Урок русского языка по теме «Правописание Не с причастиями» (7 класс)
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе
Тема: «Правописание НЕ с причастиями»
Цель:
1) образовательная:
познакомить учащихся с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;
обучить учащихся способам применения изученного правила;
2) развивающая: расширить словарный запас учащихся;
3) воспитательная: воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.
Речевая деятельность:
Аудирование. Адекватно понимать содержание художественного текста, осознавать коммуникативную цель аудирования.
Чтение. Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу.
Говорение. Строить небольшое по объёму устное высказывание, формулировать выводы по результатам проведённого языкового анализа, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи.
Письмо. Соблюдать нормы письменной речи, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, грамматической синонимии.
Тип урока: изучения нового материала
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, частично-поисковый, метод критического мышления, самостоятельная работа, метод стимулирования, индуктивный.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная.
Технологии: информационно-коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
УМК под редакцией С.И. Львовой – Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. С.И.Львова, В.В. Львов, -М.: Мнемозина, 2012.
Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.
ХОД УРОКА
№ п/пЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Цель Методы, формы Время
1. Организационный Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка. Создать положительную эмоциональную атмосферу Словесный метод 1 мин.
2 Актуализация субъективных знаний учащихся
Подготовка к изучению нового материала Проведём орфографическую разминку: устно объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи в данных словосочетаниях:
невысокое дерево; не выполнил работу; не глубокая, а мелкая река; не у кого спросить; неистовая буря Орфографическая разминка Подготовить к восприятию новой темы Практический метод 3 мин.
Значение какого слова вызывает у вас затруднение? Неистовая Как вы понимаете значение слова неистовый? Словарная работа. Учащиеся отвечают, используя толковый словарь Обогащение словарного запаса учащихся 1мин
Назовите правило написания Не с какими частями речи вы знаете? Называют части речи Метод критического мышления 1 мин
Какой частью речи является слово неистовствующий? (Не)истовствующий (на слайде) Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? написание не с причастиями Метод критического мышления Это и будет тема нашего урока «Правописание Не с причастиями» Делают записи в тетрадях При изучении данной темы какие задачи нужно решить? 1. Познакомиться с условием выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.
2. Научиться применять правило на практике. Развитие умения определять цели своей деятельности 1 мин
3. Изучение нового материала Проведём исследование с целью выявления условий, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.
1. Для выяснения причин слитного и раздельного написания не с причастиями разделимся на 3 группы.
2. Каждой группе предлагается проанализировать языковой материал.
3. Сделать вывод о написании не с причастиями.
4. Заполнить кластер по изучаемой теме в ходе обсуждения.
Примечание. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам. Работа в 3 группах: заполнение кластера.
Распределение обязанностей в группе Групповая работа
Кластерный подход. Практическая работа. Исследование
Ученики анализируют словосочетания и предложения:
1 группа
Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава. Неполитые цветы. Невыполнимая миссия.
Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.
Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.
2 группа
В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.
Подсказка: сравните
В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.
3 группа
Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.
Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.
Подсказка: сравните
Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости. Формирование навыков исследовательской деятельности Групповая форма работы. Исследовательская деятельность. 5 мин.
Обсуждение итогов исследовательской работы Развитие умения выделять главное 2 мин.
1. Назовите цель вашего исследования.
2. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.
3. Сравните свои выводы с правилом учебника 1. Определение условий слитного и раздельного написания не с причастиями.
2. Формулируют правило правописания НЕ с причастиями.
3. Чтение правила из учебника. Частично-поисковый метод Выводы: результаты исследования соответствуют правилу учебника Развитие умения делать выводы 1 мин.
Обратимся к слову «неистовствующий». Объясните его написание, составьте с этим словом предложение (устно) Словесный метод 1мин
4 Проверка первичного усвоения Объяснительный диктант
Не раскатывающийся, а глухо рокочущий гром, невспаханное поле, не приученный к порядку ребенок, недомогающий ученик, несделанная работа, окно не закрыто. Обучение аргументированному письму
Вывод: Коллективная форма работы 5 мин.
Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Упр. 256
1. Списать, объяснить условия выбора.
2. Выписать слова с раздельным написанием.
3.Индивидуальное задание (упр.257) Обучение самостоятельной деятельности Самостоятельная работа
Работа с учебником
Дифференцированный подход
Индивидуальный подход 5 мин.
Проверка (в том числе и индивидуального задания)
Назовите слова, которые пишутся с НЕ раздельно.
Назовите слова, которые с НЕ пишутся слитно. Вывод: Развитие навыков самопроверки 5 мин.
Послушайте текст и ответьте на вопрос: «Каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?» Работа с текстом Обучение частичному анализу текста Легенда о хризантеме. Читает учитель.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают (не)знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не)проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в ΙΙΙ веке до н. э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)изличимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, (не)желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распутившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство - Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема. АудированиеАудирование с целью извлечения необходимой информации Метод стимулирования: созданиие ситуации занимательности 1 мин.
Так каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме? Анализ текста
Нужно быть искренним, не желающим зла людям Индуктивный метод 1 мин.
Встретили ли вы в тексте незнакомые слова? В тексте: эликсир – чудодейственный, волшебный напиток Частично-поисковый метод Об этом чудодейственном цветке есть еще одна легенда, с которой вы познакомитесь самостоятельно и выполните предложенное задание. Читают задание к тексту легенды По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ________ силы преданию, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся. Выполняют задание, обсуждают в парах.
Вывод Научиться употреблять причастия с Не в речи Работа в парах 6 мин
5 Домашнее задание Выучить правило 1 мин.
6 Подведение итогов урока Подведём итоги.
- что узнали нового на уроке? Учащиеся озвучивают кластер «Правописание НЕ с причастиями» Репродуктивный метод 1 мин.
7 Рефлексия 1. Какое задание на уроке было наиболее интересным?
2. Какое задание оказалось самым трудным?
- Эти трудности мы разрешим на следующем уроке
- У вас на партах цветок хризантемы! Он останется вам на память!
Вы молодцы! Будьте всегда искренними, добрыми и отзывчивыми. 2 мин.