Разработка урока русского языка Правописание не с причастиями( 7 класс)

Методическая разработка урока русского языка
Учитель Соловьёва Людмила Ивановна
Тема «Правописание не с причастиями»
Цель: познакомить учащихся с правильным написанием НЕ с причастиями.
Задачи: 1) закрепить умение написания НЕ с причастиями;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное.
Тип урока: изучения нового материала
Методы организации учебной деятельности учащихся: словесный, практический, частично-поисковый, метод критического мышления.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, парная.
Технологии: компьютерная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
УМК под редакцией С.И. Львовой – Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. С.И.Львова, В.В.львов, -М.: Мнемозина, 2012
Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.









№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Цель
Методы, формы
Время

1.
Организационный
Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Я рада нашему очередному сотрудничеству и уверена, что вы сегодня сделаете еще один шаг к постижению глубин безбрежного, могучего и прекрасного русского языка.

Создать положительную эмоциональную атмосферу
Словесный метод
1 мин.

2
Актуализация субъективных знаний учащихся
Подготовка к изучению нового материала
Проведём орфографическую разминку: устно объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи в данных словосочетаниях:
невысокое дерево; не выполнил работу; не глубокая, а мелкая река; не у кого спросить; неистовая буря
Орфографическая разминка

Подготовить к восприятию новой темы
Практический метод
3 мин.



Значение какого слова вызывает у вас затруднение?
Неистовая






Как вы понимаете значение слова неистовый?
Словарная работа. Учащиеся отвечают, используя толковый словарь
Обогащение словарного запаса учащихся

1мин



Назовите правило написания Не с какими частями речи вы знаете?
Называют части речи


1 мин



Какой частью речи является слово неистовствующий?
(Не)истовствующий (на слайде)






Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
написание не с причастиями






Это и будет тема нашего урока «Правописание Не с причастиями»
Делают записи в тетрадях






При изучении данной темы какие задачи нужно решить?
1. Познакомиться с условием выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.
2. Научиться применять правило на практике.
Развитие умения определять цели своей деятельности

1 мин

3.
Изучение нового материала
Проведём исследование с целью выявления условий, при которых не с причастиями пишется слитно и раздельно.
1. Для выяснения причин слитного и раздельного написания не с причастиями разделимся на 3 группы.
2. Каждой группе предлагается проанализировать языковой материал.
3. Сделать вывод о написании не с причастиями.
4. Заполнить кластер по изучаемой теме в ходе обсуждения.
Примечание. В случае затруднения можно обратиться к подсказкам.
Работа в 3 группах: заполнение кластера.
Распределение обязанностей в группе

Групповая работа
Кластерный подход.





Практическая работа. Исследование
Ученики анализируют словосочетания и предложения:
1 группа
Трава не скошена. Цветы не политы. Миссия не выполнима.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава. Неполитые цветы. Невыполнимая миссия.
Не скошенная крестьянами трава пожухла. Ученик, не подготовивший урок, чувствовал себя плохо.
Из-за не окончившегося вовремя собрания мы опоздали на автобус.
Подсказка: сравните
Нескошенная трава пожухла. Неподготовившийся ученик чувствовал себя плохо. Неокончившееся собрание плавно перешло в митинг.
2 группа
В палатке лежали не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки. Не решенное, а списанное домашнее задание приводит часто к двойке.
Подсказка: сравните
В палатке лежали неразбросанные рюкзаки. Нерешенное домашнее задание приводит часто к двойке.
3 группа
Негодующий на слабые знания учитель был хмур. Петя смотрел на всех недоумевающим взглядом.
Шел по невымощенной улице отряд ребят. Неприглашенная фея обиделась на короля. В Стране невыученных уроков никто не хочет оказаться.
Подсказка: сравните
Отряд ребят шел по не вымощенной, а заасфальтированной улице. Не приглашенная на бал фея обиделась на короля. Не выученный хорошо урок приведет к неуспеваемости.
Формирование навыков исследовательской деятельности
Групповая форма работы. Исследовательская деятельность.
5 мин.




Обсуждение итогов исследовательской работы
Развитие умения выделять главное

2 мин.



1. Назовите цель вашего исследования.

2. К каким же выводам вы пришли? Слушаем ответы групп.
3. Сравните свои выводы с правилом учебника
1. Определение условий слитного и раздельного написания не с причастиями.
2. Формулируют правило правописания НЕ с причастиями.
3. Чтение правила из учебника.

Частично-поисковый метод





Выводы: результаты исследования соответствуют правилу учебника
Развитие умения делать выводы

1 мин.



Обратимся к слову «неистовствующий». Объясните его написание, составьте с этим словом предложение (устно)


Словесный метод
1мин

4
Проверка первичного усвоения

Объяснительный диктант
Не раскатывающийся, а глухо рокочущий гром, невспаханное поле, не приученный к порядку ребенок, недомогающий ученик, несделанная работа, окно не закрыто.
Обучение аргументированному письму
Коллективная форма работы
4 мин.




Вывод:


1 мин.




Самостоятельная работа. Работа с учебником.
Упр. 256
1. Списать, объяснить условия выбора.
2. Выписать слова с раздельным написанием.
3.Индивидуальное задание ( упр.257)

Обучение самостоятельной деятельности
Самостоятельная работа
Работа с учебником
Дифференцированный подход
Индивидуальный подход
5 мин.



Проверка (в том числе и индивидуального задания)
Назовите слова, которые пишутся с НЕ раздельно.
Назовите слова, которые с НЕ пишутся слитно.

Развитие навыков самопроверки

4 мин.




Вывод:


1 мин.



Послушайте текст и ответьте на вопрос: «Каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?»
Работа с текстом
Обучение частичному анализу текста





Легенда о хризантеме. Читает учитель.
Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают (не)знающую пределов радость, и (не)выразимую печаль, и (не)проходящую со временем скорбь.
Одна из легенд рассказывает, что в
·
·
· веке до н. э. (не)имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не)изличимых болезней и уйти от неминуемой смерти. Но только искренний, (не)желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не)распутившимся сокровищем. Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
На островах возникло новое государство - Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
Аудирование
Аудирование с целью извлечения необходимой информации

1 мин.



Так каким нужно быть человеком, чтобы прикоснуться к чудодейственному цветку хризантеме?
Анализ текста
Нужно быть искренним, не желающим зла людям


1 мин.



Встретили ли вы в тексте незнакомые слова?
В тексте: эликсир – чудодейственный, волшебный напиток






Об этом чудодейственном цветке есть еще одна легенда, с которой вы познакомитесь самостоятельно и выполните предложенное задание.
Читают задание к тексту легенды






По другой легенде, родиной этого______ очарования растения является Китай. Китайцы, _______ в своей правоте, назвали в честь хризантемы девятый месяц года. По ________ силы преданию, смельчак, _________ сорвать в девятый день девятого месяца цветок хризантемы, обретает бессмертие.
Для справок: (не) побоявшийся, (не) потерявшего, (не) утратившему, (не) сомневающиеся.

Выполняют задание, обсуждают в парах
Научиться употреблять причастия с Не в речи
Работа в парах
5мин




Вывод:


1мин

5
Домашнее задание
Выучить правило



1 мин.

6
Подведение итогов урока
Подведём итоги.
- что узнали нового на уроке?

Учащиеся озвучивают кластер «Правописание НЕ с причастиями»

Репродуктивный метод
1 мин.

7
Рефлексия
1. Какое задание на уроке было наиболее интересным?
2. Какое задание оказалось самым трудным?
- Эти трудности мы разрешим на следующем уроке
- У вас на партах цветок хризантемы! Он останется вам на память!
Вы молодцы! Будьте всегда искренними, добрыми и отзывчивыми.



2 мин.


15