Календарно-тематический план история Ст 115
УТВЕРЖДАЮ:
УТВЕРЖДАЮ:
УТВЕРЖДАЮ:
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УМР __________
Зам. директора по УМР __________
Зам. директора по УМР __________
Зам. директора по УМР __________
«____» _____ 20___г.
«____» _____ 20___г.
«____» _____ 20___г.
«____» _____ 20___г.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебная дисциплина ОУД. 03 История
Специальность СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Преподаватель(и) Чебачева К.И., Чеботарь Л.М., Палютин Д.А.
Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой, утвержденной в 2015 г. заместителем директора по УМР
Распределение часов по курсам и семестрам в соответствии с учебным планом
(группа Ст-115, Ст-215, Ст-315)
Курс
Семестр
Макс. учебная нагрузка
Внеауд. самост. работа
Обязательная аудиторная нагрузка
Промежут. аттестация (вид)
Теорет. занятия
Лабор. работы
Практич. занятия
Инд. занятия
Курс. раб./проект
I
1
64
14
48
2
2
91
24
61
6
Диф. зачет
II
3
4
III
5
6
IV
7
8
Всего часов
155
38
109
8
Рассмотрен
на заседании МО преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № ___ от «__»______20__г. Председатель _____________/ ________________
Протокол № ___ от «__»______20__г. Председатель _____________/ ________________
Протокол № ___ от «__»______20__г. Председатель _____________/ ________________
Протокол № ___ от «__»______20__г. Председатель _____________/ ________________
ИНСТРУКЦИЯ
по составлению календарно-тематического плана
Календарно – тематический план (далее - КТП) – составная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля. Форма КТП является единой для преподавателей ГАПОУ КТиХО. В КТП отражена последовательность изучения учебных модулей, разделов и тем рабочей программы, распределение объема времени по разделам и темам программы. Количество часов, отведенное на изучение УД/МДК, включает максимальную учебную нагрузку, состоящую из обязательной аудиторной нагрузки и внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося. КТП востребуется деятельностью преподавателя при проектировании им образовательной деятельности и является обязательным документом, способствующим рациональной организации образовательного процесса по учебной дисциплине (далее - УД), профессиональному модулю (далее - ПМ).
КТП разрабатывается преподавателем (преподавателями), ведущим (ведущими) УД, ПМ, на основании утвержденной рабочей программы на один учебный год, распределение часов по курсам и семестрам проектируется на весь период обучения в соответствии с учебным планом, что отражается в таблице титульного листа.
Рассмотрение и обсуждение КТП осуществляется ежегодно на заседаниях предметных (цикловых) комиссий соответствующего профиля, утверждается КТП заместителем директора по учебно-методической работе, что отражается на титульном листе.
При составлении КТП УД/МДК необходимо учесть следующее:
В графе 1 «№ занятий» последовательно проставляются номера занятий, которые должны соответствовать записям, зафиксированным в журнале теоретических занятий по соответствующим УД/МДК.
В графе 2 «Тема занятия» последовательно планируется весь материал рабочей программы, распределенный по разделам (учебным модулям), темам и дидактическим единицам (вопросам). Следует планировать двухчасовые занятия с разбивкой темы занятия по 1 часу.
В графе 3 «Количество часов» указывается количество часов, которые необходимо затратить на усвоение соответствующих дидактических единиц на занятии в соответствии с рабочей программой, но в объеме не более двух часов (ставится дробь, числитель которой 1, а знаменатель – количество часов, прошедшее с начала учебного года, т.е., 1/1, 1/2, 1/3 и т.д.).
В графе 4 «Вид занятия» планируются виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, проектирование, курсовая работа, экскурсия, конференция, диспут, деловая игра, решение производственных ситуаций и т.п. При установлении вида занятия «урок» обязательно следует учитывать его планируемый тип (например, урок закрепления изученного материала, урок-зачет, комбинированный урок и т.п.), что в обязательном порядке следует отразить в плане учебного занятия.
В графе 5 «Материальное и информационное обеспечение занятий» перечисляются дидактические материалы, учебные и наглядные пособия по теме, технические средства обучения (мульти-, медиа- материал и презентации, кино- и видеофильмы, действующие образцы технических устройств, лабораторные стенды, имитаторы габаритных технических устройств, установок и промышленного оборудования, контрольно-измерительное оборудование и т.п.), источники информации с указанием адресов Интернет-ресурсов (например: [2] Гл. 3, § 16 или [5] //Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].).
В графах 6,7 «Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся» по каждой теме определяется содержание и объем материала для самостоятельной работы дома для подготовки к следующему учебному занятию, выполнение внеаудитрорной самостоятельной работы. Регламентация заданий на дом создает возможность обеспечивать рациональную загрузку обучающихся. Кроме содержания задания записываются страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики домашней работы (повторение ..; составление плана, таблицы, вопросов; ответ на вопросы и т. д). При изучении ряда дисциплин задания носят творческий характер (выполнение рисунка, написание сочинения, подготовка доклада, разработка презентаций и т. п.). Тогда в данной графе пишется: творческое задание и указывается характер задания. Тематика домашних заданий и внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отведённый на внеаудиторную работу по теме, должны соответствовать объёму времени в рабочей программе УД/МДК.
При актуализации рабочих программ УД, ПМ изменения вносятся и в КТП (Приложение 1).
В разделе «Информационные источники» перечисляется информационное обеспечение содержания образования по УД, ПМ из рабочей программы (Приложение 2).
№ занятий
Тема занятия
Кол-во часов
Вид
занятий
Материальное и информационное обеспечение занятия
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся
Задание
Кол-во часов
1 семестр
1
Историческое знание, его достоверность и источники.
1/1
лекции
[1] с. 3-10
[1] с. 3-10, повторение
Концепции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание).
1/2
[1] с. 3-10
раскрытие понятий: «палеолит», «родовая община», «индоевропейцы», «племя», «союз племен», «цивилизация»).
1
2
Проблема происхождения человека: современные дискуссии
1/3
[1] с. 11-16
[1] с. 11-20, повторение
Неолитическая революция
1/4
[1] с. 16-20
Раскрытие понятий: «антропогенез», «каменный век», «неолит», «неолитическая революция», «производящее хозяйство»,
1
3
Ранние цивилизации, их отличительные черты
1/5
[1] с. 21-28
Раскрытие понятий: «полис», «демократия», «колонизация», «эллинизм», «патриций», «плебей», «провинции», «республика», «империя», «колонат»).
1
Расцвет цивилизаций бронзового и железного века
1/6
[1] с. 29-44
4
Античная цивилизация
1/7
[1] с. 45-60
Письменные доклады: «Происхождение человека: дискуссионные вопросы», «Начало цивилизации», «Становление и развитие античной цивилизации» «Ранние цивилизации Древнего Востока» , «Древний Восток и Античность: сходство и различия»)
1
Религии Древнего мира. Наследие древних цивилизаций
1/8
[1] с. 60-65
5
Практическая работа № 1 «Падение Западной Римской империи»
1/9
Практическое занятие
Методические указания
Практическая работа № 1 «Падение Западной Римской империи»
1/10
6
Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация
1/11
лекции
[1] с. 69-89
[1] с. 69-89, повторение
Арабо-мусульманская цивилизация
1/12
раскрытие понятий: «ислам», «мусульманство», «халифат». «хан», «сёгун», «самурай», «варна», «каста, «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал», «цех», «гильдия», «коммуна»).
1
7
Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
1/13
[1] с. 90-99
Подготовка устных докладов: «Феномен западноевропейского Средневековья», «Восток в Средние века», «Первые европейские университеты», «Цивилизационные контакты Запада и Востока», «Путешественники и миссионеры XIII-XV в.в.», «Средневековая культура Китая, Индии», «Арабская средневековая культура», «Культура и православие западного Средневековья», «Социально-экономические особенности западноевропейской средневековой цивилизации», «Достижения Средневековья как важнейшее достояние современного человечества»
1
Особенности развития Византийской империи
1/14
[1] с. 101-105
8
Средневековое общество. Особенности и достижения средневековой культуры
1/15
[1] с. 107-125
[1] с. 107-125, повторение
тест № 1 «Основные типы цивилизаций в древности и Средние века»
1/16
урок-закрепления
Сборник тестов
9
Образование Древнерусского государства
1/17
лекции
[1] с. 127-147
[1] с. 127-147, повторение
Образование Древнерусского государства
1/18
10
Крещение Руси и его значение
1/19
[1] с. 148-152
[1] с. 148-152, повторение
Крещение Руси и его значение
1/20
11
Древняя Русь и ее соседи.
1/21
[1] с. 152-162
Подготовка устных докладов: «Основы российской истории», «Происхождение Древнерусского государства», «Русь в эпоху раздробленности», «Возрождение русских земель (ХIVХV века)»
1
Политика Ярослава Мудрого
1/22
[1] с. 152-162, повторение
12
Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
1/23
[1] с. 163-169
Составление биографий исторических личностей «Чингисхан», «Батый», «Александр Невский», «Ярослав Мудрый», «Владимир Мономах»
1
Политика Владимира Мономаха
1/24
[1] с. 163-169, повторение
13
Борьба Руси с иноземными завоевателями
1/25
[1] с. 170-176
Невская битва
1/26
[1] с. 170-176 , повторение
14
Семинар №1 «Русская Правда» - первый свод законов Киевской Руси»
1/27
семинар
Методические указания
Семинар №1 «Русская Правда» - первый свод законов Киевской Руси»
1/28
15
Семинар №2 «Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию»
1/29
Семинар №2 «Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию»
1/30
16
Семинар №3 « Куликовская битва, ее значение»
1/31
Семинар №3 « Куликовская битва, ее значение»
1/32
17
Москва и Тверь: борьба за великое княжение
1/33
лекции
[1] с. 178-186
раскрытие понятий: «Избранная рада», «приказ»,
«Земский собор», «стрелецкое войско», «опричнина», «заповедные годы», «урочные лета», «крепостное право», «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение», «абсолютизм», «церковный раскол», «старообрядцы»).
2
Дмитрий Донской. Начало борьбы с ордынским владычеством.
1/34
18
Особенности объединения Руси
1/35
[1] с. 187-192
Завершения объединения русских земель вокруг Москвы
1/36
[1] с. 187-192, повторение
19
Свержение ордынского ига
1/37
[1] с. 187-192
Судебник Ивана III.
1/38
Подготовка рефератов: «Рождение Российского централизованного государства», «Смутное время в России», «Россия в ХVII веке: успехи и проблемы», «Наш край с древнейших времен до конца ХVII века», «Литература, живопись, архитектура в XIII-XVII вв.»
2
20
Россия в царствование Ивана Грозного
1/39
[1] с. 193-203
Россия в царствование Ивана Грозного
1/40
[1] с. 193-203, повторение
21
Смута в России начала XVII в.
1/41
[1] с. 204-209
Смута в России начала XVII в.
1/42
[1] с. 204-209, повторение
22
Россия в середине и второй половине XVII в.
1/43
лекция
[1] с. 210-217
Россия в середине и второй половине XVII в.
1/44
[1] с. 210-217, повторение
23
Семинар №4 « Окончание Смуты и возрождение российской государственности»
1/45
семинар
Методические указания
Семинар №4 « Окончание Смуты и возрождение российской государственности»
1/46
24
Культура XIIIXV веков.
1/47
лекция
[1] с. 219-225
[1] с. 219-225, повторение
тест № 2 «История России с древнейших времен до конца XVII века».
1/48
Урок-закрепления
Сборник тестов
25
Великие географические открытия. Понятие «Возрождения» и Реформация.
1/49
лекции
[1] с. 231-245
Подготовка устных докладов: «Истоки модернизации в Западной Европе», «Страны Востока в раннее Новое время», «Процесс модернизации: изменения общества и личности».
1
Абсолютизм как общественно-политическая система.
1/50
[1] с. 246-255
Раскрытие понятий: «мануфактура», «революция цен», «Возрождение», «Ренессанс», «гуманизм», «Реформация», «протестантизм», «лютеранство», «кальвинизм», «контрреформация», «абсолютизм», «просвещенный абсолютизм», «протекционизм», «меркантилизм»).
1
Итого за семестр макс. нагрузки – 64 час. В т.ч.
Аудиторных – 50 час.
самостоятельная работа –14 час.
2 семестр
26
Эволюция системы международных отношений. Революции XVIII в.
1/51
лекции
[1] с. 257-289
Подготовка рефератов: «Революции ХVIIХVIII веков как порождение модернизационных процессов»
2
тест № 3 «Страны Западной Европы в XV – XVIII вв».
1/52
Сборник тестов
27
Россия в период реформ Петра I
1/53
[1] с. 291-306, 312-318
[1] с. 291-306, повторение
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия.
1/54
[1] с. 318, ответ на вопросы
28
Правление Екатерины II и Павла I
1/55
[1] с. 320-330
Подготовка устных докладов: «Становление новой России (конец ХVII начало ХVIII века)», «Россия ХVIII века: победная поступь империи»
2
Русско-турецкие войны и их итоги
1/56
29
Семинар №5 «Присоединение и освоение Крыма и Новороссии»
1/57
семинар
Методические указания
Семинар №5 «Присоединение и освоение Крыма и Новороссии»
1/58
30
Различные модели перехода от традиционного общества к индустриальному
1/59
лекция
[2] с. 11-28
Подготовка рефератов (по выбору) по теме: «Рождение индустриального общества», «Восток и Запад в ХIХ веке: борьба и взаимовлияние», «Европейские революции середины XIX в.», «Объединительные процессы в Европе и Америке», «Гражданская война в США», «Становление партий и реформы партийной деятельности», «Социальный состав общества», «Движение за эмансипацию женщин ».
2
Особенности духовной жизни Нового времени
1/60
[2] с. 28-34
31
Круглый стол «Крымская (Восточная) война и ее последствия»
1/61
круглый стол
Методические указания
Круглый стол «Крымская (Восточная) война и ее последствия»
1/62
32
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии
1/63
лекции
[2] с. 35-39
[2] с. 35-39, повторение
Попытки модернизации в странах Востока
1/64
[2] с. 40-46
[2] с. 40-46, повторение
33
Россия в начале XIX в.
1/65
[2] с. 47-52
Власть и реформы в России в первой половине XIX в.
1/66
[2] с. 53-60
[2] с. 53-60, повторение
34
Практическая работа №2 «Декабристы и их политические идеалы».
1/67
Практическое занятие
Методические указания
отчет
Практическая работа №2 «Декабристы и их политические идеалы».
1/68
35
Внешняя политика Александра I и Николая I
1/69
лекции
[2] с. 61-66
[2] с. 61-66, повторение
Интеллектуальная и художественная жизнь России в первой половине XIX в.
1/70
[2] с. 67-72
36
Реформы 1860-1870 годов в России, их последствия и значения
1/71
[2] с. 72-76
[2] с. 72-76, повторение
Общественное движение в России во второй половине XIX в.
1/72
[2] с. 78-83
[2] с. 83-84, ответы на вопросы
37
Семинар №6 «Значение отмены крепостного права в России»
1/73
семинар
Методические указания
Подготовка устных докладов: «Отечественная война 1812 года», «Россия ХIХ века: реформы или революция», «Наш край в ХIХ веке»
2
Семинар №6 «Значение отмены крепостного права в России»
1/74
38
Семинар №7 « Народническое движение»
1/75
Семинар №7 « Народническое движение»
1/76
39
Семинар №8 «Русско-турецкая война 1877-1878 годов»
1/77
Семинар №8 «Русско-турецкая война 1877-1878 годов»
1/78
40
Пореформенная Россия
1/79
лекции
[2] с. 84-90
[2] с. 84-90, повторение
Россия в системе международных отношений во второй половине XIX в.
1/80
[2] с. 91-95
[2] с. 91-95, повторение
41
Интеллектуальная и художественная жизнь пореформенной России
1/81
[2] с. 96-100
[2] с. 96-100, повторение
Тест № 4 «Россия в контексте мировой истории»
1/82
Урок-закрепление
42
Международные отношения в начале XIX в.
1/83
лекции
[2] с. 105-120
Подготовка рефератов: «Мир начала ХХ века: достижения и противоречия», «Великая российская революция», «Советская Россия на международной арене», «Брестский мир», «Национальный и социальный состав населения», «С.Ю. Витте и его реформы», «Рабочее движение и крестьянские волнения». Подготовка к семинарским занятиям.
1
России в начале XIX в.
1/84
[2] с. 121-141
43
Семинар № 9 «Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны»
1/85
семинар
Методические указания
раскрыть понятия: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз», «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия», «отруб», «хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия», «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм», «декрет», «национализация», «Учредительное собрание»).
Семинар № 9 «Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны»
1/86
44
Семинар № 10 «Россия в годы Гражданской войны»
1/87
Семинар № 10 «Россия в годы Гражданской войны»
1/88
45
Территориальные изменения в Европе и Азии после Первой мировой войне
1/89
лекции
Подготовка рефератов: «Между Первой и Второй мировыми войнами: альтернативы развития», «Советский вариант модернизации: успехи и издержки», «Наш край в 19201930-е годы».
раскрыть понятия: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт», «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм», «фашизм», «нацизм», «пятилетка», «стахановское движение», «коллективизация», «раскулачивание», «политические репрессии», «враг народа», «ГУЛАГ») .
2
Причины мирового экономического кризиса
1/90
46
Образование СССР: предпосылки объединения республик, альтернативные проекты и практические решения
1/91
Культурная революция
1/92
47
Семинар № 11 «Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания»
1/93
семинар
Семинар № 11 «Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания»
1/94
48
Вторая мировая война
1/95
лекции
[2] с. 241-245, 260-270
[2] с. 246-252
Выполнение индивидуального проекта
Раскрыть понятия: «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция», «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны») .
6
Великая отечественная война
1/96
49
Государство и общество в годы войны
1/97
[2] с. 252-260
[2] стр. 252-260, повторение
Государство и общество в годы войны
1/98
50
Практическая работа №3 «Решающая роль СССР в разгроме нацизма»
1/99
Практическое занятие
Методические указания
Практическая работа №3 «Решающая роль СССР в разгроме нацизма»
1/100
51
Мир во второй половине XX в.
1/101
лекции
[2] с. 271-348
Подготовка рефератов: «От индустриальной цивилизации к постиндустриальной», «Конец колониальной эпохи», «СССР: триумф и распад», «Наш край во второй половине 1940-х 1991-х годов», «Реформы М.С. Горбачева», «Внешняя политика СССР», «Война в Афганистане».
раскрыть понятия: «мировая социалистическая система», «СЭВ», «ОВД», «Пражская весна», «Солидарность», «бархатная революция», «приватизация», «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм», «импортозамещающая индустриализация», «национализация», «хунта», «левый поворот». «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «региональная интеграция», «глобализация». «постмодернизм», «массовая культура», «поп-арт». «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов») .
2
СССР в 1945-1991 гг.
1/102
52
Семинар № 12 «XX съезд КПСС и его значение»
1/103
семинар
Семинар № 12 «XX съезд КПСС и его значение»
1/104
53
Практическая работа №4 «Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия»
1/105
Практическое занятие
Практическая работа №4 «Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия»
1/106
54
Изменения в системе власти. Б. Н. Ельцин
1/107
лекции
Деятельность Президента России В. В. Путина
1/108
55
Президент России Д. А. Медведев
1/109
Отношения со странами СНГ
1/110
56
Семинар № 13 «Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты»
1/111
семинар
Методические указания
Семинар № 13 «Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты»
1/112
57
Семинар № 14 «Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией»
1/113
Выполнение индивидуального проекта
Подготовка к тестированию.
Подготовка к зачету.
4
Семинар № 14 «Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией»
1/114
58
тест № 5 «От новой истории к новейшей»
1/115
Урок-закрепление
Сборник тестов
Зачет (дифференцированный)
1/116
Урок-зачет
59
Зачет (дифференцированный)
1/117
Итого за семестр макс. нагрузки – 91 час. В т.ч.
Аудиторных – 67 час.
самостоятельная работа –24 час.
Итого за год макс. нагрузки – 155 час. В т.ч.
Аудиторных – 117 час.
самостоятельная работа –38 час.
Приложение 1
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК/МО
протокол № ___ от «___» ____________ 20___ г.
Председатель ______________ /_______________/
ДОПОЛНЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В ПРОГРАММУ
№
темы
Содержание изменений и дополнений
всего часов на тему
в т.ч. теория
в т.ч. ПЗ
Преподаватель _____________________ «____» ____________________20___ г.
Приложение 2
Информационные источники:
Основные:
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство и год издания
[ 1 ]
История: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)
А.В. Чудинов, А.В. Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.
2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
[ 2 ]
История: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)
А.В. Чудинов, А.В. Гладышев, Ю.Г. Степанов и др.
2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
[ 3 ]
История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч 1
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков
7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
[ 4 ]
История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч 2
В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков
7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
Дополнительные:
№ п/п
Наименование
Автор
Издательство и год издания
[ 5 ]
Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы.
А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Т.Л. Шестова, Ю.А. Щетинов
4-е издание – М.: Простор, 2004
[ 6 ]
История государства и права России в вопросах и ответах
Исаев И.А.
М.: Юристь, 2008.
[ 7 ]
История Отечества. XX-начало XXI века: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений.
Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.
4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2006.
Рисунок 1Заголовок 115