Методы и приемы организации ситуации успеха на уроке математики
У
Представление опыта работы по теме:
«Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках математики, как одна из направлений повышения социализации учащихся».
Я думаю, перед каждым из нас периодически встает вопрос: Как сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение всем: и учителю, и ученику, и его родителям?
«Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»
Какова же во всем этом роль ситуации успеха?
С педагогической точки зрения ситуация успеха –это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной социализированной личностью.
При достижение успеха, большее значение имеет повышение мотивации к обучению, использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют организовать познавательную деятельность обучаемых таким образом, что учебный материал становиться предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося.
Активные методы обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся критическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. Использование этих методов в образовательном процессе предполагает свободное высказывание мысли учеником, всестороннее рассмотрение проблемы, уважение мнения собеседника и постоянный выбор своего решения на основе полученных знаний и принятых во внимание рассуждений. В этой ситуации главной целью учителя-предметника становится формирование активной творческой личности учащихся. Систематически выполняя разнообразные задания, учащиеся старших классов постепенно преодолевают природную пассивность и активно включаются в учебный процесс.
Любая учебная деятельность всегда предполагает получение нового продукта – нового знания, а значит напрямую связана с творческой активностью , которая может стимулироваться следующим образом:
- создание благоприятной атмосферы;
- доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания и критики в адрес учащихся способствуют проявлению неуверенности, сомнения ;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование ИКТ(презентаций, фильмов, видеофрагментов, работа на интерактивной доске);
Уроки с использованием ИКТ способствуют повышению концентрации внимания учащихся, облегчают понимание и запоминание изучаемого материала. Учащимся нравиться работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно. В коллекции программного обеспечения интерактивной доски более тысячи математических объектов: координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники, многогранники и т.д. Поэтому чертежи на интерактивной доске получаются особенно наглядными, аккуратными.
С помощью компьютера можно значительно повысить мотивацию учащихся, наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- предоставление учащимся возможности активно задавать вопросы;
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности.
- чередование форм и методов деятельности(в группах, парах, индивидуально)
Например:
На уроках математики в 6 классе при изучении темы «Масштаб» ученики составляют и изображают план своей комнаты, применяют специальные обозначения для дверей и окон, приобретая навыки составления кадастрового паспорта на квартиру. Тем самых осознавая необходимость математики в повседневной жизни.
· При изучении темы «Площадь» - рассчитывают, сколько рулонов обоев нужно купить, чтобы оклеить стены собственной комнаты.
· Измеряя длину окружности какого – либо цилиндрического предмета, учащиеся делят длину окружности на диаметр и получают следующие результаты: 3,15, 3,13, 3,18, 3,14... Анализируя полученные данные, учащиеся приходят к выводу, что частное длины окружности и ее диаметра – это одно и то же число
·.
· Познавательные методы мотивации активно использую на уроках, посвященных теме «Геометрическая прогрессия». Один из уроков начинается так: учащимся предложено выступить в роли банкиров – одни банкиры каждый день в течение месяца начисляют другим по 100 тыс. рублей, а другие – в первый день – 1 коп., во второй – 2 коп., в третий - 4 коп. и далее каждый день месяца увеличивают сумму в два раза. Вопрос: «Кто останется в выигрыше?» Учащиеся, как правило, хором отвечают: « Второй банкир». Я предлагаю изучить формулу суммы геометрической прогрессии и доказать обратное.
Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.
Эвристический метод. Этот метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Создаю такую ситуацию, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя углы треугольника, ученики могут открыть теорему: сумма всех углов треугольника равна 180°. Или, измеряя среднюю линию треугольника и стороны, приходим к выводу, что средняя линия равна половине стороны.
Исторические экскурсы на уроках математики прививают интерес к предмету и развивают детей. Рассказ о маленьком Гауссе, который доказал теорему за несколько минут, подталкивают учащихся на активную работу.
Во время недели математики можно провести интересный экскурс по старинным мерам. Затем составить кроссворды, загадки, ребусы и задачи и может быть собрали свой задачник.
Математика удивительная наука. Она не может существовать сама по себе. Математические знания нужны и для других дисциплин. Очень часто на своих уроках я использую межпредметные связи.
Например:
1. Использую правило в стихах.
Или очень простые стихи: “Если ищем ширину, делим площадь на длину”. “Когда уравнение решаешь дружок, ты должен найти его корешок”.
2. В 5, 6 классах предлагаю задания, выполняя которые учащиеся узнают о животных и растениях, занесенных в красную книгу.
Без математики не может прожить ни один человек. В повседневной жизни человек любой профессии обязательно выполняет вычисления.
Цель школьного курса математики состоит не только в усвоении математических теорий, но и о владении применять знания по математики в повседневной жизни. Поэтому я использую такой приём, как мотивация к учению. Напишите сочинение на тему: “Математика в профессиях моих родителей”.
Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что “математика для глаз, а не для ушей”, использую наглядность на уроке. Использование информационных технологий позволяет оформить презентации красочно, кроме иллюстраций я использую видео фрагменты.
Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера. А учитель может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить и внести необходимые пояснения.
Кроме этого я использую на уроках компьютерное тестирование. Оно мне позволяет проверить знания учащихся быстро и качественно. Часто учащиеся подготавливают презентации, составляют тесты сами.
Нужно использовать различные формы организации уроков.
В своей педагогической деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения уроков.
урок – соревнование;
урок – путешествие;
урок – игра;
урок – сказка;
практикум;
семинар и др.
Вывод:
Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости источник его движения вперед (радость от достигнутого).
Радость возникает, если есть успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, что бы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.