Реферат по теории спорта на тему: Характеристика понятий объем и интенсивность нагрузки.
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Теория спорта»
По теме:
«Реферат по теме:
"Характеристика понятий объем и интенсивность нагрузки
( на примере вида спорта "Волейбол")"
»
Исполнитель:
Смирнова Евгения Никифоровна
Москва 2016 год
Содержание...............................................................................................с.2
Введение...................................................................................................с.3
1. Тренировочная нагрузка...........................................................................с.4
2. Закономерности распределения тренировочных нагрузок по объему и интенсивности в тренировочном процессе.................................................с.8
3. Принципы спортивной тренировки волейболистов...............................с.9
4. Объем и интенсивность тренировочной работы в микроциклах........с11
5. Заключение.............................................................................................с.14
6. Список использованной литературы…………………………............с.15
Введение
Понятие «тренированность» обычно связывают с биологическими (функциональными и морфологическими) приспособительными изменениями, которые происходят в организме под воздействием тренировочных нагрузок.
Подготовленность спортсмена – это определенная степень развития физических качеств, уровень технико-тактической подготовленности, сформированные психологические предпосылки.
Тренированность и подготовленность спортсмена в процессе тренировочных занятий изменяются по определенным циклам. В каждом отдельном цикле существует фаза оптимальной готовности, которую принято называть спортивной формой.
Первая фаза совпадает с началом спортивного сезона (закладка фундамента и начало становления новой спортивной формы).
Вторая фаза – стабилизация и сохранение спортивной формы. Продолжительность этой фазы и сохранение спортивной формы в ней полностью зависит от того, насколько прочен был фундамент предварительной подготовки.
Третья фаза – временная утрата спортивной формы.
Фазовость развития спортивной формы является естественной основой принятой в волейболе периодизации спортивной подготовки, причем первой фазе соответствует подготовительный период, второй – соревновательный и третьей – переходный период.
Объективные возможности позволяют, направлено влиять на фазы развития спортивной формы, целесообразно сокращая или удлиняя их, но беспредельно удлинять или безгранично сокращать эти фазы нельзя, поскольку их сроки во многом определяются внутренними закономерностями развития организма и зависят от уровня предварительной подготовленности каждого спортсмена, его индивидуальных особенностей, календаря соревнований.
Содержание периодов подготовки находится в соответствии с фазами и закономерностями развития спортивной формы.
1. Тренировочная нагрузка
Основной характеристикой спортивной тренировки является тренировочная нагрузка (количественная мера выполненной тренировочной работы).
Понятие «нагрузка» предполагает, прежде всего, физиологическую меру воздействия на организм в виде конкретных функциональных реакций той или иной глубины и продолжительности.
Основными факторами, характеризующими тренировочную нагрузку, являются: объем, интенсивность, восстановительные мероприятия, а также содержание и организация подготовки (схема 1).
Объем тренировочной нагрузки – суммарное количество тренировочной работы, выраженное временем выполнения упражнений, количеством тренировочных дней, продолжительностью тренировок, количеством соревновательных дней и дней отдыха, количеством упражнений разной тренировочной направленности.
Основная функция объема – систематическое и длительное нарушение постоянства внутренней среды организма (гомеостаза), в результате чего совершенствуются приспособительные реакции организма и развивается долговременная адаптация. Поэтому, в каждом годичном цикле волейболист должен пройти через достаточные объемы нагрузки, обеспечивающие как повышение уровня работоспособности, так и длительность ее сохранения.
Величина объема нагрузки – количественная мера выполненной (или запланированной) тренировочной нагрузки той или иной преимущественной направленности, относящейся к конкретному микроциклу, этапу, периоду. С ростом квалификации спортсменов величина, а следовательно, соотношение объемов нагрузки различной преимущественной направленности изменяется в сторону увеличения доли специализированных нагрузок.
Объем нагрузки на микроцикл, месяц, этап, период определяется исходя из конкретных задач, решаемых на этих отрезках подготовки с учетом уровня подготовленности спортсменов.
Длительность объема тренировочной нагрузки (систематическое воздействие тренировочных нагрузок) имеет определенный предел, исходящий из емкости текущего адаптационного резерва.
Доказано, что в длительности применения специализированной нагрузки, направленной на совершенствование механизмов, ответственных за проявление скоростно-силовых качеств, аэробной и анаэробной производительности, также существует целесообразный предел. За этим пределом нагрузка уже не имеет развивающего эффекта и влечет бесполезные затраты времени и энергии спортсмена.
По данным научных исследований, при целенаправленном развитии скоростно-силовых качеств стабилизация наступает в пределах 2 – 4-х месяцев.
Нагрузки преимущественно аэробной направленности уже в течение месяца приводят к существенному повышению показателей аэробной производительности. Темп прироста наблюдается в течение 2 – 3-х месяцев. В дальнейшем, несмотря на увеличение объема нагрузки, показатели аэробной производительности колеблются в пределах достигнутого уровня.
Для достижения наивысших значений анаэробной производительности необходимо около 4-х месяцев, причем увеличение объема работы анаэробной направленности (специальная выносливость) оказывает положительный результат лишь в том случае, если ей предшествовал значительный объем аэробной работы (общая выносливость).
Интенсивность – количество тренировочной или соревновательной деятельности в единицу времени. В волейболе по скорости выполнения упражнений интенсивность целесообразно разделять на малую, среднюю, высокую.
Повышение интенсивности имеет первостепенное значение для совершенствования специальных атлетических и волевых качеств, а также для совершенствования техники и тактики игры путем увеличения количества упражнений в единицу времени или увеличения физической и психической нагрузок при выполнении упражнения.
Для технико-тактических действий интенсивность определяется по количеству действий в единицу времени или по количеству занятых в упражнении спортсменов. Например, в волейболе:
- 13 – 14 нападающих ударов в минуту – высокая интенсивность (при большем количестве нарушается техника выполнения приема);
- 6 -7 нападающих ударов – средняя интенсивность;
- менее 6 -7 ударов – малая интенсивность;
или:
- защитные действия в поле одного игрока – высокая интенсивность;
- защитные действия двух игроков – средняя интенсивность;
- защитные действия трех спортсменов – малая интенсивность.
При физической подготовке, а также при технико-тактическом совершенствовании для определения интенсивности можно использовать и показатели пульса:
- 140 уд/мин и менее – малая интенсивность;
- 150 – 160 уд/мин – средняя интенсивность;
- 170 уд/мин и выше – высокая интенсивность.
В практике волейбола используется и балльная оценка интенсивности:
- Высокая (баллы 10-8) - Календарные игры, упражнения на специальную выносливость, игры 3х3 и 4х4;
- Средняя (баллы 7-5) - Индивидуальная тренировка в защите и нападении, скоростно-силовые упражнения, тактические комбинации и спортивные игры, контрольные игры;
- Малая (баллы 4-2) - Упражнения на общую выносливость, техническая подготовка, силовая подготовка.
Важной характеристикой тренировочной нагрузки являются меры, способствующие восстановлению организма во время тренировок, между тренировками, во время соревнований. Для этих целей в практике волейбола можно использовать апробированные на многих видах спорта следующие средства: активный и пассивный отдых, массаж, паровая баня, психологические, педагогические, медицинские средства восстановления.
В паузах между упражнениями целесообразно применять активный отдых (смена нагрузок и видов деятельности) – это встряхивание, свободное размахивание (покачивание) конечностями тела и туловища, расслабленный бег и многоскоки, спокойная ходьба с восстановлением дыхания, стречинг, общеразвивающие упражнения на гибкость.
После тренировочного занятия – массаж, психологические медицинские средства, правильно организованный пассивный отдых.
Психологические средства – посещение зрелищных мероприятий, чтение литературы, настольные игры, аутогенная тренировка, расселение спортсменов на тренировочной базе по психологической совместимости, помощь спортивного психолога.
Ежедневный массаж в вечернее время, желательно перед сном. Каждый волейболист обязан знать основные приемы самомассажа и по необходимости применять их.
Медицинские средства – вибро- и гидромассаж, солевые, углекислые, хвойные ванны, свето- и теплопроцедуры, витаминизация, фармакология, климатические факторы.
Пассивный отдых – ночной сон 8 – 9 часов в условиях чистого воздуха и тишины. При двухразовых тренировках рекомендуется дневной сон длительностью 1,5 – 2 часа и прогулки по лесу, парку.
В конце каждого микроцикла (в день отдыха), помимо перечисленных средств восстановления, рекомендуется посещение паровой бани с массажем. Помнить, что паровая баня воздействует на организм, как тренировка со средней нагрузкой. Поэтому время нахождения в парной должно быть лимитировано.
2. Закономерности распределения тренировочных нагрузок по объему и интенсивности в тренировочном процессе
Нагрузки не должны быть максимальными по объему и интенсивности;
- чем интенсивнее нагрузки, тем уже должны быть поставлены задачи;
- при меньшей интенсивности можно решать успешно на одном занятии две или три задачи;
- чем интенсивнее нагрузка, тем больше оказывается доминантный (подавляющий, угнетающий) характер нервных процессов;
- периодическое чередование нагрузок разной интенсивности должно быть регулярным, что положительно сказывается на становлении спортивной формы;
- нагрузка в 3 – 5-дневном микроцикле, близкая к пределу, может быть одна;
- если на одной из двух (трех) тренировок в одном дне дается предельная нагрузка по объему и интенсивности, другая (другие) должна включать неутомляющие упражнения;
- при большом объеме, но малой или средней интенсивности совершенствуется аэробная (общая) выносливость; при малом объеме, но высокой интенсивности – совершенствуются скоростно-силовые способности и специальная выносливость;
- тренированность начинает регрессировать, если нагрузка излишне снижается или вовсе прекращается;
- перед соревнованием и в конце каждого микроцикла нагрузку необходимо снизить;
- повышая объем тренировочной нагрузки, необходимо снизить интенсивность, и наоборот.
Общая нагрузка может быть охарактеризована на основании вызываемого ею утомления:
а) нет признаков утомления – малая;
б) скрытое утомление (повышенное потоотделение, покраснение кожи лица, учащение пульса) – большая нагрузка;
в) явное утомление (очевидное снижение работоспособности) – предельная нагрузка;
г) признаки переутомления (отказ от работы) – чрезмерная нагрузка.
3. Принципы спортивной тренировки волейболистов
Процесс спортивной тренировки в целом осуществляется на основе определенных принципов, правил, научных и методических положений. Принципы подготовки распространяются на все стороны и задачи тренировки, определяют содержание, средства, методы и организацию ее. Принцип сознательности и активности. Велика роль сознания в овладении техникой, тактикой игры, теоретическими знаниями, в повышении уровня физической и психологической подготовленности. Без глубокого понимания сущности изучаемой дисциплины волейболист никогда не достигнет высокого уровня подготовленности. Спортсмен должен знать результат своей деятельности, понимать, где он допускает ошибки и в чем их причина; должен понимать происходящие в организме физиологические и психологические процессы, уметь оценивать и контролировать свою работоспособность и ощущения, а для этого его надо учить.
Принцип наглядности. На начальном этапе обучения создавать у занимающихся правильное представление о техническом приеме или тактическом действии. На этапе совершенствования этот принцип дает возможность анализировать эффективность технических приемов и тактических действий, определять ошибки и искать пути их исправления. Для этой цели используются видеомагнитофоны, слайды, кинограммы, макеты площадки.
Принцип доступности и индивидуализации. Все задания тренировки должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого спортсмена. Тренер при решении одной и той же задачи подбирает средства и методы для решения ее с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.Принцип доступности и индивидуализации отражается в индивидуальных планах волейболистов (перспективном, годовом, оперативном).
Принцип прогрессирования. Построение тренировочного процесса должно обеспечивать рост тренированности спортсмена. Для этого усложняются задания, увеличивается объем и интенсивность нагрузок. Каждый новый годовой цикл начинается на более высоком исходном уровне (для волейболистов ДЮСШ).
Принцип систематичности. Регулярность занятий на протяжении всего периода обучения и совершенствования волейболистов и рациональное чередование нагрузок и отдыха способствует росту мастерства спортсменов. Перерыв в занятиях может свести на нет усилия тренера и спортсменов.
Все принципы тренировки связаны между собой, связаны со всеми видами подготовки и в первую очередь с физической, технической и тактической.Для этапа спортивного совершенствования (направленность на достижение высоких спортивных результатов) нужны еще и специфические закономерности.
Единство общей и специальной подготовки. Нельзя исключить из тренировочного процесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба решения поставленной задачи – достижение высоких спортивных результатов. На базе общей подготовки строится специальная; но спортивная тренировка нсоких спортивных результатов.цесса какую-либо из сторон подготовки без ущерба решения поставленной задачи - достижение ие зако может быть и специализированной, направленной на формирование знаний и умений в технике или тактике игры, на развитие общих или специальных физических качеств.
Постепенное увеличение нагрузок. За счет постепенного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок создается база для предельной мобилизации спортсменов во время длительных турниров.
Волнообразный характер нагрузок. Изменение нагрузок в пределах микроциклов, этапов, периодов подготовки диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью восстанавливаться до оптимального уровня. При увеличении объема нагрузок снижается интенсивность, и наоборот: при повышении интенсивности уменьшается объем.
Цикличность тренировочного процесса. Тренировочные занятия объединяют в микроциклы, а в течение года выделяют этапы и периоды подготовки (периодизация).
Направленность к высшим достижениям. Стремление к победам над сильным соперником предполагает использовать в тренировках современные технологии подготовки волейболистов.
4. Объем и интенсивность тренировочной работы в микроциклах
Тренировочная работа волейболистов осуществляется в микроциклах продолжительностью от 3 до 7 дней, позволяющих выполнять большой объем нагрузок и иметь достаточный отдых не столько за счет свободных дней, сколько за счет целесообразного чередования и сочетания различных тренировочных нагрузок.
Варианты микроциклов: 6-1, 5-1, 4-1, 3-1, 2-1, 3-1-2-1 (цифра 1 – выходной день).
По своему целевому назначению микроцикл может быть:
- втягивающим (обычно следует за переходным периодом или существенным снижением тренировочных нагрузок);
- рабочим (базоразвивающим) на протяжении всего периода подготовки со смешанной нагрузкой;
- ударным (для подтягивания уровня специальных физических качеств) за счет увеличения объема и интенсивности;
- разгрузочным (для снятия физического и психического напряжения);
- восстановительным (после болезни, травм, переутомления) с помощью малых тренировочных нагрузок и восстановительных средств.
Выбор длительности того или иного микроцикла зависит от:
- задач этапов, периодов подготовки:
6-1, 5-1 – большой объем тренировочных нагрузок для базовой подготовки;
4-1 – интенсификация тренировочных нагрузок;
3-1, 2-1 – моделирование соревновательной деятельности и для восстановления после травм, переутомления;
- физиологических факторов (времени восстановления организма после направленной тренировочной работы). Доказано, что полное восстановление специальной работоспособности происходит примерно за:
а) скоростные способности – 48 часов;
б) скоростно-силовые качества – 48-72 часа;
в) специальная выносливость – 72-96 часов;
г) скорость переработки информации и внимание – 48-72 часа;
д) двигательная реакция - 48-72 часа;
- уровня подготовленности спортсменов.
Планируя микроцикл, необходимо соблюдать следующие положения.
Среди тренировочных нагрузок, включаемых в тренировочное занятие, надо выделять главные, которые определяли бы его преимущественную направленность. Преимущественная направленность нагрузки определяет основную задачу тренировки. Пример.
Задачи тренировки:
а) совершенствование координационных способностей средствами спортивных игр;
б) совершенствование групповых тактических взаимодействий в защите и нападении;
в) совершенствование общей выносливости (продолжительность тренировки 120 мин.).
Главной задачей данной тренировки тренер определил задачу «б», на решение которой отводится большая часть времени – 70 мин. Это и будет преимущественная направленность тренировки.
Нагрузки в микроциклах должны носить волнообразный характер. Это диктуется адаптационными свойствами организма спортсменов и необходимостью его восстановления.
Пример волнообразности по объему тренировочных нагрузок.
1 вариант
1 день – 2 тренировки
2 день – 1 тренировка
3 день – 2 тренировки
4 день – 1 тренировка
5 день – 2 тренировки
6 день – отдых.
2 вариант
1 день – продолжительность тренировки 90 мин
2 день – 120 мин
3 день – 100 мин
4 день – 120 мин
5 день – 90 мин
6 день – отдых
Пример волнообразности по интенсивности тренировочных нагрузок:
1 день – одна тренировка – интенсивность большая
2 день – 1-я тренировка – интенсивность малая
- 2-я тренировка – интенсивность средняя
3 день – одна тренировка – интенсивность большая
4 день – 1-я тренировка – интенсивность средняя
- 2-я тренировка – интенсивность средняя
5 день – одна тренировка – интенсивность малая
3. Содержание и объем по дням целесообразно планировать на один микроцикл, а остальные микроциклы расписывать после анализа выполнения программы предшествующего с внесением корректировок в планирование подготовки.
К концу микроцикла тренировочная нагрузка должна быть снижена.
В каждой тренировке основной части занятия должна предшествовать качественная разминка.
Заключение
Объём физической нагрузки - это суммарное количество выполненной физической работы за одно занятие или тренировочный цикл. Выражается в количестве упражнений, подходов и повторений, а также расстоянии, времени выполнения упражнений и количестве тренировочных дней.
Постепенное нарастание объёма физической нагрузки может иметь место у тех, кто только начинает заниматься, а также у людей имеющих большой опыт спортивных занятий, после продолжительного активного отдыха, когда начинается новый тренировочный цикл
Интенсивность физической нагрузки - это показатель трудности (тяжести) выполняемой физической работы. Выражается в рабочих весах. При этом помимо веса снаряда, для уменьшения или увеличения интенсивности можно изменять скорость выполнения движений, время отдыха во время тренировки или использовать более тяжёлые упражнения. Повышение интенсивности, как правило, является обязательным условием достижения запланированного результата, и часто, возможно только при снижении объёма выполняемой работы. При этом не важно, ставите вы цель похудеть, увеличить мышечный объём или развить силу. При планировании физической нагрузки циклы с большими объёмами и низкой интенсивностью необходимо сочетать с циклами, в которых объём работы меньше, но интенсивность высокая.
Литература Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 269 с.
Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник. – М.: Изд. «Физическая культура», 2005. – 533 с.
Холодов Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений физической культуры / Ж.К. Холодов. – 42-е изд. стереотип. – М.: Академия, 2000. – 144 с.