Конспект урока Шрифт и каллиграфия
Методическая разработка урока
"Шрифт и каллиграфия"
Этап
Ход урока
1 этап организационный (этап мотивации)
Сегодня мы обращаемся к важнейшему достижению человеческой цивилизации – письменности. Чтобы передавать накопленные знания и опыт, человечество выработало особый вид носителей информации – знак, иероглиф, букву.
Буквы составляют алфавит. Наиболее распространенный – латиница. Мы используем алфавит, состоящий из 33 букв, который называется кириллицей. Кириллица существует с 7 века, к нам она пришла несколько позднее.
В русский язык из немецкого пришло интересное слово –ШРИФТ.
Шрифтом называют определенное начертание букв алфавита. Как известно, все буквы алфавита имеют свою форму, а вместе с тем в назначении каждой из них есть общие признаки и закономерности, придающие шрифту целостный графический строй.
Рисунок шрифта тесно связан с конструкцией букв алфавита. Каждая буква состоит из структурных элементов-штрихов. Они бывают трех видов: основные, соединительные и засечки.
Засечки бывают горизонтальными, наклонными и вертикальными. Одни из них плавно соединяются с основными и соединительными штрихами, другие резко.
2 этап актуализация опорных знаний и умений
- для чего человеку необходимо умение красиво писать?
- почему так приятно в руки хорошо оформленную книгу или изящную поздравительную открытку?
Культурологический экскурс:
вспомните из курса истории 5 класса как и когда возникла письменность?
чем и на чем писали люди?
как и когда произошел переход от рукописной к печатной книге?
3 этап постановка учебной проблемы
Сегодня мы будем знакомиться с особенностью рукописных шрифтов и художественными возможностями каллиграфического письма.
техническая сторона. Материалы и инструменты: перо: стальное и тростниковое; кисти: плоская и круглая; фломастеры: круглые и шрифтовые.
конструктивные особенности шрифтов.
Рассмотрим виды наиболее употребляемых шрифтов и их стилевые особенности:
гротеск;
египетский;
ленточная антиква;
итальянский шрифт;
новая антиква;
стандартный шрифт;
трафаретный шрифт;
декоративный шрифт.
4 этап открытие нового знания
- знакомство с приемами работы различными инструментами;
- особенности материалов для написания шрифтов: тушь, гуашь, чернила, гелевая ручка, фломастер, маркер;
- структура шрифтов. Особенности строения латиницы и кириллицы.
5 этап применение новых знаний (и умений)
Задание на урок:
- применить на практике полученные сведения о шрифтах и приемах работы;
- поупражняться в применении различных инструментов и материалов;
- начертать несколько букв в каноне выбранного шрифта.
6 этап - домашнее задание
- по выбранным модулям написать 6 – 8 букв разных шрифтов;
- на отдельном листе написать одно слово трема разными шрифтами.