Поурочный план по литературному чтению2-3 класс на тему В.П. Катаев. Цветик-Семицветик и В.Осеева Почему?


Сынып (класс): 2 класс 3класс
Пән (предмет) : литературное чтение Литературное чтение
Тақырыбы (тема): В.П.Катаев Цветик- Семицветик В.Осеева Почему?
Типі (тип) комбинированнный Комбинированный
Әдістері (методы): словесные (беседа), практические (разнообразные упражнения), частично-поисковый, приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческая деятельность, контроль.
Мақсатты (цель):
1. Білімдік Образовательная: формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного произведения; эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом: продолжать работу над формированием навыка правильного сознательного чтения.2. Дамытушылык Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений, развивать умения работать в группе, логическое мышление
  3. Тәрбиелік Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся; эмоционально-ценному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.
1 Білімдік Образовательная: формировать способность отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения, Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
Дамытушылык Развивающая: способствовать развитию речевой культуры учащихся: развитию связной речи учащихся; выразительному чтению; работать над уточнением значения слов и выражений, развивать умения работать в группе, логическое мышление

3.Тәрбиелік Воспитательная: Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки
Сабақтың барысы ( ход урока)
Ұйымдастыру кезеңі (организационный этап)
Ребята на улице еще морозно, несмотря на то что уже конец зимы.
И мне хочется подарить всем тепла, улыбок , знаний, и хорошего настроения!
С каким настроением вы пришли на урок?
Начнем наш урок?
Давайте подарим друг другу улыбку и пожелание!
Ойлау қабілетін белсендіру (активизация мыслительной деятельности)
Что бы узнать тему нашего урока прочитайте слова на доске: Лети, лети лепесток ……………………….
Поставьте цель урока - У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.
- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?
-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»
Вы догадались какая тема урока будет? Какая цель?
Бұрынғы білімді жандандыру (актуализация прежних знаний)
Для того чтобы проверить на сколько хорошо вы поняли рассказ, мы проведем викторину. Презентация
1) составление плана пересказа.
- Восстановите последовательность событий в рассказе.
(задание на карточках)
Бум наказан.
Мальчик с собакой.
Сын признался.
Чашка разбилась.
У каждого своё почему.
Это…Бум!
Ночью.
Расстроенный лай.
Все дома!
Он будет жить в будке!
Бум один на крыльце.
(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)
(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)
2) пересказ по плану.

Жаңа тақырыпты түсіндіру (усвоение нового материала)
ПИРАМИДА ИСТОРИИ
______________
(имя главного героя)
_________ ___________
(два слова, описывающие главного героя)
________ _________ __________
(три слова, место события)
________ ________ ________ ________
(четыре слова, описывающие важное событие)
_________ ______ ________ ________ _________
(пять слов, описывающие ключевую идею или важность события)
Ребята у вас на столе карточки зеленого цвета. Заполните пирамиду.
2. составить синквейн «Цветок»
* задание на карточках восстановить цветок
На партах лежат лепестки , нужно на соответствующем цвете записать желание. -Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения, о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”
- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим,изменится ли ваше отношение к мальчику
- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).
Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.
Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.
Из кухни послышались быстрые шаги.
- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: -Это ты?
Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.
- Это, это Бум!
- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?
- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?
(Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)
Тихонько сполз заменила на Встал
- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?
- Какой можно сделать вывод?
(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)
- Далее.
Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.
- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?
- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?
(Они помогают оценить состояние мальчика.)
- Молодцы! Давайте дальше.
Динамическая пауза
Музыкальная
Жаңа тақырыпты бекіту (закрепление нового материала)
Реши примеры , расшифруй слово.
100 3789
- 24 +61 -17
______ _____ ____
43 100
+38 - 63
____ _____
72-Б 76- Д 98-О 81-Р 37-О
Правильно! Чему же учит эта сказка? ( Это добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика-семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.)- Представим, что именно вам достался последний волшебный листок. Какое бы вы загадали желание? Напишите на стикерах-цветах. Прочитайте написанное.
Работа в паре. Повторение правил работы в паре.
На доске слово «Природа» и картина Левитана «Дождь. Буря».
- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.
- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).
- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?
Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.
-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?
-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.
Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)
- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?
(Дети рисуют)
-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)
-Почему иллюстрации получились разными?
Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.
Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».
- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.
Жаңа білім мазмұнын меңгерту (проверка усвоения материала)
тест.( самостоятельно)
1.     Кого встретила героиня сказке «Цветик - семицветик», когда гналась за собакой?
а)ВОЛШЕБНИЦУ     б)ВЕДЬМУ     в)СТАРУШКУ
 
2.     Какой недуг был у мальчика Вити в сказке «Цветик - семицветик»?
а)БЫЛ ХРОМОЙ    б)БОЛЕЛА РУКА     в)БЫЛ В ГИПСЕ
 
3. В какую игру предложила Женя поиграть больному мальчику Вите в сказке «Цветик - семицветик»?
а)В КЛАССИКИ     б)В САЛКИ     в)В ФУТБОЛ
 
 
4.     Что купила Женя в магазине в сказке «Цветик - семицветик»?
а)7 ПРЯНИКОВ     б)7 БАРАНОК     в)7 БУЛОЧЕК
 
 
5.Что стала делать Женя, когда остался один лепесток в сказке «Цветик - семицветик»?
а)ЛИТЬ СЛЁЗЫ     б)ХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ     в)ДУМАТЬ И РАССУЖДАТЬ
- Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика?
Синквейн:
1. … . .(Дети отгадывают – совесть.)
2. Чистая, беспокойная.
3. Мучает, побуждает, возвышает.
4. Стыд не дым, а глаза ест.
5. Честь.
-Что такое совесть?
Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.
- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.
Үй тапсырманы түсіндіру (объяснение домашнего задания)
Найти две пословицы подходящие к рассказу. Оценки. выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил. Оценки.
Сабақтың қорытындысы (рефлексия, подведение итогов урока)
Что нового узнали?
Чему научились у героев?
Напишите на стикирах свое имя и прикрепите к тому лепестку , цвет которого обозначает ваше настроение.
Желтый цвет-цвет радости
Красный цвет- нервозное , агрессивное
Синий цвет- грустное настроение, усталость
Зеленый цвет – активность.
Фиолетовый- беспокойное тревожное настроение
Оранжевый- восторженное
Голубой- загадочное
Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?
- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.
- Скажите, чему учит нас этот рассказ?
Выберите смайл подходящий к вашему настроению.