Урок внеклассного чтения по творчеству В.А. Никифорова-Волгина

Урока внеклассного чтения по литературе по теме:
«Василий Акимович Никифоров-Волгин. «Россия разбойная и Россия веригоносная» в его творчестве».
П.В. Зашихина, учитель русского языка и литературы Вятской православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского
Класс 6.
Дидактическая цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учебной информации по теме «Василий Акимович Никифоров-Волгин. «Россия разбойная и Россия веригоносная в его творчестве» по средствам приемов технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект:
- познакомить с биографией и некоторыми произведениями В.А Никифорова-Волгина;
- показать трагическую судьбу России в годы гонений на православную церковь;
- учить анализировать литературное произведение, формировать умение самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.
2. Развивающий аспект:
- развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом, умения анализировать;
- способствовать развитию речи: обогащению словарного запаса, овладению выразительными свойствами языка.
3. Воспитательный аспект:
- воспитывать чувство гордости за богатство и красоту русского языка, наполнять человеческую душу красотой слова;
- воспитывать культуру общения, умение работать в сотрудничестве.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний и умений.
Оборудование: презентация, рабочий лист с биографией, текстом произведения и заданиями.



Стадия 1. Вызов.
Вступительное слово учителя.
Величавые золотые купола белокаменных церквей, устремляя свой взгляд вдаль, освещают наш мир. Малиновый звон колоколов, несравнимый ни с чем, зовет нас к вере, дает души исцеление, дарит надежду. Радость несказанная, великая милость Господня, что каждый праздник церковного новолетия мы встречаем в храме. Нам трудно представить, что так было не всегда. Мы не видели, но знаем о беспощадном уничтожении Православной церкви в прошлом веке, о массовом закрытии и разрушении храмов, о расстрелах священников и их семей, о жестоких гонениях на верующих людей. В таких обстоятельствах спастись мог только человек с твердой верой, умеющий созерцать красоту Божьего мира. Таким был писатель Василий Акимович Никифоров-Волгин, которого называют певцом Бога и земли. Сегодня мы прикоснемся к творчеству этого автора.
Что вы знаете о его судьбе? Какие произведения читали?
(Прием «Корзина идей». Учащиеся в течение 1-2 минут вспоминают и записывают все, что знают об этом писателе, затем обмениваются информацией. Запись ведется в левом столбике таблицы рабочего листа, по ходу обсуждения записи дополняются. См. ПРИЛОЖЕНИЕ)
Прочитайте слова персонажей из рассказа Никифорова - Волгина «Заутреня святителей». Подумайте, что объединяет их?
Николай Угодник: «Дитя она – Русь!.. Цвет тихий, благоуханный Кроткая дума Господня дитя его любимое Неразумное, но любое. А кто не возлюбит дитя, кто не умилится цветиками? Русь – это кроткая дума Господня».
Серафим Саровский: «На колени стать хочется перед нею и молиться, как честному образу!»
Сергий Радонежский: «А как же, отцы святые, годы крови 1917-й, 1918-й и 1919-й? Почто русский народ кровью себя обагрил?» Убежденно отвечают святители: «Покается! Спасется! Будем молиться!»
(Предполагаемый ответ: вера, любовь к Руси святой объединяет святителей, потому после заутрени благословляют они на все четыре конца снежную землю).
Предположите, каким может быть писатель, вложивший в уста героев такие слова?
(Предполагаемый ответ: как и святители, писатель любит Россию, верит в ее спасение. О ней, о России-скорбнице и России-матушке все его творчество.)
Стадия 2. Осмысление
1. Исследование биографии писателя. Учащимся дается задание прочитать биографию автора, составить 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ). Затем учащиеся задают вопросы друг другу. В правый столбик таблицы записывают факт из жизни писателя, который более всего запомнился (удивил, заинтересовал, заставил задуматься, вызвал противоречие).
2. Все творчество Никифорова-Волгина – это мучительные раздумья о двух Россиях - «России разбойной и России веригоносной». Эта тема, пожалуй, самая сокровенная в творчестве писателя, давайте обратимся к ней. Какая же она, «Россия разбойная и Россия веригоносная» в творчестве писателя?
3. Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим значение слов «разбойный» и «веригоносный».
Разбойный – от слова «разбой» - нападение с целью ограбления, лишения чего-либо.
Что пытались отнять у России в 17-е годы 19 века?
(Предполагаемый ответ: веру - самое главное для человека, единственную надежную опору для него опору.)
- Кто пытался отнять?
(Предполагаемый ответ: новая советская власть, такие же жители России. Многие из них не так давно стояли перед святыми образами.)
Веригоносный – от слова «верига» - разного рода железные цепи, носимые спасающимися на голом теле, для смирения плоти.
- Кто носил вериги?
(Предполагаемый ответ: Те, кто хотел покаяться в своих грехах, усмирить свое тело и разум. )
4. Прием «на пороге текста». Обратимся к рассказу «Вериги». Судя по названию, о чем может быть этот рассказ?
(Предполагаемый ответ: о том, кто хотел покаяться.)
Прочтение рассказа «Вериги», заранее разделенного на смысловые части. Прием «Чтение с остановками».
Чтение 1 части.
- Нарисуйте словесную иллюстрацию к данному отрывку, продолжив фразу: «Читая начало рассказа Никифорова-Волгина «Вериги», я вижу (слышу, чувствую) »
(Стены Печерского монастыря, монаха Македония, слушающего суровый звуки колокола, золотые купола, над которыми нависли мрачные тучи. Слышу шум монастырских дубов.)
- Каким настроением проникнута эта часть?
(Настроение тревожное, ощущение чего-то страшного впереди, ожидание грозы.)
- Какие художественные средства использует автор для создания настроения?
(Эпитеты: дрожащие суровые звуки, тучи с медными отсветами; олицетворение: извивался сухой ветер)
- Предположите, что было дальше.
Чтение части 2.
- Как вы думаете, почему человек пришел именно в монастырь?
(Он мучается, поэтому хочет покаяться. Ищет защиты, ждет помощи.)
- Почему пришел в монастырь тайком?
(В то время нельзя было свободно ходить в храм, верующие подвергались гонениям.)
- Можем предположить, что произошло дальше?
Чтение части 3.
Комментарий учителя: Тяжело бывает человеку, совершившему грех против Бога. Мы видим, что многие противники православной веры в рассказах Никифорова-Волгина каются, каются горячо, искренне, надеются быть прощенными народом нашим и Господом. Неслучайно автор в повести «Дорожный посох» называет русскую исповедь «отчаянной, сокрушенной». И самая горькая исповедь у тех, кто еще недавно разбойничал в храмах, расстреливал священников, забивал гвозди в иконы с ликом Пречистой Девы. Именно такую исповедь довелось услышать иеромонаху Македонию.
Почему человек доверился монаху?
(Увидел его тихие, сострадательные глаза.)
Чтение части 4.
В начале рассказа автор описывает приближение грозы, что создает ощущение страха, тревоги. Гроза очень часто выступает символом Божьего гнева, неотвратимой кары. Герой живет в ожидании этого.
Завершается рассказ также описанием грозы.
- Меняется ли настроение, ощущение от описания грозы?
(Гроза прошла стороной, она далеко; стало более спокойно, умиротворенно.)
- Обратим внимание на его вопрос: «Услышит ли меня Господь? Простит ли меня, зверя окаянного?» Как вы думаете, успокоилась ли душа странника?
- Почему человек испытывает такие душевные муки?
(Без страдания нет покаяния. Господь милостив, дает человеку возможность осознать свой грех и, покаявшись, спастись.)
Р.S. Подобным образом анализируются рассказы «Земной поклон», «Гробница», «Чаша».
Стадия 3. Рефлексия.
- Какой мы видим Россию в произведениях писателя?
- Почему в произведениях Никифорова-Волгина так часто звучит мотив покаяния?
( Никифоров-Волгин любит свою страну и свой народ. Он верит в духовное возрождение человека, которое невозможно без покаяния, верит, что жизнь людей, их взаимоотношения должны строиться на Христианской любви. Вера – единственная надежная опора в жизни. Нельзя без веры.)
- Написание эссе: что более всего тронуло меня в рассказах Никифорова-Волгина?


15