Эссе инструктора по физическому воспитанию Потаповой Ирины Владимировны
Эссе «Моя педагогическая философия»
инструктора по физической культуре
ГБДОУ «Детский сад №90»
Потаповой Ирины Владимировны
г. Севастополь
2015г.
При воспитании необходимо, чтобы ребенок находился всегда в условиях,
при которых он может свободно развиваться:
он должен по возможности сам преодолевать встречаемы им препятствия,
приучать к постоянной, но не однообразной работе с определенной целью,
понимать правду и, кроме прямо к нему обращенного слова,
не подвергаться никаким поощрениям или наказаниям.
П.Ф.Лесгафт
Вот уже 14 лет, каждый день, я прихожу в физкультурный зал любимого детского сада, провожу утреннюю гимнастику, занимаюсь с дошкольниками, организую праздники, соревнования, эстафеты, дни и недели здоровья. В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья детей. Одна из причин ухудшение здоровья – снижение двигательной активности. Несмотря на большую популярность физической культуры и здорового образа жизни, её пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Поэтому мы понимаем, как важно сохранить и укрепить здоровье моих воспитанников, поэтому постоянно нахожусь в поиске новых методик, нетрадиционных способов, новых подходов к содержанию и организации работы, спрашиваю себя: «Как сформировать у детей потребность в двигательной активности, как интересно и увлекательно организовать образовательную деятельность?».
«Развиваемся, играя» - под этим девизом я работаю с дошкольниками и сейчас к этому выражению прибавлю фразу: «Не опережай и не задерживай». Речь идет о физическом развитие детей.
Что уже сделано? Для укрепления здоровья дошкольников во всех группах непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре организована 3 раза в неделю. Третье занятие с детьми в любое время года проводится на улице. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в детском саду. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения. Я с интересом наблюдаю за детьми. При выполнении физических упражнений под ритмичную музыку, порой они устают от повторов сложного движения, но когда всё получается и доставляет удовольствие – какие эмоции на лицах и восторг в глазах. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект. Очень часто в занятиях с дошкольниками я использую нетрадиционные виды упражнений: пальчиковая гимнастика, логоритмика, психогимнастика, гимнастика для глаз, музыкально-подвижные игры, упражнения из раздела «Каланетика», и элементы методик КПН Ефименко Н.Н.
Однако, большую часть в своей работе я уделяю работе дошкольников с мячом. «Школа мяча» – одна из форм организации процесса физического воспитания детей в условиях ДОУ, позволяющая системно решать комплекс задач физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста. Организация и деятельность «Школы мяча» обеспечивают условия формирования у дошкольников устойчивых мотивов и потребностей в систематических занятиях физическими упражнениями оздоровительной, рекреационной и спортивной направленности, в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры в формировании здорового образа жизни. Кроме того, упражнения и игры с мячом содействуют оптимизации физического развития и физической подготовленности детей, поддерживают необходимый двигательный режим и позволяют открыть для дошкольников огромный и увлекательный мир спорта.
Выбор движений с мячом как предмета обучения в «Школе мяча» обусловлен тем, что мяч (шар) можно отнести к великим дарам педагогики и назвать его «идеальным средством для упражнений». Мяч – это шар, идеальная космическая форма, самая совершенная геометрическая фигура, не имеющая ни начала, ни конца. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Мяч посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает эффект занятий. Современные мячи делают занятие более привлекательным и желанным.
П.Ф. Лесгафт, подчеркивая значение игры с мячом, указывал на то, что, играя, ребенок выполняет разнообразные манипуляции с мячом (целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д.), что способствует развитию глазомера и двигательных координационных функций. По данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие, что обеспечивает свободу телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.
Упражнения в бросании и катании мячей способствуют развитию координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения поймать, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений, ориентировку в пространстве. Игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе их дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывания его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Выполняются эти движения в постоянно изменяющейся обстановке, что способствует формированию у старших дошкольников умений самостоятельно принимать решения о способе выполнения движения в зависимости от условий игры.
Упражнения с мячами различного веса и объема развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, совершенствует деятельность центральной нервной системы, что особенно важно для шестилетнего ребенка в аспекте его подготовки к обучению в школе. Они являются эффективным средством психокоррекции развития, а их выполнение может осуществляться в разных организационных формах – от традиционных занятий и игр с мячами до игр в мячах и футбол и гимнастики в физкультурном зале и на воде.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для формирования нравственной, волевой и эмоциональной сфер детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Знакомясь с условием игры, ребенок усваивает нормы и правила коллективного взаимодействия, ему становятся понятными условия успеха командных действий. Ради интересов команды ребенку часто приходится передавать мяч партнеру, когда тот имеет более благоприятные условия для победы. Необходимость принимать быстрые и разумные игровые решения, правильно их реализовывать в игре, способствует воспитанию уверенности в себе, решительности и смелости. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности своих действий. Важно и то, что подвижные игры с мячом являются базовой основой, специфическим средством освоения доступных элементов современных спортивных игр.
Мяч – удивительно интересная игрушка. Пожалуй, ничего аналогичного – настолько простого и в то же время интересного – пока еще люди не придумали. Мяч воспринимается ребенком как нечто живое. Он чутко реагирует и отзывается на движение, может быть послушным и озорным, он – яркий, круглый и очень милый. В мяч можно играть, еще не научившись ходить.
Для современных детей, у которых нет «дворового игрового детства», а дома просто нет возможности далеко и высоко бросить мяч, часто бывает крайне затруднительным выполнить те или иные действия с мячом. Поэтому в условиях нашего детского сада специальная организация обучения детей навыкам движения с мячом – объективная задача.
В нашем детском саду стали традиционными спортивные праздники посвященные Дню матери, Дню защитника отечества и Дню защиты детей, на которых родители являются активными участниками. Я вижу, как эти мероприятия доставляют огромную радость детям, родителям воспитанников и сотрудникам детского сада.
Я люблю наблюдать за лицами детей при выполнении физических упражнений, порой они устают от повторов сложного движения, но когда всё получается и доставляет удовольствие – какие эмоции на лицах и восторг в глазах. И глядя на эти лучисты лица, я сама получаю удовольствие.
Ребёнка, представителя нового поколения, практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Мои занятия - это моя творческая мастерская, где весь социально-психологический микроклимат стараюсь создать я и мои помощники, где были бы условия для самореализации личности детей. Они мне очень нравятся, но я мечтаю о том, что когда-нибудь спортивный зал в детском саду будет оснащен по последнему слову техники…. Но это будет потом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд.
Детский сад – маленький мир, где я чувствую себя свободно, легко. Мне нравиться то, чем я занимаюсь. Я стараюсь повышать свое профессиональное мастерство: посещаю курсы повышения квалификации, занимаюсь самообразованием. Я научилась делиться с коллегами инновационными находками и оказывать помощь; научилась рационально использовать свое рабочее время. Стараюсь всегда вносить положительный настрой в коллективе. Я увлечена профессией, своим делом, осознаю важность и нужность работы.