Генезис идей системного подхода в трудах классиков российской педагогики (XVII-XIX в.в.)
Генезис идей системного подхода в трудах классиков российской педагогики (XVII-XIX в.в.)
Идеи системного подхода в педагогике, заложенные в трудах Я.А. Коменского, Д Локка и представителей немецкой классической педагогики были унаследованы русскими педагогами середины XIX века, и прежде всего - основоположником отечественной педагогической мысли К.Д. Ушинским. Идеи системного подхода к воспитанию получили также обоснование и развитие в работах таких русских педагогов, как Н.И. Пирогов, В.Г. Белинский, П.Ф. Каптерев, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель и другие.
Впервые в истории педагогики К.Д. Ушинский (1824-1870/71) высказал одну из основных идей системного подхода в педагогике - идею о воспитании как о целенаправленном и систематическом преднамеренном и непреднамеренном влиянии на воспитуемых. «Придавая большое значение воспитанию в жизни человека, - писал К.Д. Ушинский, - мы, тем не менее, ясно осознаем, что пределы воспитательной деятельности уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить. Кроме того, мы ясно осознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова, как преднамеренная воспитательная деятельность, - школа, воспитатели вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество. Народ, его религия, язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий» .
Таким образом, в трудах ученого получает развитие идея единства воспитания и обучения и подчинения педагогического процесса воспитательным задачам, как основным и решающим.
Н.И. Пирогов высказывает мысль, что «значительная и едва ли не главная часть воспитательной силы заключается в самой науке, и преподаватель того или другого предмета есть вместе с тем и самый деятельный воспитатель» .Таким образом, педагог видел ценность взаимосвязи самостоятельных систем: личность воспитуемого - наука - личность воспитателя.
В.Г. Белинского утверждал : «Воспитание - великое дело, - писал он, - им решается участь человека» . «...Воспитание по отношению к большинству приобретает еще большую важность: оно все - и жизнь, и смерть, и спасение и гибель. Но воспитание, чтобы быть жизнью, а не смертью, спасением, а не гибелью, должно отказаться от всяких претензий своевольной и искусственной самодеятельности. Он должно быть помощником природе - не больше. Каждый человек есть индивидуальная личность, которая может делаться хуже и лучше только по-своему, индивидуально. Воспитание может сделать человека только худшим, исказить его натуру; лучшим оно его не делает, а только помогает делаться» . То есть, по мнению В.Г. Белинского в воспитании как системе все части и воздействия должны быть уравновешены и сопряжены соответствующим принятой системе образом.
Мысль о системном характере воспитания продолжил Н.Г. Чернышевский (1828-1889), который считал, что умственные и нравственные качества личности формируются через всю систему материальных и духовных условий жизни общества, они формируются под воздействием различных общественных институтов, экономических и общественно политических условий, влияния литературы, искусства, семьи и школы, - одним словом, во взаимосвязи.
Прогрессивным для отечественной педагогики явилось высказывание Н.Г. Чернышевского о необходимости воспитания в процессе обучения. При этом первостепенная роль отводилась не содержанию учебного материала, а личности учителя. Эта идея нашла более глубокое отражение в сочинениях H.A. Добролюбова (1836-1861), в частности в его работе «О значении авторитета в воспитании». В ней он пишет, что «успешно осуществлять задачи воспитания мог бы учитель, которого отличает ясность, твердость и непогрешимость убеждений, чрезвычайно высокое, всестороннее развитие, обширные и разнообразные познания, приведенные в полную гармонию с принципами» .