Конспект открытого урока. Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины. Дымковская игрушка»


Конспект открытого урока
По Лепке в 3 классе: 15.11.2016 г.
Преподаватель: Николаева Юлия Вячеславовна
Тема: «Изготовление традиционной игрушки из глины. Дымковская игрушка»
Класс: 3
Цель:
Ознакомить с народной игрушкой, приемами ее лепки;
Задачи:
обучать приемам наблюдения натуры и технике лепки из глины;
закрепить умения лепки начиная с общей формы способом вытягивания;
воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, к истории развития традиционной игрушки.
развивать творческие способности учащихся, эстетическое воспитание;
Методы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (демонстрация игрушек, иллюстраций, схем), самостоятельной работы (лепка учащимися игрушек, роспись), ретроспектива.
Оборудование:
Для преподавателя: дымковская игрушка (натура, работы учащихся прошлых лет), презентация с иллюстрациями и картинками дымковских игрушек;
Для учащихся: глина, стеки, доска, гуашь, баночки для воды, кисти, тряпочка, палитра, фартук и нарукавники.
План урока.
Изучение нового материала:
Организационный момент. Сообщение темы урока, задания и поставленных задач. (3мин.)
Теоретическая часть. Изучение истории происхождения Дымковской игрушки, иллюстрационного материала, просмотр работ учащихся прошлых лет (7 мин.).
Практическая часть. Практическая работа учащихся. (25 мин., основная практическая работа).
Просмотр работ. Подведение итога урока-оценивание. Домашнее задание(5 мин.)
Ход урока
Организация.
Приветствие. В журнале отмечаются отсутствующие ученики. Подготовка рабочего места, материалов. Наличие фартуков и нарукавников.
Теоретическая часть.
Сообщается тема и цели урока.
Наш урок посвящен игрушкам! Все когда-то играли, играют и будут играть в игрушки. Игрушек существует огромное множество: изготовленные как в старине, так и современные. Сегодня мы уделим внимание игрушкам, пришедшим к нам из старины.
Есть одна удивительная профессия – это игрушечных дел мастер или просто игрушечник. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от зла. Игрушки называются народными. Нам известны такие виды игрушек как: 1)Каргопольская, 2)Филимоновская, 3)Дымсковская. Откуда же появились такие необычные названия игрушек? ( Читают подготовленные сообщения о разных видах народных игрушек: Даша Ш., Юля Б., Оксана Е.)
Каргопольская игрушка-известна с давних времен. Нам уже много известно об этих игрушках, название произошло от места где ее начали изготавливать: ее родина-Каргопольский район Архангельской области. Игрушки лепили в виде крепких деревенских баб и мужиков. При лепке не сильно соблюдались пропорции: короткие руки и ноги, чуть сплющенное лицо. Также мастера лепили женщин с младенцами, птицами и пирогами. Красивы и необычны по цвету Каргопольские игрушки: расписаны в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние знаки- большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зерен, хлебных колосьев и веточек растений, у каждой игрушки свои характерные узоры!
Филимоновская игрушка-родом из деревни Филимоново в Тульской области. Эта деревня знаменитый центр производства этих игрушек. У Филимоновских игрушек вытянутые, мягкие по очертаниям формы, они выглядят стройными и изящными. Основные цвета Филимоновских игрушек- малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Лепят Филимоновские игрушки в виде мужских и женских фигурок, разнообразных животных-свистулек: коньки, коровки, бараны, олени, птицы, курицы, петухи и какие-то совершенно невиданные, фантастические существа.
Дымковская игрушка-самая знаменитая, пожалуй, в России. Различные барыни, всадники, петухи, козлики, украшенные красными, синими, желтыми, зелеными кругами, точками, полосками, волнистыми линиями. Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (Ныне Киров). Вятка славилась в старину своими базарами, праздниками-ярмарками, которые назывались свистопляской или свистуньей. Развлечением на празднике были глиняные игрушки-свистульки, которые крестьяне лепили из красной глины и обжигали в печах. Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом, разведенным в молоке.
Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон). В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.Ритм и вариации орнамента дымки.
Изящные и нарядные Дымковские игрушки способны украсить любой интерьер. Так и делали: фигурками украшали окна домов, помещая их между рамами. Прохожие смотрели на них и в памяти оживал яркий, шумный праздник!
III Практическая часть.
Вот такие разные и красивые игрушки существуют в нашей стране. Все игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, несмотря на некоторые отличия приемы лепки в целом похожи: сначала передается общая форма, а затем она уточняется. Силуэт фигуры отличается мягкой плавностью и округлостью. Уточнив форму, прорабатывается местами фактура. После высыхания игрушку расписывают традиционным орнаментом, у каждой игрушки он свой!
На прошлых занятиях мы уже познакомились и сегодня вспомнили еще раз Каргопольскую игрушку. Сегодня на нашем уроке мы слепим Дымковскую игрушку-самую знаменитую в России. Дымковские игрушки настоящее чудо, их изображают в виде разряженных щеголих, нянек-кормилок с детьми на руках и лихих всадников и важных индюков и целые забавные сценки.
Приступаем к лепке. Готовим рабочий стол, одеваем фартуки и нарукавники. Достаем выполненные эскизы своего образа Дымковской игрушки .Берем кусок глины, переминаем его. Начинаем с лепки общей формы.
Самостоятельная работа детей.
Просмотр работ. Подведение итога урока-оценивание. Домашнее задание
Домашнее задание- Подготовить эскиз к Филимоновским игрушкам.
Литература
1. Боголюбов Н. “Лепка на занятиях в школьном кружке”. М.,1979 г.
2. Изобразительное искусство. Программа для начальных школ Крайнего Севера. – Л.: Просвещение, 1974 г.
3. Конышева Н. “Лепка в начальных классах. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1971 г.
4. Шпикалова Т. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М.: Просвещение 1974 г.
5. Яхонт О. Советская скульптура. Пособие для учителей. – М.,1974 г.
6. Изготовление дымковской игрушки. © «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В. В. 1993−2007 гг. http: //www. patlah. Ru7. Интернет -ресурс http://dymka.teploruk.ru/article/history/sovremennoe.html8. Интернет-ресурс http://dymka.teploruk.ru/article/history/9. Интернет-ресурс http://dimkovo.ru/services.htm