Сборник графических заданий по развитию мелкой моторики рук


Муниципальное казённое образовательное учреждение Свердловской области
Богдановичского района
«Волковская СОШ»
Сборник
Графических заданий по развитию мелкой моторики рук.
Разработала:
Глазунова Виктория Николаевна,
Учитель начальных классов
с. Волковское , 2014
Пояснительная записка.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
                                                                                                 В. А. Сухомлинский.
Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.
      Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся в равной стадии развития. У детей  5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе - дальше, над -под, около -внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.
        Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я предлагаю различные задания, с помощью которых происходит развитие мелкой моторики.
Графические диктанты, помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что дает возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма.
Графический диктант:
        «Сейчас мы будем рисовать фигуру по клеточкам. Надо постараться, чтобы она получилась красивой и аккуратной. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Начинаем рисовать: «Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание!
1 клеточка вниз на уголок вправо, 2 клетка вниз, 3клетки вправо, 2клетки вверх, 1клеточка вверх на уголок вправо, 6клеток вниз, 1клетка влево, 1клетка вниз на уголок вправо, 4клетки вниз, 1 клетка вверх на уголок вправо, 1клетка вверх, 1клетка вверх на уголок вправо, 1клетка вверх, 1клетка вправо, 2клетка вверх,  2клетки вправо,  1клетка  вверх, 2клетки  вправо,  1клетка вверх,  2клетки вправо,   4клетки вниз,  1клетка влево,  2клетки вниз,  2клетки влево,  1клетка вниз,  2 клетки влево,  1клетка вниз,  1клетка влево,  1клетка вниз на уголок влево,  2клетки влево,  1клетка вниз,  1клетка вправо,  1клетка вниз,  7клеток влево,  1клетка вверх,  1клетка вправо,  6клеток вверх,  1клетка вверх на уголок вправо,  1клетка влево,  6 клеток вверх. Чья фигурка у вас получилась?».
Фигурные дорожки.

Рисование по точкам.

Рисование по клеточкам.

Симметричное рисование.

Озорной карандашик.

Соедини цифры в порядке возрастания.

Рисунок по трафаретам.

Рисование пальчиками.

Игры с крупами.

Заштрихуй картинки цветными карандашами.

Рисование фломастером.

Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.
 
Список литературы:
1.  Агапова И. Давыдова М.  Игры с пальчиками для развития речи  М. ООО      ИКТЦ « Лада», 2011-200 с.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).
3.  Брозаускас Л. Г. Развиваем пальчики. Игры для развития мелкой моторики  И.Д.  «Литера», 2008.-32 с.: ил.
4.  Голубь В. Т. Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2010. – 144с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем; Мастерская учителя).
5. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие / Е. А. Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010.- 160с. – (Дошкольное воспитание и развитие).