Рабочая программа кружка Волшебство глины (лепка)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уметская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова
Дополнительная образовательная программа
«Волшебство искусства лепки»
Возраст обучающихся: с 7 до 11 лет
Срок реализации – 3 года
Составитель:
Ефремова Нина Ревовна
учитель начальных классов
МОУ Уметской средней
общеобразовательной школы
Умет
Пояснительная записка
Дополнительное образование детей - уникальная сфера образования, которая объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных задач системы ДО детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализации личностного потенциала; развитии творческих способностей детей. Наиболее полно эти задачи реализуются в декоративно-прикладном творчестве.
Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют совершенствованию трудовых технологических навыков у детей, изготовлению изделий, развитию у них эстетического вкуса, творческой активности, уважения к труду, трудолюбия и усидчивости.
В общеобразовательной школе на уроках технологии учащихся знакомят с азами декоративно-прикладного искусства, но этого не достаточно, чтобы полностью удовлетворить запросы родителей и детей. Для более заинтересованных создана программа, где дети более углубленно смогут изучить: технику лепки, роспись по глине, простейшие способы и приемы работы с природным материалом - глиной. Она направлена на приобщение детей к различным видам народных промыслов, на сближение с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и развитие творческих способностей.
Ознакомление детей с красотами Тамбовского края, с миром человеческих отношений выступает одной из главных линией программы. Народное и декоративно-прикладное искусство являются кристальными источниками развития высокого художественного вкуса и творчества у детей.
В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку современная ситуация в стране предъявляет системе ДО детей социальный заказ на формирование целостной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых нравственных, в частности, творческих бытовых, семейных, гражданских, патриотических ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Изготовление поделок из глины требует ловких действий, такой труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно ученик овладевает системой специальных навыков и умений. Большое влияние работа с глиной оказывает на умственное развитие, на развитие мышления, самостоятельности.
Занимательность работы с глиной способствует развитию внимания. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. При правильной организации дополнительного образования работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания.
Программа адаптирована к условиям нашего региона, имеет ярко выраженный региональный характер, так как позволяет педагогу и обучающимся прикоснуться к истокам народного декоративно-прикладного искусства, по крупицам возрождать старинные традиции родного края.
Новизна программы сосредоточена на усовершенствовании уже существующих образовательных программ:
-Казин В., Сиротин В.Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999.
-Неменский Б., Фомина Н. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
-Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. Издательство «Учитель», 2007г.
Основная линия образовательной программы, декоративно-прикладное искусство, выступает важнейшим средством развития личности ребенка. Теоретические и технологические разработки этой проблемы представлены в работах: Н.М.Таланчука, И.С. Якиманской, С.В. Кульневича, Е.Н. Степанова и др.
Отличительными особенностями программы являются:
-инновационные формы организации занятий в системе ДО;
-оригинальная игровая технология, представляющая собой своеобразный системообразующий стержень в развитии креативности обучающихся;
-интеграция отдельных видов декоративно-прикладного искусства;
-разработка обучающимися технологических проектов.
Занятия по данной программе включают разнообразные игры: творческие, дидактические, импровизированные, сюжетно-ролевые. Они направлены на развитие у обучающихся культуры взаимоотношений, воображения, фантазии, художественно-эстетического вкуса, экологической культуры, творчества. Именно игровые технологии способствуют сотворчеству и содружеству взрослых и детей (концептуальные положения Л.С. Выгодского, Н.М. Таланчука).
Программа разработана в соответствии с основными положениями Закона РФ «Об образовании», в соответствии с Концепцией художественного образования в Российской Федерации, на основании Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, государственных требований и методических рекомендаций, предъявляемых к образовательным программам системы ДОД (М.: МО РФ,1993.)
Содержание программы предусматривает ознакомление с историей развития промысла и широким применением глины в быту и промышленности; с основами ручной лепки сосудов, изготовления игрушек, настенных панно, изразцов, технологией изготовления отделки керамики (тиснение, гравировка, налепные узоры).
Реализация творческого потенциала детей осуществляется на инновационных занятиях по лепке и росписи художественных изделий, позволяющих интенсивно развивать у них интеллектуальные способности, зрительную память, восприятие, воображение и т.д.
Программа ориентированна на младший возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Методика работы с детьми младшего возраста предполагает развитие способностей обучающихся к выполнению работ с нарастающей степени трудностей. Программа рассчитана на три года обучения и предусматривает следующий режим занятий:
1 год обучения рассчитан на детей от 6 до 7 лет
144 часа в год (4 часа в неделю, т. е. 2 раза по 2 часа);
2 год обучения рассчитан на детей от 8 до 9 лет
216 часов в год (6 часов в неделю, т.е. 3 раза по 2 часа);
3 год обучения рассчитан на детей от 10 до 11 лет
216 часов в год (6 часов в неделю, т.е. 3 раза по 2 часа).
Цель программы: духовно-нравственное, художественно-эстетическое развитие личности как носителя и хранителя национальной русской культуры; выработка у обучающихся художественных умений и навыков народном и декоративно-прикладном искусстве (лепка и роспись по глине).
Задачи программы:
создание условий для: самовыражения и самоадаптации, реализации творческого потенциала растущей личности в народном и декоративно-прикладном искусстве; совместной творческой деятельности;
развитие художественно-эстетического вкуса на примерах народного творчества современных мастеров;
формирование духовной культуры и воспитания нравственных устоев через приобщение и знакомство с национальной культурой и бытом народов Тамбовской области;
развитие гражданской, социальной активности обучающихся.
Программа построена на принципах: принцип от простого к сложному; принцип гуманизации; принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип личностно-ориентированной направленности; принцип увлекательности творчества; принцип системности; принцип доступности; принцип последовательности; принцип коллективности;
Методы, применяемые в ходе реализации программы.
Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
Исследовательско-поисковый метод (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник, использование материала). Этот метод направлен на развитие творческого мышления.
Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).
На начальном этапе обучения программой предусмотрены занятия, построенные на объяснительно-иллюстративном методе, что позволяет добиться технологической точности в изготовлении лепного изделия. Ребенка должен увлечь процесс изготовления, поэтому, следуя принципу обучения от простого к сложному, педагогу необходимо научить ребенка фиксировать достигнутый результат, а затем осваивать новую технологию. Позднее, на занятиях происходит ориентация детей на творческий подход к заданиям, что дает возможность им найти свой стиль в изготовлении лепных изделий.
Основными формами организации учебного процесса являются: ситуационно-ролевые игры, игры-путешествия, проведение основных крестьянских праздников, конкурсы, викторины, учебные занятия, экскурсии в музеи в парки г. Тамбова и г. Кирсанов, беседы обучающихся с народными умельцами, подготовка и проведение детских праздников «Глиняная игрушка», «На родной сторонушке» (сценарии к праздникам дети предлагают сами).
На занятиях у детей вырабатываются не только технические знания и навыки, но и воспитывается художественно-эстетический вкус, развивается наблюдательность, прививается любовь к труду. На экскурсиях, в беседах с народными умельцами, в непринужденной обстановке формируется также нравственное отношение к этнокультуре и традиционным ремеслам Тамбовского края.
Критерии эффективности программы
Критериальный подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:
деятельностное направление – позволяет оценить сформулированность познавательных и практических умений обучающихся по конечным результатам выполненных работ, по статистическим данным участия детей в различных выставках и конкурсах, их достижениям;
личностное направление позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса, определить динамику изменения мышления и суждений обучающегося о природе, характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение участников образовательного процесса, способность к самообразованию, самовоспитанию.
В результате предполагается, что каждый ребенок, прошедший курс по данной программе, найдет свое место в обществе, обретет гармонию с окружающим миром (природа, человек, искусство) и привнесет приобретенные знания и практические умения в самостоятельную жизнь.
Способы и формы подведения результатов деятельности.
В качестве оценки творческой деятельности детей по данной программе используется простое наблюдение за проявлением знаний, умений и навыков у детей в процессе выполнения ими практических работ (коллективная и индивидуальная работа, владение основами, навыками изготовления глиняных изделий, освоение различной техники исполнения, росписи, тесты, мини-выставки и др.).
Процесс обучения и воспитания основывается на строго дифференцированном подходе к детям с учетом их возрастных и индивидуальных способностей. Учитывается то, что важным фактором в освоении программы является заинтересованность детей, изыскиваются такие формы занятий, которые бы способствовали пробуждению наибольшего интереса.
Большое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся. С этой целью используется чередование видов деятельности, чтобы не было утомляемости обучающихся, для занятий выбирается светлое, проветриваемое помещение, регулярно проводятся беседы по здоровому образу жизни, правилам дорожного движения, техники безопасности.
Тесная связь с родителями способствует более плодотворной работе детей, именно семья считается одним из основных факторов социализации личности ребенка.
Общая результативность обучения по программе к концу обучения:
- появление устойчивого интереса к занятиям лепкой;
- развитие воображения и фантазии;
- приобретаются навыки здорового образа жизни;
- вырабатывается избирательный художественно-эстетический вкус.
Обучающиеся приобретают знания:
- о культуре и быте народа родного края;
- о современной малой Родине, о ее фауне и флоре;
- об истории возникновения гончарного дела на Руси;
- об основных жанрах изобразительного искусства;
- о возможностях лепных материалов (пластилина, глины, твердого соленого теста и др.);
- об основных способах сушки глиняных изделий.
Умения:
- отличать объемные и плоские формы;
- передавать форму предмета, сравнивать предметы по величине, точно передавать это отношение;
- получать составные цвета и оттенки цветов;
- различать теплую и холодную гамму красок;
- передавать свое отношение к изделию, используя возможности композиции, рисунка, цвета;
- производить лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.
Приобретают навыки:
- в конструировании предметов сложных форм, используя бросовый материал;
- в технологии разработки эскизов;
- в технологии изготовления глиняной игрушки;
- в технологии росписи изделия из глины.
Поэтапная результативность усвоения программы отслеживается на итоговых занятиях, завершающих цикл обучения. По тому, каким образом обучающиеся самостоятельно без помощи педагога добиваются решения поставленной перед ними задачи, делается вывод об эффективности применяемых приемов и методов обучения на данном этапе, доступности материала, возросшему уровню творческого развития обучающихся.
Промежуточная диагностика результатов проводится в ходе изучения тем программы, а итоговая диагностика - в конце изучения разделов программы. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ обучающихся, участие в конкурсах, состязаниях, концертах, фестивалях. Для большинства обучающихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений и навыков, приобретаемых в ходе освоения данной программы.
Для определения возможностей и умений ребенка при наборе проводится первичное анкетирование и тестирования, используется методика выявления исходного уровня владения умениями и навыками. Дальнейшее отслеживание результатов обучения проводится по контрольным занятиям в течение года и итоговому тестированию в конце учебного года.
Одно из важнейших требований программы – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности.
Педагог постоянно знакомит детей с правилами по техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, с электронагревательными приборами, красками, глиной и другими материалами для работы. Регулярно во время занятий проводятся физкультминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы, а также упражнения на релаксацию.
Сохранение здоровья детей– это педагогическая проблема организации творческой деятельности педагога ДО.
Содержание деятельности ребенка на занятиях должно соответствовать доминирующей возрастной мотивации. Для этого необходимо использовать все возможности удовлетворения потребности в движении, в игровой деятельности, в общении; удовлетворить потребность мечтать, фантазировать; преобразовать желание разрушать в потребность творить, создавать; желание подавлять и властвовать в умение лидировать и самореализоваться.
Учебно–тематический план 1-го года обучения
№
Раз-
дела
Название раздела и темы
Количество часов
теория
практика
всего
1
Лепка предметов с натуры
8
14
22
Тема № 1 «Вводное занятие. Что означает ДПИ?»
2
2
4
Тема № 2 «Знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства»
2
4
6
Тема № 3 «История происхождения народной глиняной игрушки»
2
2
4
Тема № 4 «Лепка несложных предметов простыми приемами»
2
4
6
Итоговое занятие
2
2
2
Лепка тематических композиций
6
18
24
Тема № 1 « Лепка по сюжетам сказок»
2
6
8
Тема № 2 «Лепка на предложенные и свободные темы»
2
6
8
Тема № 3 «Лепка на сюжеты мультфильмов о животных»
2
4
6
Итоговое занятие
2
2
3
Декоративная лепка
8
20
28
Тема № 1 «Освоение лепки дымковской игрушки»
2
6
8
Тема № 2 «Лепка декоративных пластин»
2
4
6
Тема № 3 «Лепка декоративной посуды»
2
4
6
Тема № 4 «Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов»
2
4
6
Итоговое занятие. Выставка лучших детских работ.
2
2
4
Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий.
8
16
24
Тема № 1 «Обучение навыкам владения кистью»
2
2
4
Тема № 2 «Роспись трафаретов дымковских игрушек»
2
4
6
Тема № 3 «Элементы растительного орнамента»
2
6
8
Тема № 4 «Элементы геометрического орнамента»
2
4
6
№
Раз-
дела
Название раздела и темы
Количество часов
теория
практика
всего
5
Роспись вылепленных изделий
2
18
20
6
Приобщение обучающихся к русской национальной культуре
2
8
10
Тема № 1 «Дымковская игрушка- художественное произведение русских народных мастеров»
2
2
Тема № 2 «Экскурсия в мастерскую художника»
2
2
Тема № 3 «Экскурсия в местный краеведческий музей»
2
2
Тема № 4 «Семейные посиделки» (детский мастер-класс)
4
4
7
Освоение новых технологий и материалов
2
8
10
Тема № 1 «Пленэрная лепка из снега»
2
4
6
Тема № 2 «Лепка из теста» (весенние обряды народов родного края)
4
4
8
Выставки детских работ
2
4
6
Тема № 1 «Промежуточная аттестация»
1
2
3
Тема № 2 «Итоговая аттестация»
1
2
3
Итого:
38
106
144
Содержание программы 1-го года обучения
1-й раздел: Лепка предметов с натуры
Тема №1 «Вводное занятие»
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с различными видами декоративно-прикладного искусства. Что такое ДПИ?
Это:
художественный образ – первооснова всех видов искусств (скульптура, графика народного и декоративно-прикладного искусства);
декоративно-прикладное искусство – искусство создания художественной вещи в разных материалах (фарфор, дерево, металл, ткань, кожа и др.);
глиняная игрушка – особый вид народного творчества, которая предназначена для украшения народного быта;
резьба и роспись по дереву – один из видов декоративно-прикладного искусства, является отраслью художественного творчества.
Практическая часть.
Ознакомление обучающихся с мастерской, с программой обучения. Оборудование, инструменты, техника безопасности, правила внутреннего трудового распорядка. Работа с природным материалом: шишки, веточки, камни, ракушки, сухоцветы, сухие корни деревьев. Показ лучших лепных изделий. Лепка на свободную тему.
Методы, используемые на занятии: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, творческий.
Формы работы: беседа педагога по теме занятия, коллективное выполнение творческих композиций.
Тема № 2. «Знакомство с произведениями художников современного декоративно-прикладного искусства».
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с авторами современного ковроткачества. Разнообразная техника, материалы исполнения. Знакомство обучающихся с технологией изготовления современной керамики, использование глиняной посуды в быту. Глина является не только древним, но и современным материалом в декоративно-прикладном искусстве. Батик как современное украшение интерьера. Знакомство с авторами батика. Современные технологии росписи на ткани. История возникновения оригами. Развитие художественно-эстетических представлений, навыков, творческого опыта в работе с бумагой.
Практическая часть. Моделирование (сгибание, складывание, вырезание). Создание фигурок животных, птиц приемом сгибания листа белой бумаги вдвое, вырезание силуэта – достижение устойчивости фигурок на плоскости.
Знакомство детей с простейшими приемами техники оригами, изготовление оригинальных изделий (цветов, насекомых, птиц и т. д.).
Формы работы: индивидуальная и коллективная детская импровизация, коллективное выполнение творческих композиций.
Тема № 3 «История происхождения народной глиняной игрушки»
Теоретическая часть. Ознакомление детей с глиняной игрушкой (с одним из видов народного творчества), с историей возникновения. Изучение особенностей игрушек из различных ремесленно-художественных центров. Типичные черты изделий, выразительность пластики, разнообразные сюжеты, приемы и особенности росписи.
Дымковская игрушка – Киров-центр производства дымковской игрушки. Глиняные фигурки зверей, птиц, людей, домашней утвари.
Снежно-белый фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски.
Насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, фиолетовый, золотисто-желтый.
Филимоновская игрушка – Центр народного промысла – Филимоново. Фигурки этой игрушки характерно вытянуты вверх, устремлены ввысь, к солнцу. В раскрасе филимоновской игрушки доминируют красный, малиновый, темно-синий и зеленый цвета. Орнамент росписи также простой: узкие черточки, полоски, еловые веточки, розетки (графический древний символ солнца), круги, ромбы.
Абашевская игрушка – центр – Абашево, Пензенская область. Фигурки имеют коричневый цвет – естественный цвет глины – покрываются неблестящей эмалью. Это: птички, лошадки, козлики, свистульки. Отдельные детали окрашены бронзой и алюминием.
Практическая часть. Знакомство обучающихся с алгоритмом исполнения дымковской игрушки: заготовка куска глины, сгибание и вытягивание заготовок для получения основных частей фигурки. Завершение лепки путем примазки отдельных частей. Использование на практике простейших приемов декора, орнамента и украшения поделки.
Формы работы: Ознакомительные беседы. Лепка с натуры.. Лепка по памяти. Самостоятельная и творческая работа обучающихся.
Тема № 4 «Лепка несложных предметов простыми приемами»
Теоретическая часть. Свойства глины. Сведения о глине как о художественном материале, об организации рабочего места, названии, назначении инструментов, приспособлений (стека, доска, губки для разглаживания изделия и т.д.).
Практическая часть. Подготовка глины к лепке. Особенности лепки с натуры. Пропорции пластика, красота. Освоение приемов скатывания, расплющивания, стягивания, защипывания, прижимания, примазывания. Самостоятельная работа обучающихся.
Итоговое занятие – выставка детских художественных работ. Анализ выставочных работ.
2-й раздел: Лепка тематических композиций
Тема № 1 «Лепка по сюжетам сказок»
Теоретическая часть. Знакомство с дымковской игрушкой. Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций, просмотр фильмов о народном промысле. Знакомство с произведениями народных мастеров дымковской игрушки.
Практическая часть. Умение выполнять эскиз к дымковской игрушке, лепить полые формы из целого куска. Освоение этапов и приемов лепки дымковской игрушки. Соотношение пропорций, обработка поверхности. Приемы налепа деталей для украшения.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия, самостоятельная работа по лепке.
Тема № 2 «Лепка на предложенные и свободные темы»
Теоретическая часть. Понятие равновесия и гармония масс. Красота и гармоничность соотношений в лепке. Характеристика приемов вытягивания из целого куска.
Практическая часть. Освоение приемов вытягивания из целого куска. Выбор темы. Продумывание композиции, отбор существенного.
Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы «Спорт», «Зоопарк», Домашние животные», «Я с другом» и др.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия (проектирование), самостоятельная работа по лепке на свободную тему, конкурс, выставка-конкурс.
Тема № 3 «Лепка на сюжеты мультфильмов о животных»
Теоретическая часть. Просмотр мультфильмов с лепной анимацией. Красота и гармоничность соотношений в лепке. Обсуждение увиденного, пластичности исходного материала.
Практическая часть. Освоение приемов вытягивания из целого куска. Выбор темы. Продумывание композиции, отбор существенного, изготовление коллективной композиции или индивидуальных работ. Лепка одного, двух фигурных композиций на предложенные темы по увиденным произведениям.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная работа по лепке на свободную тему, конкурс, выставка-конкурс.
Итоговое занятие. Игра-путешествие «Прекрасный мир народной игрушки»
3-й раздел: Декоративная лепка
Тема № 1 «Освоение лепки дымковской игрушки»
Теоретическая часть. Знакомство с дымковской игрушкой. Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций, просмотр фильмов о народном промысле. Знакомство с произведениями народных мастеров дымковской игрушки.
Практическая часть. Умение выполнять эскиз к дымковской игрушке, лепить полые формы из целого куска. Освоение этапов и приемов лепки дымковской игрушки. Соотношение пропорций, обработка поверхности. Приемы налепа деталей для украшения.
Формы работы: Ознакомительные беседы. Лепка с натуры. Лепка по памяти. Самостоятельная и творческая работа обучающихся.
Тема № 2 «Лепка декоративных пластин»
Теоретическая часть. Показ декоративных пластин. Понятие рельефа. Создание эскиза декоративной пластины. Техника выполнения декоративных пластин путем выбирания глины с основной формы. Выбор формата пластины в зависимости от предназначения. Перенесение эскиза на глиняную пластину. Освоение приемов раскатывания глиняной лепешки, освоение приемов работы стеклом. Понятие интерьера.
Практическая часть. Применение декоративных пластин: «Елочка», «Снеговик», «Кораблик», «Рыбка» и др.
Лепка бус различной формы: круглой, цилиндрической, кубиками, колечками и т.д. Нанизывание сырых бусинок на проволоку. Украшение бус стеклом: полоски, кружочки, штрихи, ямочки. Составление из отдельных бусинок разной формы и величины разнообразных композиций. Понятие ритма в изготовлении лепных украшений. Лепка кулона и значков по типу декоративных пластин. Продумывание формы кулона, узора, развитие фантазии.
Формы организации занятий: занятия-беседы, экскурсии, практические занятия, развивающие игры, блиц-опросы по темам, выставки-ярмарки.
Тема № 3 «Лепка декоративной посуды»
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с декоративной посудой. Анализ формы различных видов посуды. Зарисовки простейших форм посуды.
Практическая часть. Освоение приема лепки посуды из лепешки способом загибания краев при вращении лепешки. Лепка посуды способом вдавливания и растягивания краев. Украшение посуды налепом, контррельефом, природным материалом. Лепка тарелки, блюдца, чашки, чайника, горшочка, солонки.
Формы организации занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевые игры, разработка технологии изготовления изделия, самостоятельная работа по лепке, обсуждение, конкурс, урок - творческий отчет по основам лепки декоративной посуды.
Тема № 4 «Лепка декоративных рыб, бабочек, цветов»
Теоретическая часть. Ознакомление обучающихся с лепкой с натуры. Отличие декоративной лепки от лепки с натуры.
Практическая часть. Способы декорирования лепных изделий. Освоение приемов лепки декоративных рыб, птиц, бабочек, цветов. Выбор темы. Продумывание композиции, отбор существенного, изготовление коллективной композиции или индивидуальных работ.
Итоговое занятие. Выставка лучших детских работ.
4-й раздел. Декоративное рисование. Живописный способ декорирования лепных изделий.
Тема № 1 «Обучение навыкам владения кистью»
Теоретическая часть. Различие кисти по волосу и назначению. Способы держания кисти. Алгоритм выполнения мазка. Виды мазков. Палитра и ее назначение.
Практическая часть. Разведение гуашевых красок. Выполнение мазка. Самостоятельные упражнения обучающихся в выполнении мазков и способах держания кисти.
Формы организации занятий. Беседа-показ, беседа-занятие, практическое занятие, самостоятельная работа, игра, конкурс лучших работ.
Тема № 2 «Роспись трафаретов дымковских игрушек»
Теоретическая часть. Характер росписи дымковской игрушки, последовательное выполнение росписи. Типичные черты изделий, выразительность пластики, разнообразные сюжеты, приемы и особенности росписи. Демонстрация образцов дымковской игрушки с различными видами декоративной росписи. Расположение узоров на плоскости игрушки.
Практическая часть. Самостоятельные упражнения в росписи трафаретов дымковских игрушек.
Форма организации занятий. Занятие–игра, занятие-сказка, урок сюрприз.
Тема № 3 «Элементы растительного орнамента»
Теоретическая часть. Знакомство с элементами растительного орнамента. Понятие о ритме в орнаменте.
Практическая часть. Копирование образцов растительного орнамента на различных формах (полосе, круге, квадрате). Самостоятельное составление растительного орнамента, поощрение варьирования, импровизации декоративных элементов росписи народной игрушки.
Формы организации занятий. Семейный праздник «Мама, папа и я – дружная семья». Утренник, посвященный русской игрушке «Старый бабушкин сундучок»
Тема № 4 «Элементы геометрического орнамента»
Теоретическая часть. Знакомство с элементами геометрического орнамента. Понятие о ритме в орнаменте.
Практическая часть. Копирование образцов геометрического орнамента на различных формах (полосе, круге, квадрате). Самостоятельное составление орнамента, поощрение варьирования, импровизации декоративных элементов росписи народной игрушки.
Формы организации занятий. Беседы, практические занятия, блиц-опросы по темам, викторины, дидактические игры «Придумай орнамент».
5-й раздел. Роспись вылепленных изделий.
Теоретическая часть к темам раздела. Алгоритм шлифовки, грунтовки вылепленных изделий. Краткие сведения по цветоведению.
Практическая часть к темам раздела. Шлифовка, грунтовка вылепленных изделий. Разметка изделий под роспись орнаментной полосы. Композиция отдельным пятном, круговая композиция, двусторонняя композиция, сполошное покрытие изделия. Самостоятельная работа- роспись вылепленных изделий сплошным покрытием, орнаментом.
Формы организации занятий. Беседы: «Какие цвета у радуги?», «Аптека под ногами», ролевая игра на местности «Природа моего края». Конкурсы и викторины «Полна чудес великая природа» (по картинам художников), «Охраняй родную природу!».
6-й раздел. Приобщение обучающихся к русской национальной культуре
Тема № 1 «Дымковская игрушка- художественное произведение русских народных мастеров»
Теоретическая часть. Глиняная игрушка как один из видов народного творчества, история возникновения. Основные сюжеты, используемые в народной игрушке. Особенности росписи.
Практическая часть. Самостоятельная работа детей, создание проекта «Дымковская игрушка – художественное произведение русских народных мастеров»
Формы организации занятий. Беседы, практические занятия. Защита проекта «Дымковская игрушка- художественное произведение русских народных мастеров»
Тема № 2 «Экскурсия в мастерскую художника»
Практическая часть. Посещение мастерской. Беседа с авторами скульптурных работ. Обсуждение выставки.
Самостоятельная работа. Сочинение с иллюстрациями на тему «Что мне больше всего понравилось в мастерской художника?»
Тема № 3 «Экскурсия в местный краеведческий музей»
Практическая часть. Осмотр экспозиций. Сведения о старинных сосудах, назначение, форма, эстетика, детали и роспись. Неповторимость технических приемов народных мастеров.
Самостоятельная работа. Поисково-краеведческая деятельность «Тайны бабушкиного сундука».
Тема № 4 «Семейные посиделки» (детский мастер-класс)
Практическая часть . Совместные работы детей и родителей, дети выступают в роли учителей.
7-й раздел. Освоение новых технологий и материалов
Тема № 1 «Пленэрная лепка из снега»
Теоретическая часть. Знакомство обучающихся с другими пластичными материалами: снег и тесто. Свойства влажного снега.
Практическая часть. Создание снежных фигур на площадке. Использование подручного материала: дощечек, веточек, угольков для лепки и украшения лепных изделий.
Формы организации занятий: сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.
Тема № 2 «Лепка из теста» (весенние обряды народов родного края)
Теоретическая часть. Знакомство с пряничными досками. Алгоритм создания тульского пряника, печенья. Экскурсия на местный хлебозавод. Весенние обряды народов Тамбовского края.
Практическая часть. Народные весенние праздники: выпечка жаворонков. Создание детьми эскиза своего пряника.
8-й раздел. Выставки детских работ
Тема № 1 «Промежуточная аттестация»
Отбор детских работ на выставку. Организация выставки согласно разработанному Положению «О проведении учрежденческой выставки детских художественных работ». Подведение итогов выставки.
Тема № 2 «Итоговая аттестация»
Практическая часть. Обзор материала за прошедший период. Применение диагностических методик по развитию у обучающихся определенных качеств воспитанности, знаний. Умений, навыков в работе с глиной.
Формы организации занятий. Выпускной ринг, конверт вопросов.
Общая результативность по программе1-го года обучения:
- появление устойчивого интереса к занятиям лепкой;
- развитие воображения и фантазии;
Обучающиеся приобретают знания:
- о культуре и быте народа родного края;
- о современной малой Родине, о ее фауне и флоре;
- о возможностях лепных материалов (пластилина, глины, твердого соленого теста и др.);
- об основных способах сушки глиняных изделий.
Умения:
- отличать объемные и плоские формы;
- получать составные цвета и оттенки цветов;
- различать теплую и холодную гамму красок;
- передавать свое отношение к изделию, используя возможности композиции, рисунка, цвета;
- производить лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.
Приобретают навыки:
- в конструировании предметов сложных форм, используя бросовый материал;
Учебно-методический план 2-го года обучения
№
Раз-
дела
Название раздела и темы
Количество часов
теория
практика
всего
1
Лепка предметов с натуры
16
24
40
Тема № 1 «Вводное занятие»
4
6
10
Тема № 2 «Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей»
4
6
10
Тема № 3 «Лепка дымковского павлина»
4
6
10
Тема № 4 «Лепка несложных предметов ленточным способом»
4
6
10
2
Лепка тематических композиций
4
20
24
Тема № 1 « Лепка по сюжетам литературных произведений»
2
10
12
Тема № 2 «Лепка по представлению на бытовые и свободные темы»
2
10
12
3
Декоративная лепка
8
24
32
Тема № 1 «Скульптурный способ декорирования лепных изделий (рельеф, контррельеф)»
2
6
8
Тема № 2 «Различные способы лепки декоративных птиц по типу филимоновских мастеров»
2
6
8
Тема № 3 «Лепка бижутерии»
1
2
3
Тема № 4 «Лепка по типу дымковских мастеров»
1
4
5
Тема № 5 « Лепка декоративных панно»
1
1
2
Тема № 6 «Лепка декоративных сосудов»
1
5
6
4
Декоративное рисование.
14
34
48
Тема № 1 «Применение бесконечных узоров в украшении лепных изделий»
2
6
8
Тема № 2 «Роспись трафаретов посуды элементами гжельской росписи»
2
4
6
Тема № 3 «Понятие цветового круга»
2
6
8
Тема № 4 «Зарисовки изделий различных форм на бумаге»
2
4
6
Тема № 5 «Зарисовки на бумаге цветочных композиций»
2
4
6
Тема № 6 «Ритм в декоративном рисовании»
2
4
6
Тема № 7 «Виды отводов, применяемых в росписи сосудов»
2
6
8
№
Раз-
дела
Название раздела и темы
Количество часов
теория
практика
всего
5
Роспись вылепленных изделий
10
38
48
Тема № 1 «Роспись вылепленных изделий с применением знаний, полученных в декоративном рисовании»
10
38
48
6
Приобщение к русской национальной культуре
5
1
6
Тема № 1 «Беседа о раскопках на тамбовщине. Посещение районного музея»
1
1
Тема № 2 «Экскурсия в мастерскую художника»
2
2
3 «Экскурсия в краеведческий музей г. Кирсанов»
2
2
Тема № 4 Семейные посиделки «Вместе – дружная семья» (детский мастер-класс)
1
1
7
Освоение новых технологий и материалов
8
8
Тема № 1 «Папье-маше»
6
6
Тема № 2 «Пленэрная лепка из снега»
2
2
8
Итоговые выставки детских работ
10
10
Тема № 1 «Промежуточная аттестация»
4
4
Тема № 2 «Итоговая аттестация»
4
4
Тема № 3 «Выставки, посвященные праздникам»
1
1
Тема № 4 Конкурс «Мама и Папа, Я – творческая семья».
1
1
Итого:
57
159
216
Содержание 2-го года обучения
1-й раздел: Лепка предметов с натуры
Тема №1 «Вводное занятие»
Теоретическая часть. Ознакомление с программой обучения. Техника безопасности. Материалы, инструменты.
Самостоятельная работа. Лепка на свободную тему. Дидактическая игра «Волшебный глиняный шарик».
Форма проведения занятий: беседа, игра, конкурс.
Тема № 2 «Освоение приемов лепки из целого куска и отдельных частей»
Теоретическая часть. Сопоставление предметов по величине и форме, в лепке с натуры. Понятие обобщения формы. Лепка постановок из двух предметов контрастных по величине и выразительных по форме: кувшин и яблоко. Определение на глаз: сколько раз размер одного предмета уложится в другом предмете.
Практическая часть. Демонстрация приемов лепки из целого куска. Освоение приемов вытягивания из целого куска глины. Совершенствование приемов лепки.
Форма проведения занятий: игровые занятия «Фрукты моего сада», самостоятельные творческие задания.
Тема № 3 «Лепка дымковского павлина»
Теоретическая часть. Ознакомление с алгоритмом лепки павлина. Демонстрация приемов лепки из целого куска глины.
Практическая часть. Освоение алгоритма лепки: придание куску глины яйцевидной формы и т.д.
Форма проведения занятий: творческие занятия: «В гостях у мастеров дымковской игрушки» - лепка игрушек на основе традиционных приемов; настольный кукольный театр «Как в деревне Дымково»- коллективная работа; «Дымковская карусель»- коллективная работа.
Тема № 4 «Лепка несложных предметов ленточным способом»
Теоретическая часть. Демонстрация керамической посуды. Анализ приемов создания красоты. Анализ натуры. Знакомство с приемом лепки ленточным способом. Применение ленточного способа в лепке сосудов и в лепке других предметов.
Практическая часть. Освоение приемов раскатывания лепешки глины, вырезание из лепешки лент, срезание лишней длины ленты, добавление не достающей длины, соединение концов ленты снаружи и изнутри. Лепка ленточным способом посуды, сервизов, подсвечников, подставок для цветов, юбок для кукол.
Форма проведения занятий: занятие беседа, конкурс на лучшую работу по номинациям, создание композиции «Одежда для куклы»
2-й раздел. Лепка тематических композиций
Тема № 1 « Лепка по сюжетам литературных произведений»
Теоретическая часть. Беседа о любимых детских героях. Создание положительной эмоциональной атмосферы. Язык жестов и мимики.
Практическая часть. Самостоятельный выбор темы. Создание смыслового центрального персонажа, расположение в пространстве центрального и профессионального объектов. Создание композиции.
Форма проведения занятий: просмотр лепной анимации, беседа, практическое занятие, обсуждение, выставка.
Тема № 2 «Лепка по представлению на бытовые и свободные темы»
Теоретическая часть. Беседа о диких животных Тамбовкого края, в баснях Крылова. Выражение отношений басенных героев через лепку, передача характера животного.
Практическая часть. Выбор темы. Создание композиций на темы «Ворона и лисица», «Мартышка и очки». Соблюдение правил создания композиции.
Форма проведения занятий: беседа-показ, игровая импровизация по басням, самостоятельная работа.
3-й раздел. Декоративная лепка
Тема № 1 «Скульптурный способ декорирования лепных изделий (рельеф, контррельеф)»
Теоретическая часть. Понятие скульптурный метод декорирования. Виды скульптурного метода декорирования: рельеф, контррельеф, ажур. Демонстрация керамических изделий декорированных скульптурным способом.
Практическая часть. Декорирование посредством штампиков, нанесение рельефов тампоном, декорирование приставными деталями. Упражнения в скульптурном методе декорирования на глиняных пластинах, полосках.
Форма проведения занятий: беседа-показ (обсуждение изделий), беседа-занятие, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Тема № 2 «Различные способы лепки декоративных птиц по типу филимоновских мастеров»
Теоретическая часть. Демонстрация иллюстрации керамических изделий филимоновских мастеров. Особенности лепки изделий. Алгоритм выполнения птиц.
Практическая часть. Самостоятельная разработка эскиза для лепки птицы. Лепка птицы различного выразительного образа. Украшение птицы различными деталями на голове, шее, крыльях, спине.
Форма проведения занятий: беседа-показ (обсуждение изделий), беседа-занятие, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Тема № 3 «Лепка бижутерии»
Теоретическая часть. Назначение бижутерии.
Практическая часть. Лепка бус, кулонов, значков, медальонов. Самостоятельная разработка эскизов к лепке бижутерии. Декорирование посредством штампиков, декорирование скульптурным методом и живописным методом. Продумывание формата и формы изделия. Обработка поверхности. Способы соединения отдельных деталей.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Тема № 4 «Лепка по типу дымковских мастеров»
Теоретическая часть. Анализ способов лепки дымковских игрушек. Однотипность изображения основных форм, многообразие деталей-украшений. Разнообразность сюжетов, вариантов росписи. Алгоритм лепки барышни: цилиндрический кусок глины (голова, грудь, руки, конус-юбка).
Практическая часть. Лепка дымковских барышень, оленей, петухов, индюков. Придумывание и лепка игрушек по типу дымковских: Снегурочка, Снежная королева, Царевна-лебедь. Сказочная птица, Конек-Горбунок.
Форма проведения занятий: беседа-показ, обсуждение изделий, беседа-занятие, выставка-конкурс, самостоятельная работа. Выставка дымковской игрушки и игрушек изготовленных по типу дымковских.
Тема № 5 « Лепка декоративных панно»
Теоретическая часть. Определение темы декоративных панно. Определение места панно в интерьере. Определение размеры и формы панно, размеров предметов на плоскости панно. Составление эскиза панно в натуральную величину.
Практическая часть. Лепка панно способом наложения и примазывания деталей на основу и способом выемки фона.
Форма проведения занятий: занятие-игра, занятие экскурсия, занятие-беседа, праздник «День добрых сюрпризов».
Тема № 6 «Лепка декоративных сосудов»
Теоретическая часть. Демонстрация изделий мастеров. Анализ образцов. Понятие о связи формы и назначения изделия. Приемы стилизации переработки реальных форм в скульптурное изображение. Понятие эстетического вкуса: излишество, достаточность, художественное чутье.
Практическая часть. Лепка декоративных сосудов в форме зверей, птиц. Использование растительных и животных форм в изготовлении ручек, ножек, носиках, кувшинах.
Форма проведения занятий: занятие-игра, занятие экскурсия, занятие-беседа, защита проектов выставочных работ.
4-й раздел. Декоративное рисование.
Тема № 1 «Применение бесконечных узоров в украшении лепных изделий»
Теоретическая часть. Понятие бесконечного узора, виды бесконечных узоров. Элементы бесконечных узоров, ритм.
Практическая часть. Упражнения в рисовании бесконечных узоров по образцу. Самостоятельное придумывание бесконечного узора.
Форма проведения занятий: беседа-показ, беседа-занятие, сюжетно-ролевая игра, выставка-конкурс, самостоятельная работа.
Тема № 2 «Роспись трафаретов посуды элементами гжельской росписи»
Теоретическая часть. Демонстрация гжельской посуды в иллюстрациях. Анализ элементов гжельской росписи, цветовая гамма гжельской росписи.
Практическая часть. Упражнение в росписи элементами гжели трафаретов посуды и столовой утвари.
Форма проведения занятий: беседа-показ, сюжетно-ролевая игра, выставка-конкурс, самостоятельная работа, практическое занятие, обсуждение работ.
Тема № 3 «Понятие цветового круга»
Теоретическая часть. Знакомство с цветовым кругом, основные и дополнительные цвета. Способы получения дополнительных цветов. Холодные и теплые цвета. Световой и цветовой контрасты.
Практическая часть. Упражнения в получении дополнительных цветов, создание настроения цветом. Дидактические игры «Превращение цветов».
Форма проведения занятий: беседа-показ, самостоятельная работа, практическое занятие, обсуждение работ.
Тема № 4 «Зарисовки изделий различных форм на бумаге»
Теоретическая часть. Демонстрация изделий и иллюстрация сосудов различных форм. Анализ особенностей основной формы, формы деталей, соотношения частей. Определение основных размеров зарисовки на бумаге.
Практическая часть. Упражнения в зарисовке разнообразных форм.
Форма проведения занятий: занятие-игра, занятие- беседа, практические занятия.
Тема № 5 «Зарисовки на бумаге цветочных композиций»
Теоретическая часть. Понятие цветочной композиции, демонстрация цветочных композиций на керамических изделиях. Цветок как основной элемент кистевой росписи. Особенности моделировки форм цветка. Растительные мотивы росписи и их разнообразие. Симметрическое расположение рисунка, свободное расположение, распределение рисунка на плоскости изделия. Масштаб композиции.
Практическая часть. Копирование несложных композиций на бумаге.
Форма проведения занятий: занятие-игра, занятие- беседа, практические занятия.
Тема № 6 «Ритм в декоративном рисовании»
Теоретическая часть. Понятие ритмов. Ритм элементов , цветов (красок). Красота ритма в природе, в музыке. Различные музыкальные ритмы.
Практическая часть. Дидактическая игра «Составь узор из предложенных элементов».
Форма проведения занятий: слушание музыки, анализ прослушанных произведений, сравнивание орнамента с музыкальным произведением, роспись под музыку.
Тема № 7 «Виды отводов, применяемых в росписи сосудов»
Теоретическая часть. Виды отводов: усик, бортик, лента, арабеск. Технология выполнения отводов в производстве и ручная отводка.
Практическая часть. Упражнение в выполнении отводов на объемных формах.
Форма проведения занятий: занятие-кино, практическое занятие, интегрированное занятие-игра.
5-й раздел. Роспись вылепленных изделий
Тема № 1 «Роспись вылепленных изделий с применением знаний, полученных в декоративном рисовании»
Практическая часть. Подготовка изделия к росписи. Разметка изделия под роспись. Самостоятельная разработка эскизов для росписи. Роспись различными видами орнаментов. Способы исправления браков в росписи. Качество примыканий в росписи. Копирование цветочной композиций. Отводки на объемных изделиях. Использование в росписи холодной и теплой гаммы цветов. Роспись лиц игрушек.
Форма проведения занятий: практическое занятие, обсуждение произведений, анализ и исправление недочетов.
6-й раздел. Приобщение к русской национальной культуре
Тема № 1 «Беседа о раскопках на тамбовщине. Посещение районного музея»
Теоретическая часть. Приобщение к истории и культуре родного края. Демонстрация иллюстраций с экспозициями музеев города Тамбова, посещение местного музея.
Практическая часть. Оформление мини-музея из поделок, сделанных детьми.
Форма проведения занятий: экскурсия, занятие-путешествие, занятие-выставка.
Тема № 2 «Экскурсия в мастерскую художника»
Теоретическая часть. Знакомство с новыми работами мастеров. Многообразие способов реализации художественного замысла. Виды изобразительного искусства: живопись, рисунок, графика, скульптура, декоративное искусство.
Практическая часть. Обсуждение увиденных работ. Обмен впечатлениями.
Форма проведения занятий: занятие-экскурсия, занятие-диспут.
Тема № 3 «Экскурсия в краеведческий музей г. Кирсанов»
Теоретическая часть. Знакомство с экспозициями музея. Знакомство с приемами составления декоративных композиций из природного материала. Корнепластика.
Практическая часть. Зарисовки кувшинов, сосудов (на выбор).
Форма проведения занятий: : занятие-экскурсия.
Тема № 4 Семейные посиделки «Вместе – дружная семья»(детский мастер-класс)
Теоретическая часть. Поздравление мам с праздником. Организация выставки, дарение подарков.
Практическая часть. Игры, мастер-класс для посетителей.
Форма проведения занятий: занятие-утренник.
7-й раздел. Освоение новых технологий и материалов
Тема № 1 «Папье-маше»
Теоретическая часть. Знакомство с техникой папье-маше. Демонстрация изделий из папье-маше. Грунтовка, роспись изделия.
Практическая часть. Изготовление елочных игрушек в технике папье-маше (снеговика, клоуна, елочного шарика, львенка, зайца, кота – на основе шара).
Форма проведения занятий: беседа-показ, практическое занятие.
Тема № 2 «Пленэрная лепка из снега»
Практическая часть. Лепка из снега скульптур, украшение налепом, контррельефом, подручным материалом. Создания комфортного мажорного настроения.
Форма проведения занятий: практическое занятие на свежем воздухе.
8-й раздел. Итоговые выставки детских работ
Тема № 1 «Промежуточная аттестация»
Практическая часть. Отбор работ на выставку. Анализ работ детьми, самоанализ. Организация выставки. Подведение итогов за полгода.
Тема № 2 Итоговая аттестация
Практическая часть. Подведение итогов за год. Анализ итоговых работ.
Тема №3 «Выставки, посвященные праздникам»
Практическая часть. Отбор работ на выставки, организация выставки, подарки ветеранам. Создание праздничного настроения у зрителей. Привлечение внимания к детскому творчеству.
Тема № 4 Конкурс «Мама и Папа , Я – творческая семья».
Практическая часть. Совместная итоговая выставка детей и их родителей: «Лепим вместе всей семьей!»
Общая результативность по программе 2-го года обучения:
- приобретаются навыки здорового образа жизни;
- появление устойчивого интереса к занятиям лепкой;
- развитие воображения и фантазии;
- вырабатывается избирательный художественно-эстетический вкус.
Обучающиеся приобретают знания:
- об истории возникновения гончарного дела на Руси;
- об основных жанрах изобразительного искусства;
- о возможностях лепных материалов (пластилина, глины, твердого соленого теста и др.);
- о культуре и быте народа родного края;
- об основных способах сушки глиняных изделий.
Умения:
- передавать свое отношение к изделию, используя возможности композиции, рисунка, цвета;
- производить лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии;
- отличать объемные и плоские формы;
- передавать форму предмета, сравнивать предметы по величине, точно передавать это отношение;
- получать составные цвета и оттенки цветов;
- различать теплую и холодную гамму красок.
Приобретают навыки:
- в конструировании предметов сложных форм, используя бросовый материал;
- в технологии разработки эскизов;
- в технологии изготовления глиняной игрушки;
- в технологии росписи изделия из глины.
Учебно-тематический план
3-го года обучения
№
Раз-
дела
Название раздела и темы
Количество часов
теория
практика
всего
1
Лепка предметов с натуры
16
24
40
Тема № 1 «Вводное занятие»
4
6
10
Тема № 2 «Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза)»
4
6
10
Тема № 3 «Последовательность лепки сосудов дисковой формы»
4
6
10
Тема № 4 «Промежуточные и итоговые выставки по разделу»
4
6
10
2
Лепка тематических композиций
4
20
24
Тема № 1 «Способы создания сюжетной композиции»
2
10
12
Тема № 2 «Лепка сувениров скульптурных групп.»
2
6
8
Тема № 3 «Фантазийные темы»
4
4
3
Декоративная лепка
8
26
34
Тема № 1 «Ажур в лепных изделиях».
2
2
4
Тема № 2 «Использование инкрустации в лепке»
2
8
10
Тема № 3 «Лепка декоративных сосудов сложной формы»
1
4
5
Тема № 4 «Лепка свистулек»
2
2
4
Тема № 5 « Лепка декоративных панно.»
1
4
5
Тема №6 «Лепка игрушек в народном стиле»
4
4
Тема № 7 «Мозаика в лепке»
2
2
4
Декоративное рисование.
12
34
46
Тема № 1 «Роспись с использованием аэрографа и трафарета»
3
6
9
Тема № 2 «Пейзаж в росписи сосудов»
3
4
7
Тема № 3 «Абстрактная роспись лепных изделий»
3
12
15
Тема № 4 «Самостоятельная разработка эскизов для росписи и лепки»
3
12
15
№
Раз-
дела
Название раздела и темы
Количество часов
теория
практика
всего
5
Роспись вылепленных изделий
10
38
48
Тема № 1 «Роспись вылепленных изделий согласно эскизам и импровизации»
10
38
48
6
Приобщение к русской национальной культуре
6
1
7
Тема № 1 «Беседа об истории развития керамического и гончарного дела в России»
1
1
Тема № 2 «Экскурсия в мастерскую художника»
2
2
Тема № 3 «Экскурсия в краеведческий музей г. Тамбов»
3
3
Тема № 4 Сотрудничество «Вместе – дружная семья» (детский мастер-класс)
1
1
7
Освоение новых технологий и материалов
7
7
Тема № 1 «Техника ганча»
5
5
Тема № 2 «Сосуды из гипса»
2
2
8
Итоговые выставки детских работ
10
10
Тема № 1 «Промежуточная аттестация»
4
4
Тема № 2 «Итоговая аттестация»
4
4
Тема № 3 «Выставки, посвященные праздникам»
2
2
Итого:
56
160
216
Содержание 3-го года обучения
1-й раздел. Лепка предметов с натуры
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теоретическая часть. Знакомство с программой обучения. Основные понятия.
Практическая часть. Обмен впечатлениями о проведенных каникулах. Обсуждение творческих планов на будущее. Самостоятельная работа на тему: «Лучший день каникул».
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра.
Тема № 2 «Приемы создания выразительного образа в лепке (динамика, мимика, поза)»
Теоретическая часть. Алгоритм лепки животного. Алгоритм лепки человека в движении. Алгоритм лепки масок. Передача характера, выражения, настроения. Понятие о схемах, используемых для выражения настроения: поднятые брови_ удивленное лицо, приподнятые углы глаз и губ – веселое лицо, сдвинутые брови - сердитое лицо.
Практическая часть. Выполнение набросков в лепке животных, человека. Точность передачи движения и характера, динамичность исполнения. Исполнение формы «на одном выдохе» - резко, эскизно, красиво, не соблюдая пропорций и соотношения масс. Замена конкретной формы изящным мазком, раскрывающие детали намеком. Лепка человека в движении; передача пропорций, характера движения; размещение в пространстве. Передача профессиональной принадлежности (спортсмен, танцор, матрос, рабочий). Лепка масок. Передача характера, выражения, настроения.
Форма проведения занятия: практические занятия, беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 3 «Последовательность лепки сосудов дисковой формы»
Теоретическая часть. Демонстрация керамической посуды, изготовленной из дисковых форм: квасники, молочники, чайники, имеющие плоскую форму. Анализ натур: причудливость форм, красота изгибов ручек, крышек. Знакомство с приемами лепки дисковой посуды. Способы соединения дисков.
Практическая часть. Совершенствование способов раскатывания глиняной лепешки. Прорисовка на глине нужной формы сосуда, отсечение ненужной глины. Украшение вылепленных сосудов лепными, мелкими деталями, применяя шликер.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 4 «Промежуточные и итоговые выставки по разделу»
Практическая часть. Обзор материала за прошедший период. Применение диагностических методик по развитию у обучающихся определенных качеств воспитанности, знаний, умений, навыков в работе с глиной.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, занятие-игра.
2-й раздел. Лепка тематических композиций
Тема № 1 «Способы создания сюжетной композиции»
Теоретическая часть. . Обобщение полученных ранее знаний о создании сюжетных композиций. Осмысление замысла композиции.
Практическая часть. Создание предварительных карандашных и лепных эскизов. Продумывание размещения предметов композиции в пространстве, круговой осмотр композиции, соблюдение равновесия объемов. Самостоятельное доведение работы до конца.
Форма проведения занятия: практическое занятие, экскурсия –занятие.
Тема № 2 «Лепка сувениров скульптурных групп».
Теоретическая часть. Понятие скульптуры малых форм (бытовая, сказочная, анималистическая). Краткая история создания скульптур малых форм. Сочетание декоративных элементов и форм.
Практическая часть. Создание оригинальных изделий. Самостоятельный выбор темы и приемов работы. Создание региональных сувениров на темы: «Тамбовщина и ее обитатели», «Архитектурные памятники тамбовской земли»
Форма проведения занятия: практическое занятие, экскурсия –занятие.
Тема № 3 «Фантазийные темы»
Теоретическая часть. Понятийный материал: мастер изображает не только реальность, но и создает фантастические образы: животных, птиц, фантастических существ. Показ иллюстративного материала с изображением фантазий в скульптуре, в живописи, в рисунке, в графике.
Практическая часть. Создание фантазий в лепке. Самостоятельный выбор темы и приемов работы.
Форма проведения занятия: практические занятия, беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, викторина-конкурс.
3-й раздел. Декоративная лепка
Тема № 1 «Ажур в лепных изделиях.
Теоретическая часть. Понятие ажура в лепке. Демонстрация керамических изделий, декорированных ажуром.
Практическая часть. Техника выполнения ажура в украшении лепных изделий. Лепка глиняных изделий в технике ажура (вазы, подставки для цветов, декоративные пластины, диковинные птицы с ажурными крыльями и хвостами, барышни в кокошниках с ажурной прорезью, декоративные тарелки).
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 2 «Использование инкрустации в лепке»
Теоретическая часть. Понятие инкрустации. Техника выполнения инкрустаций. Материалы, используемые для инкрустации (проволока, металл, природный материал, стекло) ажуром.
Практическая часть. Выполнение лепных работ с использованием инкрустации (посуда, декоративное панно)
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 3 «Лепка декоративных сосудов сложной формы»
Теоретическая часть. Совершенствование приемов лепки декоративных сосудов. Самостоятельный выбор темы. Развитие фантазии.
Практическая часть. Самостоятельная разработка эскиза задуманного сосуда: его строение, соотношение деталей по размеру, элементы украшения, цветовое решение, продумывание места изделия в интерьере.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 4 «Лепка свистулек»
Теоретическая часть. Демонстрация лепных свистулек. Алгоритм выполнения свистулек.
Практическая часть. Применение алгоритма в лепке свистулек: птичка, сова и т.д.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 5 « Лепка декоративных панно. Лепка бижутерии»
Теоретическая часть. Понятие интерьера. Определение места панно в интерьере. Двухплановый рельеф. Определение размеры и формы панно, размеров предметов на плоскости панно. Самостоятельное составление эскиза панно в натуральную величину. Использование ранее усвоенных техник работы (рельеф, контррельеф, ажур, инкрустация, различные виды росписи).
Практическая часть. Использование региональной тематики в декоративных панно («Река Ворона», «Местный храм», «Памятник воинам-уметцам», изображение сценок из жизни людей, проживающих в Умете).
Форма проведения занятий: занятие-игра, занятие экскурсия, занятие-беседа, праздник «День добрых сюрпризов».
Тема №7 «Лепка игрушек в народном стиле»
Теоретическая часть. Беседа о народных промыслах.
Практическая часть. Самостоятельная разработка эскизов игрушек в народном стиле. Лепка игрушек по типу дымковских, филимоновских, скопинских мастеров. Создание своих игрушек, проявление творчества. Выставка народных игрушек.
Форма проведения занятия: беседа, сюжетно-ролевая игра, самостоятельная работ, анализ выставочных работ.
Тема № 8 «Мозаика в лепке»
Теоретическая часть. Демонстрация мозаичных панно, созданных художниками, мастерами художественного творчества. Понятие мозаики.
Практическая часть. Техника выполнения мозаики. Разработка эскизов мозаичных панно. Коллективная лепка мозаичных панно для украшения интерьера школы. Использование ранее усвоенных техник работы (рельеф, контррельеф, ажур, инкрустация, различные виды росписи).
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
4-й раздел. Декоративное рисование.
Тема № 1 «Роспись с использованием аэрографа и трафарета»
Теоретическая часть. Знакомство с техникой напыления. Материалы и оборудование, используемые в аэрографии.
Практическая часть. Способы выполнения трафаретов. Использование природного материала (листьев, травинок, веточек) в качестве трафаретов при напылении.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 2 «Пейзаж в росписи сосудов»
Теоретическая часть. Демонстрация керамических изделий, украшенных пейзажной росписью. Выполнение эскиза к росписи сосуда. Народные ремесла района, области. Природа – кладовая, мастерская, великое сокровище Земли. Единство человека и природы. Природа – кладезь здоровья человека. Растительный мир Уметского района. Редкие и исчезающие виды полевых цветов, лекарственных трав.
Практическая часть. Роспись сосуда с использованием изображения простого пейзажа: деревья, трава, речка, луг. Отражение в росписи родных тамбовских пейзажей. Авторская роспись.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 3 «Абстрактная роспись лепных изделий»
Теоретическая часть. Знакомство с абстрактной живописью. Показ иллюстраций картин художников-абстракционистов, краткая беседа. Понятия «абстрактная живопись», «абстрактный рисунок». Красота и эмоциональная насыщенность цветовых пятен, линий, геометрических форм.
Практическая часть. Создание эскизов для абстрактной росписи. Роспись лепных изделий абстракциями.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, анализ выполненных работ.
Тема № 4 «Самостоятельная разработка эскизов для росписи и лепки»
Практическая часть. Развитие творческой инициативы обучающихся, самостоятельности в выборе темы и средств для ее реализации. Использование ранее усвоенных приемов работы в создании собственного авторского изделия, продумывание этапов работы. Доведение работы од завершенной стадии.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, организация выставки, анализ выполненных работ.
5-й раздел. Роспись вылепленных изделий
Тема № 1 «Роспись вылепленных изделий согласно эскизам и импровизации»
Теоретическая часть. Закрепление приемов росписи лепных изделий. Разметка изделий под роспись. Роспись с использованием различных техник: орнаментами, сплошная роспись, бортовой рисунок, разделка «букетом», авторскими тематическими композициями, роспись при помощи аэрографа и трафарета.
Практическая часть. Качество выполнения росписи. Способы исправления брака в росписи. Самостоятельная разработка эскизов для росписи и лепки.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, организация выставки, анализ выполненных работ.
6-й раздел. Приобщение к русской национальной культуре
Тема № 1 «Беседа об истории развития керамического и гончарного дела в России»
Теоретическая часть. Этапы развития российского керамического производства. Виды изделий выпускаемых на керамических заводах. Развитие у обучающихся чувства гордости за русских мастеровых людей.
Практическая часть. Просмотр документальных фильмов по данной теме.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, занятие-игра, посещение выставки.
Тема № 2 «Экскурсия в мастерскую художника»
Теоретическая часть. Знакомство с новыми работами мастера. Многообразие способов реализации художественного замысла. Виды изобразительного искусства: живопись, рисунок, графика, скульптура, декоративное искусство. Анализ увиденной скульптуры.
Практическая часть. Обсуждение увиденных работ. Обмен впечатлениями.
Форма проведения занятий: занятие-экскурсия, занятие-диспут.
Тема № 3 «Экскурсия в краеведческий музей г. Тамбов»
Теоретическая часть. Знакомство с экспозициями музея. Особое внимание обратить на народные гончарные изделия, отметить, что народ всегда стремился украсить свой быт, проявлял творчество в создании необходимых ему вещей. В народе всегда ценили мастерство людей.
Практическая часть. Обмен впечатлениями. Зарисовки понравившихся экспонатов.
Форма проведения занятия: экскурсия.
Тема № 4 Сотрудничество «Вместе – дружная семья» (детский мастер-класс)
Теоретическая часть. Продолжение работы с родителями по привлечению взрослых к воспитанию детей, создание положительных эмоций в общении детей с взрослыми. Показать родителям рост детей в мастерстве
Практическая часть. Мастер-класс показывают дети (совместная работа детей и взрослых).
Форма проведения занятия: праздник, занятие, подарки всем присутствующим.
7-й раздел. Освоение новых технологий и материалов
Тема № 1 «Техника ганча»
Теоретическая часть. Показ творческих работ (иллюстрации) выполненных в технике «ганча». Знакомство со свойствами гипса. Показ приемов работы в технике «ганча».
Практическая часть. Разработка эскизов для «ганча». Перевод рисунка эскиза на гипс. Техника безопасности работы с острыми инструментами. Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, организация выставки, анализ выполненных работ.
Тема № 2 «Сосуды из гипса»
Практическая часть. Техника изготовления сосудов из гипса, дополнение основной формы деталями. Использование в украшении авторских приемов резьбы по влажному гипсу.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, занятие-игра, организация выставки, анализ выполненных работ.
8-й раздел. Итоговые выставки детских работ
Тема № 1 «Промежуточная аттестация»
Практическая часть. Отбор детских художественных работ на выставку. Анализ детских работ, самоанализ. Организация выставки. Подведение итогов за полугодие.
Форма проведения занятия: беседа-занятие, самостоятельная работа, викторина.
Тема № 2 «Итоговая аттестация»
Практическая часть. Обзор материала за прошедший период. Применение диагностических методик по развитию у обучающихся определенных качеств воспитанности, знаний. Умений, навыков в работе с глиной.
Формы организации занятий. Выпускной ринг, конверт вопросов.
Тема № 3 «Выставки, посвященные праздникам»
Практическая часть. Отбор работ на выставки, организация выставки, подарки ветеранам. Создание праздничного настроения у зрителей. Привлечение внимания к детскому творчеству.
Общая результативность по программе 3-го года обучения:
- появление устойчивого интереса к занятиям лепкой;
- развитие воображения и фантазии;
- приобретаются навыки здорового образа жизни;
- вырабатывается избирательный художественно-эстетический вкус.
Обучающиеся приобретают знания:
- о культуре и быте народа родного края;
- о современной малой Родине, о ее фауне и флоре;
- об истории возникновения гончарного дела на Руси;
- об основных жанрах изобразительного искусства;
- о возможностях лепных материалов (пластилина, глины, твердого соленого теста и др.);
- об основных способах сушки глиняных изделий.
Умения:
- отличать объемные и плоские формы;
- передавать форму предмета, сравнивать предметы по величине, точно передавать это отношение;
- получать составные цвета и оттенки цветов;
- различать теплую и холодную гамму красок;
- передавать свое отношение к изделию, используя возможности композиции, рисунка, цвета;
- производить лепку глиняной игрушки по соответствующей технологии.
Приобретают навыки:
- в конструировании предметов сложных форм, используя бросовый материал;
- в технологии разработки эскизов;
- в технологии изготовления глиняной игрушки;
- в технологии росписи изделия из глины.
Методическое обеспечение программы
Дидактические материалы, необходимые для демонстрации на занятиях:
народные игрушки, кувшины, блюда, подсвечники, панно, свистульки, образцы примерных работ из глины и других материалов, изготовленные педагогом ДО;
иллюстрации с работами мастеров и художников;
коллекции детских творческих работ, выполненных на высоком художественном уровне;
альбомы с изображением животных, насекомых, птиц, рыб, масок;
таблицы, схемы росписи различными видами орнаментов;
таблицы, схемы последовательности лепки различных изделий;
наборы пособий для дидактических игр: «Собери орнамент», «Составь композицию», «Получи нужный цвет из двух предложенных», игры «Лото», «Танграм».
Перечень оборудования, инструментов, необходимых для реализации программы.
№
п.п.
Инструменты и приспособления
Назначения
1.
2.
3.
сосуды для замачивания глины
колотушки, трамбовки
скалки
Подготовка сырья
для раскатывания лепешек
5.
скульптурные стеки
прорабатывать мелкие детали
6.
стеки-петельки
для срезания лишней глины
7.
лопатки
для очистки подставки для глины
8.
дощечки
подставка под работу
9.
кисти
раскрашивание изделий
10.
Штампики (наборы колпачков и др. мелкие детали)
для тиснения глины
11.
формочки
для изготовления фигурок
Вспомогательные материалы
1
олифа
для пропитки инструментов
2.
краски гуашевые, простые карандаши
для раскрашивания изделий
3.
водоэмульсионная краска
для грунтовки
4.
бумага, клей ПВА
для эскизов
5.
параллоновые тампоны, пульвилизаторы, целофановые мешки
Литература к программе
Межнева Л.А. Творчество педагога дополнительного образования. Нижний Новгород 2004.
Алексеев А.А. Азбука нравственности. М.: Молодая гвардия,1976.
Гибсон Р. Тайлер Д. Серия книг «Делай и играй.» М.: Росмэн,1994.
Горичева В. Куклы, Академия развития. Ярославль, 1999.
Казин В., Сиротин В.Изобразительное искусство. Начальная школа, Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 1999.
Неменский Б., Фомина Н. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. Издательство «Учитель», 2007г.
Некрасов М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.
Павлович Я. Иллюстрированные уроки дизайна. Владикавказ, 1995.
Работникова И.П. Русская народная одежда. М., 1964.
Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах М., 1979г.
Определитель редких и исчезающих видов растений заповедника «Воронинский» и его охранной зоны – Инжавино, гос.природный заповедник «Воронинский» 2001.
Основы художественного ремесла. Послушная глина: М., АСТ-ПРЕСС, 1999г.
Литература для детей
1.Елисеева Е. Хрестоматия для маленьких, М.:Просвещение,1987.
2. Мой дом – моя родина. Стихи и рисунки ленинградских детей, Л.: Детская литература, 1988.
3. Надеждина Н. Какого цвета снег? М.: Малыш, 1998.
4. Сарафетдинова Ф. Занимательная азбука. М.: Просвещение1994.
5. Книжки – раскраски.
6. Энциклопедия мировой художественной культуры.
13PAGE 15
13PAGE 142315
15