Технологическая карта по художественной литературе для старшей группы чтение рассказа Мадыхата Турежанова «Помощь».
Дата: 05.10.15.
Технологическая карта занятия для старшей группы
Воспитатель: Привалова А.В.
Образовательная область: Социум.
Раздел: Художственная литература.
Тема: Чтение рассказа М. Турежанова «Помощь».
Цель: Продолжить знакомить детей с творчеством казахского писателя М. Турежанова. Закрепить знания детей о литературных жанрах рассказ, загадка, пословица. Знакомить их с образом жизни людей в сельской местности, трудом взрослых в летнее время. Воспитывать уважение к труду, формировать чувство любви и заботливого отношения к своим близким и родным на примере главного героя рассказа. Учить делиться собственным опытом заботливого отношения к своим близким и родным. Развивать речь, мышление, память детей. Закрепить знакомые слова на казахском языке.
Оборудование: конверты с надписями «рассказ», «пословицы».
Обогащение словаря: торсык, сенокос, кумыс, труженик.
Билингвальный компонент: ата – дедушка, апа – бабушка, нан – хлеб, көбелектер – бабочка, гүлдер – цветы.
Этапы
деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно - побудительный 1.Вступительная часть. Предложить детям рассмотреть конверты, которые доставил Почтовый Сокол. В одном из конвертов лежит рассказ Мадыхата Турежанова «Помощь» (Педагог обращает внимание детей на конверт и сообщает им, что эти прекрасные горные цветы очень похожи на рассказы писателей. Воспитатель продолжает знакомить детей с новым литературным жанром – рассказом. Рассказы пишут очень талантливые и творческие люди - писатели. Они в своих рассказах описывают различные приключения, разные истории, рассказывают о жизни людей, животных и растений. Рассказы могут быть очень короткими или очень длинными. Рассказы пишут для детей и взрослых.), в другом пословицы (Символ «Солнечный дождик» - произведения малого фольклорного жанра.) Рассматривают конверт, рассуждают о жанре.
Настраиваются на восприятие рассказа.
Организационно – поисковый 2.Работа с художественным произведением.
1. Читает рассказ.
2. Проводит словарную работу. Разъясняет детям значение новых слов: торсык, сенокос, кумыс, труженик.
Задаёт вопросы детям:
- Понравился ли вам новый рассказ писателя?
- Что вы можете сказать о мальчике Аргыне? Какой он?
- Как вы думаете почему Аргыну захотелось поехать с дедушкой на сенокос?
- Вспомните, какие добрые дела сделал мальчик для своих родных?
- А вы помогаете своим бабушкам и дедушкам? Расскажите как вы заботитесь о своих близких и родных?
3.Работа с малым фольклорным жанром. Педагог открывает второй конверт. Выясняют, что в нём находятся пословицы.
Воспитатель поясняет значение каждой пословицы и просит запомнить их и использовать в своей речи. Внимательно слушают, воспринимают содержание текста.
Знакомятся и запоминают значение новых слов.
Отвечают на вопросы.
Учатся рассуждать, определяя и оценивая нравственные стороны поведения Аргына.
Учатся делится собственным опытом заботливого отношения к своим близким.
Дети заучивают пословицы о труде: «Кто работает, тот и сыт.» (казахская пословица), «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» (русская пословица)
Рефлексивно - корригирующий 4.Заключительная часть. Воспитатель благодарит детей за работу и поощряет их. Благодарят сказочного сокола за интересный рассказ и пословицы.
Ожидаемый результат
Знать: фамилию, имя автора рассказа, название рассказа, казахские слова и словосочетания по тексту рассказа. Знать характерные особенности литературных жанров «рассказ», «пословицы».
Иметь: представление об образе жизни людей в сельской местности. Иметь представление о сенокосе. о богатстве и красоте природы родного края, о красоте человеческих взаимоотношений между представителями трёх поколений.
Уметь: отвечать на вопросы по содержанию рассказа, перессказать текст по картинкам, рассуждать, делится впечатлениями от рассказа, оценивать нравственные стороны поведения главного героя, делится собственным жизненным опытом заботы об окружающих.
ПОМОЩЬ
Мадыхат Турежанов
Дед Аргына запряг в телегу рыжую кобылу и ездит на сенокос. С утра он собирается в дорогу. Точит косу, наливает кумыс в торсык. Вечером по пути домой у него весело на душе, телега доверху нагружена зеленой травой — бидаиком.
-Ну, хорошо тебе? — спрашивает у него сын. И старик отвечает:
-Еще бы! Чистый воздух бодрость придает, кровь по жилам ходит, как у орла на лету!
Слушает Аргын, и ему тоже хочется поехать на сенокос, но он все не решается высказать деду свое желание.
Как-то утром, когда дед запрягал лошадь, мальчик потихоньку подошел к нему и попросил:
-Дедушка, возьми меня с собой!
Там жарко, тебе нить захочется.
А я тогда кумыс пить буду!
А если проголодаешься?
Хлеба поем.
-Не будешь привередничать, как дома? Что я ем, то и ты будешь есть?
Да, дедушка.
Помогать мне будешь?
Буду! ,
И они оба в Коктомаре. Там трава высокая, мальчика в ней не видно. Дед распряг лошадь, показал Аргыну, где можно собирать землянику. Тот взял чашку для кумыса и, набрав полную, принес деду. Много чашек набрал, и каждый раз угощал старика. А ягоды красные, спелые, вкусные. Аргын и сам досыта наелся. А когда пить захотел — кумысу у деда попросил. И за бабочками удалось ему побегать, и букет цветов нарвал: бабушке подарок! И тут Аргыну вспомнилось, что деду нужно помочь. Подошел он поближе и говорит:
-Дай, дедушка, помогу тебе!
Удивленно смотрит старик на внука: что такой маленький может сделать?
Накошу травы, — предлагает Аргын.
Не сможешь накосить, порежешься!
Ну, дай грабли — буду сгребать.
Дедушка дал внуку грабли и показал, как сгребают сено. Потом они нагрузили травой телегу. Вернулись домой только вечером. Вышли во двор бабушка и отец Аргына, хвалят старика:
-Вот, Аргын, какой твой дед молодец: сено душистое, так его много…
Это сено особое, оно скоту еще как понравится!
Почему особое, ты его каждый день привозишь?
-А потому, сынок, что мне сегодня Аргын помогал! Давай в его честь праздник устроим! — улыбнулся дедушка. — Я в двенадцать лет научился косить; когда Аргыну столько же будет, мы и его научим. Пусть растет таким же тружеником, как дед и отец. Труд -это самое главное, на чем земля держится.
1. Почему было хорошо деду Аргына?
2. Удалось ли Аргыну испытать радость трудового дня? Как?
Размышляя над вопросами, учащиеся придут к выводу, что в основе особого душевного состояния и дедушки, и внука лежит совместный труд, который дает ощущение радости от полученных результатов. Направляя рассуждения отвечающих, учитель подводит их к выводу: полезный труд всегда в радость.