Развитие графического навыка и подготовка руки к письму 
Развитие графического навыка и подготовка руки к письму
Рекомендации родителям
учитель  логопед Шульдешова О. В.
(высшая квалификационная категория) 
Одной из сторон развития человека является развитие речи. Речь бывает – устная и письменная. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, т.е. графическим навыком. 
Успешная работа по развитию графомоторного навыка начинается с развития мелкой моторики в раннем детстве народными играми «Ладушка», «Сорока – сорока»
Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить. 
Важно, чтобы работа по развитию речи, мелкой моторики руки в дошкольном возрасте была систематической (продолжительность занятий, если вы занимаетесь не “между делом”, не более 15 – 20 минут). 
Способы развития мелкой моторики
1. Физические упражнения для развития детской руки; игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики; пальчиковая гимнастика;
2. Использование природного материала для развития ручной умелости и детского творчества; движение и речь, показ содержания стихотворения выразительными движениями: «расскажи стихи руками»; домашний театр и формирование ловкости рук;
3. Игры с палочками, развивающие тонкую координацию движений рук и пространственное мышление; совершенствование зрительно-пространственной ориентировки и освоение геометрических форм;
4. Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических форм.
5. Знакомство с тетрадью, рисование по клеточкам, письмо под музыку, упражнения на сравнение букв, освоение букв печатного шрифта.
Структура занятия с ребёнком в домашних условиях: 
Разминка: 
1 - дыхательные упражнения  в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия (2 – 5 мин). 
2 – упражнения, повышающие энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней (возможно и с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика - наждачная бумага),   головы, шеи, плеч (до 5 минут).
Упражнения для развития мелкой моторики, межполушарного взаимодействия (5-10 минут). 
Упражнения для  развития  графомоторных навыков:  обводка, копирование рисунков (5-10 минут)
Упражнения  на расслабление, психогимнастика  - отдых, расслабление, успокоение (снятие мышечного и эмоционального напряжения)  (3-5  минут)
Оценивание работы. Отметьте похвалой, что сделано правильно, хорошо. Мягко обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить (1 – 2 мин)
Литература: 
Андреев О.А. «Тренируем свою память»
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры
Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки. Формирование графомотрных навыков
Кузнеченкова С. «Нейройога. Воспитание и развитие ребенка с пользой для здоровья», «Полезные сказки и упражнения для родителей»)
 «Практикум по сказкотерапии»/ Под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика.	
15