Развитие графического навыка и подготовка руки к письму. рекомендации
Развитие графического навыка и подготовка руки к письму
Рекомендации учителю
учитель логопед Шульдешова О. В.
(г. Орёл)
Нормализация мышечного тонуса
При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.
При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).
Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)
Формирование графомоторных навыков
1- Работаем на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.
Знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить ребенка рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:
А) не заходить за контур;
Б) не оставлять пробелов;
В) выполнять движение в одной плоскости.
Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).
2- Работа в тетради в крупную клетку. (Знакомить со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка), учить копировать по точкам нарисованный педагогом образец).
3- Работа в тетради в мелкую клетку.
4- Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т.д.
Нормализация оптикопространственных ориентировок
1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
2. Ориентировка в помещении. Следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)
3. Ориентировка на плоскости. Плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.
4. Ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа. Предлагаем детям упражнения по рисованию графических узоров.
6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию. Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т.е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.
7. Уточнение значений предлогов.
Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.
Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:
А) Развитие зрительного гнозиса (узнавание).
Б) Развитие зрительного анализа и синтеза.
В) Диференциация смешиваемых букв.
Учить находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.
Для воплощения всех этих направлений требуется конкретная программа, которая бы строилась на следующих принципах:
– наглядность, доступность, индивидуальный подход к каждому ребёнку и основной вид деятельности дошкольника – игра.
– системность; процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление, необходима системная работа.
– взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних функций определяет и дополняет развитие других функций.
– соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;
– адекватность требований и нагрузок;
– с учётом уровня ближайшего развития начинайте работу с тех знаний и умений, которыми ребёнок владеет достаточно прочно
– повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
– соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
«Из класса – вон!»
Учитель закричал,
То право на учёбу он
В тот самый миг попрал
Да, прав немало у меня,
Но только каждый день
Их нарушают то друзья,
То «предки», то учителя,
То все, кому не лень.
Я и мои права. (Нина Стожкова «Чудеса воспитания»)
15