Проведение нетрадиционных уроков с учащимися коррекционной школы как средство повышения эффективности обучения
Проведение нетрадиционных уроков в работе с учащимися коррекционной школы как средство повышения эффективности обучения
В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно- деятельностный подход в обучении и воспитании.
Наше специальное коррекционное отделение переходит на новые образовательные стандарты с сентября 2016 года. Подготовка к этому переходу ведётся уже сейчас. Учащиеся коррекционной школы участвуют в проектной и исследовательской деятельности в соответствии со своими возможностями, решая разные учебные и воспитательные задачи. Для этого необходимо, чтобы обучающиеся умели высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Нарушение интеллекта - это органическое поражение головного мозга, которое главным образом, характеризуется несформированностью познавательных процессов. Дети с умственной отсталостью, а с умеренной и тяжелой степенью особенно, ограниченно понимают собеседника, плохо улавливают и распознают интонации, жесты, мимику. Для их социальной адаптации необходим определенный уровень диалогической речи. Сложности речевого общения затрудняют развитие различных видов деятельности. Наибольшие трудности у таких детей вызывает воспроизведение словесного материала. Поэтому, прежде всего, я стараюсь повысить интерес ребенка к урокам словесности. Использование нестандартных форм проведения уроков русского языка и чтения способствуют развитию и коррекции мыслительной деятельности, формируют дисциплину умственного труда, повышают мотивацию к обучению. Педагогические технологии помогают сделать процесс обучения разнообразным, творческим и познавательным. Для подготовки каждого урока я как учитель руководствуюсь учением Л.С.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. На каждом учебном занятии в обязательном порядке ставится и реализуется коррекционно-развивающая задача. Существует обширный перечень разнообразных приёмов, способствующих формированию и развитию коммуникативных навыков. Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Их применение помогает вовлечь детей в изучение предмета и активизировать стремление овладевать компьютерной грамотностью. На своих уроках я систематически работаю с интерактивной доской. В частности, использую уже знакомый присутствующим Лёрнинг apps и создаю флипчарты к изучаемой теме. Использование этой технологии позволяет сделать занятия более интересными, наглядными и красочными, привлекает внимание детей к процессу обучения.
Очень эффективным способом организации познавательной деятельности учащихся является применение проектно-исследовательских технологий. Эти технологии я применяю на уроках чтения и во внеклассной работе. Ребята уже могут самостоятельно, а некоторые с помощью родителей находить информацию, например, по биографии писателей и сделать презентацию по этой теме. Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности.
Очень эффективным и действенным в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения является применение метода игротерапии. Игра снимает напряжённость, способствует улучшению коммуникативных навыков, помогает развивать воображение. Такие мероприятия, как «Поле чудес», «Назови главных героев» или познавательно-развлекательная игра «Угадай, из какой сказки !» привлекают ребят гораздо больше, чем традиционные уроки.
Не менее эффективна и сказкотерапия. У сказки отсутствуют возрастные ограничения. Она содержит скрытое внушение, учит детей радоваться, сочувствовать, развивает их речь. Используя в мероприятиях сказочные сюжеты, особое внимание я уделяю упражнениям на развитие речи, что является очень актуальным в работе с нашими учениками.
На протяжении нескольких лет наша школа сотрудничает с библиотеками №52, №110, № 63. Совместно с её сотрудниками мы регулярно проводим уроки внеклассного чтения, тематические классные часы, уроки мужества, интерактивные занятия, конкурсы чтецов, выставки, театрализованные представления. В результате такой работы происходит коррекция развития детей , а эти занятия вызывают у них неподдельный интерес. Они расширяют их кругозор, учат любить книгу.
Наглядным примером социализации детей с нарушением интеллекта является то, что шестеро моих выпускников успешно продолжают обучение в вечерней школе. Одна ученица уже сдала ОГЭ за 9 класс, остальные готовятся к сдаче экзамена в этом году.
Применение системно-деятельностного подхода в учебно- воспитательном процессе занимает ведущее место в системе социокультурной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, приводит к заметной положительной динамике всех личностных качеств ученика, способствует развитию и закреплению их познавательного интереса.
15