Технологическая карта занятия по художественной литературе для старшей группы чтение рассказа Жанибека Карбозина «Алыча


Дата 29.02.16
Технологиялық картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы
Тәрбиеші Воспитатель: Привалова А.В.
Білім беру саласы Образовательная область: Социум.
Бөлімдері Раздел: Художественная литература.
Тақырыбы Тема: «Чтение рассказа Ж. Карбозина «Алыча». № 13
Мақсаты Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями казахских писателей. Помочь детям осмыслить замысел автора о необходимости трудиться. Ознакомить детей с процессом роста фруктового саженца, полученного из косточки. Также формировать представления о необходимости должного ухода за молодыми саженцами. Воспитывать положительное отношение к труду. Развивать речь, мышление. Закрепить знакомые слова на казахском языке. Формировать интерес к разучиванию считалок.
Жабдықтар Оборудование: хрестоматия, конверты, цветные иллюстрации.
Қостілділік компоненті Билингвальный компонент: балабақша – детский сад, құмырсқа – муравей, көктем – весна, тәтті алша – сладкая алыча.
Тәсілдер
кезендері
Этапы
деятельности Тәрбиешінің әрекеттері
Действия воспитателя Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық-
қозғаушы
Мотивационно - побудительный - В некотором царстве, в некотором государстве….
- Как произошел со мной такой случай …
- Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки…
Предлагаю определить из предложенных строчек-высказываний, где начинается сказка, стихотворение и рассказ. Слушают и объясняют свой выбор. Определяют чем отличаются рассказ от сказки и стихотворения.
Іздену ұйымдастырушы
Организационно – поисковый Знакомлю с писателем – Жанибеком Карбозиным и предлагает послушать его рассказ «Алыча»
Вопросы по тексту рассказа:
Вам понравился рассказ?
Чем угостила мама Алму утром?
Почему девочке захотелось вырастить своё деревце?
Вспомните, как выращивается дерево алычи из косточки?
Как Алма ухаживала за своими молодыми деревцами?
Как называют людей, которые любят трудиться?
Можно ли сказать, что Алма трудолюбивая? Почему?
А вы любите трудиться? Расскажите, как вы трудитесь.
Физкультминутка
Весна-красна, ты с чем пришла?

С цветами, с травой, с лошадкой вороной
Мы на ней поскачем по траве луговой,
К воде ключевой.
Солнышку улыбнёмся,
Домой мы вернёмся.
Билингвальный компонент: балабақша – детский сад, құмырсқа – муравей, көктем – весна, тәтті алша – сладкая алыча.
Работа с малыми фольклорными жанрами.
Разучивание считалки:
Катилось яблокоМимо сада,Мимо сада,Мимо града.Кто поднимет,Тот и выйдет.
Предлагаю запомнить и поиграть на прогулке. Слушают рассказ
 
Отвечают на предложенные вопросы, рассуждают, делают выводы.
 
 
Физкультминутка
Руки в стороны, поклониться.
Руками указать на траву, цветы, взять поводья.
Подскоки на месте.
Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.
Соответственно.
Сесть на свои места.
Закрепляют знакомые слова на казахском языке.
Заучивают.
Рефлевсивті - коррекциялаушы
Рефлексивно - корригирующий Итог Что больше всего понравилось и запомнилось на занятии
Күтілетін нәтиже Ожидаемый результат
Білуге тиіс Знать: особенности литературного жанра – рассказа, знать автора, название произведения. Знать развитие процесса роста фруктового саженца из косточки и требования по уходу за деревцем. Знакомые слова на казахском языке из текста рассказа.
Талапты болу Иметь: представление о необходимости труда в жизни людей. Представление о многообразии и богатстве рассказов и считалок в мире художественной литературы.
Қолынан келуі тиіс Уметь: отвечать на вопросы по содержанию произведения. Уметь оценивать поведение персонажей рассказа. Уметь рассказывать о себе, о том, как трудится дома, в садике.
Подпись:__________________________________
ЖАНИБЕК КАРБОЗИН АЛЫЧА
Собирая дочку в садик, мама положила в карман ее платьица две алычи, которые лежали в ее сумке. Ягоды были такие красивые и аппетитные, что трудно было удержаться. Алма взяла одну и положила в рот. Ах, какой сладкой она оказалась!
Мама, а как эти ягоды называются? Где они растут?
Это алыча, доченька. Жалко, две штуки только осталось, все вчера раздала.
Вот если бы она никогда не кончалась — размечталась Алма.
А где можно взять алычу?
Чтобы этой ягоды было много, ее надо самим выращивать.
Как?
Закопать косточку в землю и часто поливать.
Если косточку поливать, она вырастет в большое дерево?
Вырастет.
Алма вытащила из груды игрушек лопатку и побежала в сад. Там в углу выкопала две ямки, положила туда косточки,
присыпала землей, принесла воды в своем ведерке, полила и, довольная, вернулась к маме.
Теперь обязательно вырастет, да?
Обязательно, дочка.
Мама отвела дочку в садик, а сама пошла на работу. В садике Алма сообщила о своей новости подружкам. Те заохали, заахали и стали вместе с Алмой с нетерпением ждать ростков. Алма за день покой потеряла, все думала — как там ее алыча поживает, небось уже выросла и поспела, скорей бы мама пришла.
Наконец рабочий день кончился. Все родители идут за своими детьми, а мамы все не видно. Раньше Алма не замечала, что мама иногда опаздывает, а тут вдруг испугалась: «А если совсем не придет?»
Завидев белеющий платок матери, она кинулась ей навстречу,
Алыча поспела?
А как же? — засмеялась мама.
А много ее?
Две.
Покажи!
Домой придем — посмотришь.
Дома мама вручила Алме два плода алычи.
Они на моих деревцах выросли? — спросила девочка.
Нет, доченька, я нашла их в своей сумке, а те косточки еще спят. Они во сне питаются и пьют воду. Так и растут. Поливай их каждый день — косточки проснутся и поднимутся зелеными росточками. За ними тоже надо ухаживать: полоть сорняки, разрыхлять землю вокруг и обязательно поливать.
...Пришла весна. В саду, покачиваемые ветром, робко вытянулись два нежных зеленых росточка. Алма попросила папу, и он огородил их невысоким заборчиком. Каждый день чуть свет девочка спешила к своим деревцам и внимательно их рассматривала.
Мама, когда же они дадут плоды? — спросила она однажды.
Каждый плод ждет своего часа. Не торопи природу, дочка, она сама знает свои сроки. А помощь ей твоя очень нужна.
День за днем Алма терпеливо ждет «алычевского» часа и заботится о своих питомцах. Особенно часто приходится воевать с курами непоседами и глупым теленком, который совсем не разбирает дороги. А деревца тянутся вверх,
благодарно кивают верхушками и шелестят лепестками, словно обещают хозяйке, что совсем скоро подарят ей много-много алычи.