Правописание НЕ с полными причастиями. Урок-исследование
Дементьева Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 4» г. Мыски
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Тип урока: Изучение нового материала (урок-исследование)
Технологическая карта изучения темы
Тема
Правописание НЕ с полными причастиями
Цель
Задачи
Создание условий для формирования умения применять ранее полученные знания в новой ситуации
Сформировать представление о правописании НЕ с полными причастиями
Формировать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Развивать умение структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
4.Воспитывать культуру поведения при фронтальной , индивидуальной и групповой работе
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
Планируемый результат
Предметные:
Знать правила правописания НЕ с полными причастиями
Уметь применять правило правописания НЕ с причастиями на практике
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, , осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач
Основные понятия
Межпредметные связи
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник
. Бабайцева, В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2005. – 336с.
. Русский язык. Практика. 7 кл. [Текст] / С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю Купалова и др.др.; под ред. С. Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2008 – 318с.
Дидактические карточки, презентация
Организ. пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин)
Цели: активизация обучающихся; подготовка к исследованию
Работают с изученной ранее информацией
Участвуют в обсуждении.
Формулируют собственное мнение и аргументируют его
Включение в деловой ритм урока
Организует работу с известной информащией
Уточняет тематические рамки.
-С какими частями речи у причастия есть сходство? (с глаголами и прилагательными)
- Как пишется НЕ с глаголами, прилагательными?
КАРТОЧКИ на партах (работают в парах)
Произошел (не)лепый случай. Кидают фонари на волны блеск (не)яркий. Вдали виднелся (не)яркий, а тусклый фонарь. (Не)волить себя я не позволю.
Раскройте скобки, объясните написание НЕ. По мере выполнения задания заполняйте таблицу. (Приложение)У вас должно быть заполнено два столбика.
Систематизация знаний о языке (НЕ с глаголами и прилагательными )
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (коммуникативные)
Самоопределение (личностные)
Целеполагание (регулятивные)
Постановка вопросов
Логический анализ
предложений с целью выделения определенных признаков
Осознанное построение
Речевого высказывания
(познавательные)
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)
Цели:
Сопоставляя изученный материал и новый, находят сходства и различия
Выдвигают гипотезы
Активизирует знания обучающихся, создает проблемную ситуацию.
Можно ли, зная правила правописания НЕ с глаголами и прилагательными, вывести правило правописания НЕ с причастиями?
Что вы можете предположить?
- Чем это можете доказать?
(Причастие – форма глагола. Причастия, образованные от глаголов, которые не употребляются без НЕ, тоже пишутся слитно)
Безусловно, это только одно из правил. Сейчас вы займетесь собственным исследованием..
_ Кто подскажет тему сегодняшнего урока? Чем мы будем сегодня заниматься?
- Правописание НЕ с причастиями.
Запишите ее в тетрадь. Я хочу дополнить: мы будем рассматривать только полные причастия.
- Вместе с вами мы обозначили проблему, над которой будем работать
Постановка проблемных вопросов
(Познавательные, логические).
(Коммуникативные УУД).
Целеполагание
(Регулятивные УУД).
III.
Изучение нового – собственное исследование
(14 мин)
Цели:
Составляют план достижения цели и определяют средства.(По данным образцам приходят к выводу о правописании НЕ с полными причастиями)
Организует обучающихся для работы с гипотезами
Работа с дидактическим материалом
Экспедиция шла по неисследованной местности.
Никем не исследованная местность манила к себе молодых путешественников.
Еще не исследованная местность манила к себе молодых путешественников.
Не сорванные, а срезанные цветы стояли в вазе.
Выделение правил правописания НЕ с причастиями и их формулирование в речи
- Сколько правил вам удалось выявить из предложенных предложений? (Два, три)
- Сформулируйте каждое правило и расскажите, как вы его нашли
Сопоставление результатов исследования с правилами, помещенными в учебнике.
Соотнесите с таблицей, которую мы составили. Есть что-то общее?
Расширение научных знаний о языке
Планирование, прогнозирование (Регулятивные)
Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснавание
Построение логической цепи рассуждений
(Познавательные УУД)
.Инициативное сотрудничество в поиске и выборе правильного решения
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(Коммуникативные УУД).
IV. Закрепление нового (8 мин)
Цель: выработка навыков применения изученного правила на практике
Решают типовые задания, объясняя правильный выбор
Устанавливает осознанность восприятия.
Первичное обобщение
Давайте попробуем применить наши
правила.
Объяснительное письмо (под диктовку)
В лесной глуши, не освещаемой солнцем, нечего искать земляники.
Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов.
Часть торфяного болота оставалась неисследованной.
У меня лежит на столе не законченная работа, а только лишь начатая.
Физкультминутка
Применение новых знаний на практике
Контроль, оценка, коррекция (Регулятивные)
Общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(Познавательные УУД).
Умение доносить свою позицию до других и понимать другие позиции. (Коммуникативные УУД).
V. Контролирующее задание (10 мин)
Цель: проверка усвоения правила правописания слитного и раздельного написания НЕ с полными причастиями
.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку., сравнивая с эталоном
.Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,
Организует деятельность по применению новых знаний
Работа с магическим квадратом и дидактическими карточками (Можно примеры показать на слайде)
Раскройте скобки. Слитно или раздельно? В квадрат запишите С (слитно) или
Р (раздельно)
1 (не)отправленное письмо;
(не)замерзшая река,
(не)выученный урок;
(не)оседланный конь;
(не)удержимое желание;
(не)имеющий ничего схожего;
(не)выполненное Сеней;
(не)засеянное , а только вспаханное
(не)мытые фрукты;
(не)исследованная, а совсем еще дикая;
еще (не)высохшая роса;
(не)защищенное от ветра лицо;
(не)мигающий взгляд;
(не)проверяемые гласные;
(не)убранная комната
(не)упакованные вещи
Проверка по магическому квадрату (слайд)
Формирование навыков проведения тестовых заданий по определенной теме
Контроль.
Соотнесение выполненного задания с образцом
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли трудности при выполнении
(Регулятивные УУД).
Подведение под понятие. (Познавательные УУД)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цели: подведение итогов проделанной работы
Соотносение целей и результата, степень их соответствия
Организует рефлексию
Подведем итоги нашего урока.
- Что нового узнали?
- Как мы на это вышли? (сопоставление)
Домашнее задание: параграф 140, упражнение 102
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью
(Коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оцениватьего
(Регулятивные УУД).
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
(Личностные УУД).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточка 1
Произошел (не)лепый случай. Кидают фонари на волны блеск (не)яркий. Вдали виднелся (не)яркий, а тусклый фонарь. (Не)волить себя я не позволю.
Таблица 1
№
п/п
НЕ с прилаг.
(по карточке 1)
НЕ с глаголами
(по карточке 1)
НЕ с причастиями
Примечание
Найди сходство или различие. Запишите правила, которые сами вывели или поставь+,-
1
2
3
4
5
Карточка 2
Экспедиция шла по неисследованной местности.
Никем не исследованная местность манила к себе молодых
путешественников.
Еще не исследованная местность манила к себе молодых путешественников.
Не сорванные, а срезанные цветы стояли в вазе.
Такая таблица должна получиться у ребят
№
п/п
НЕ с прилаг.
(по карточке 1)
НЕ с глаголами
(по карточке 1)
НЕ с причастиями
Примечание
Найди сходство или различие. Запишите правила, которые сами вывели или поставь + или -
1
2
3
4
5
Не употребляется без НЕ (Сл.)
Можно подобрать синоним (Сл.)
Есть противопоставление
союзом А (Разд.)
+
-
-
+
-
+
Имеет зависимые слова (Разд.)
Одиночное причастие (без зависимых слов, без противопоставления с союзом А)
Раскройте скобки. Слитно или раздельно?
В квадрат запишите С (слитно) или Р
(раздельно)
(не)отправленное письмо;
(не)замерзшая река,
(не)выученный урок;
(не)оседланный конь;
(не)удержимое желание;
(не)имеющий ничего схожего;
(не)выполненное Сеней;
(не)засеянное, а только вспаханное;
(не)мытые фрукты;
(не)исследованная, а совсем еще дикая;
еще (не)высохшая роса;
(не)защищенное от ветра лицо;
(не)мигающий взгляд;
(не)проверяемые гласные;
(не)убранная комната
(не)упакованные вещи
Магический квадрат для проверки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Такая запись должна получиться в идеале (Буква С, если соединить цифры 4,3,2,1,5,9,13,14.15,16)
1
С
2
С
3
С
4
С
5
С
6
Р
7
Р
8
Р
9
С
10
Р
11
Р
12
Р
13
С
14
С
15
С
16
С
В 7 классе на «Причастие» отводится 34 урока. Тема «НЕ с причастиями» изучается на двух уроках (10,11 уроки) Первый урок – это урок-исследование, где обучающиеся сами выводят правила написания НЕ с причастиями.
Главная задача таких уроков – сформировать у обучающихся теоретическое мышление в ходе самостоятельной работы по поиску и открытию языкового явления и определению его функций в речи. Перед ними стоит учебная проблема. Предлагается конкретный дидактический материал для её разрешения. Пользуясь имеющимися знаниями, умениями и навыками, распространяя их на новую область, ученики проводят самостоятельное учебное исследование и приходят к выводам и обобщениям, разрешающим проблему.
В процессе учебного исследования у каждого ученика накапливается опыт самостоятельного поиска нового знания, формируется представление о путях и средствах познания, о методах и приемах исследования.
Исследование состоит из двух главных частей, каждая из которых имеет свои составляющие:
I Подготовка к исследованию:
1. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.
2. Создание проблемной ситуации.
3. Выдвижение гипотез. Дискуссия с целью выявления верных и неверных предположений.
II Собственное исследование:
Осмысление исследовательской задачи.
Внутренняя умственная деятельность, состоящая из наблюдений и экспериментов над представленным дидактическим материалом по предложенной программе с целью выявления существенных признаков языкового явления.
определение теоретических понятий или выделение новых правил, их перевод из внутренней умственной сферы во внешнюю с фиксацией форме связного речевого изложения итогов исследования.
Самопроверка правильности проведенного исследования путем сопоставления полученных результатов с определениями и правилами, данными в школьном учебнике.
Именно это я попыталась показать в данном сценарии урока.
15