Ю. В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М. 2011.
Дополнительные источники:
1. История русской литературы XIX в. / Под ред. В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова. – М., 2001.
2. Русская литература XX века. Том первый 1920-1930 годы./ Под ред. Л.П. Кременцова.- М.,2005.
3. Русская литература ХХ в. / Под ред. А. Г. Андреевой. – М., 2002.
4. Смирнова Л.Н. Русская литература конца XIX – начала ХХ в. – М., 2001.
Электронные пособия:
Видеоцикл «Уроки нравственности-2»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
«Уроки литературы 10 класс»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
«Уроки литературы 11 класс»
Интернет-сайты
1. http://www.proshkolu.ru/
2. www.zavuch.info/
3. rus.1september.ru4. http:uchkopilka.ru5. www.gramota.ru6. ruslit.ioso.ru7. www.slovari
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
личностные сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание
своего места в поликультурном мире; Выполнение самостоятельных работ,
устный опрос, тестовые задания,
письменный опрос в форме сочинения,
индивидуальные задания
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.; метапредметные умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Выполнение самостоятельных работ,
устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения, создание презентаций, защита проектов.
умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметные
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; Выполнение самостоятельных работ,
устный опрос, письменный опрос в форме сочинения, индивидуальные задания, тестовые задания, доклады, устные и письменные сообщения, создание презентаций, защита проектов.
сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно- ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; сформированность умений учитывать исторический, историко- культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоциональноголичностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.