Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи. Средний возраст.
Мониторинг речевого развития детей с нарушениями речи
Средний возраст
1. Звукопроизношение
1- Нарушены все основные группы звуков.
2- Страдает несколько групп звуков.
3-Нарушение звукопроизношения одной группы звуков
4-Изолированно все звуки в норме.
5-Правильное, отчетливое произношение всех звуков.
2. Фонематические процессы и слуховосприятие1- Ребенок не понимает обращенную речь, не может выделить из речевого потока фонемы.
2- У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.
3- У ребенка фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Фонематический слух нарушен.
4-У ребенка фонематическое восприятие сформировано не полностью. Фонематический слух не нарушен.
5-Все фонетические процессы в норме.
3. Словарный запас
1 – Ребенок пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. В речи преобладают односложные и двусложные слова.
2 – В речи использует искаженные общеупотребительные слова. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики.
3 – Недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика.
4 – Называет обобщающие понятия.
5 – Объем словарного запаса соответствует возрасту.
4. Грамматический строй
1 – Недостаточно сформирован для данного возраста.
2 – Речь резко аграмматична.
3 – Допускает ошибки в согласовании имен существительных и имен прилагательных в роде и числе.
4 – Наблюдаются незначительные ошибки при словообразовании и словоизменении. Составляет простые, и некоторые формы сложных предложений.
5 – Развитие грамматического строя в норме.
5. Слоговая структура
1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.
2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов разной слоговой структуры.
3 – Допускает ошибки при передаче звуконаполняемости.
4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность).
5 – Слоговая структура в норме.
6. Связная речь
1 – Низкий уровень сформированности связной речи.
2 – Предложения нераспространенные.
3 - Трудности в логическом построении связного высказывания.
4 – Фраза развернутая. Имеются единичные нарушения связности изложения.
5 – Связная речь в норме.
Критерии речевого развития детей с нарушениями речи
Средний возраст
Низкий уровень развития – до 2,8 баллов
Словарный запас: в речи использует искаженные общеупотребительные слова; словарь ограничен рамками обиходно-бытовой лексики, сопровождающихся указательными жестами и движениями; характерна многозначность употребляемых слов.
Грамматика: Речь резко аграмматична. Большинство заданий не выполняются.
Фонетика: Нарушены все основные группы звуков.
Фонематические процессы: У ребенка фонематическое восприятие не сформировано. Фонематический слух нарушен.
Связная речь: Низкий уровень сформированности связного высказывания. Предложения нераспространенные. Нарушена логика повествования.
Слоговая структура: Искажение или невоспроизведение слоговой структуры слов.
Средний уровень развития – 2,9 до 3,8 баллов
Словарный запас: недостаточное развитие активного словаря. Преобладает бытовая лексика. Простым обобщением владеет частично. Антонимы подбирает со значительными ошибками.
Грамматика: использует в речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Фонетика: внятно произносит в словах все гласные звуки и некоторые согласные (п, б, т, д, к, г, ф, в, с, з, ц). Нарушение звукопроизношения нескольких групп звуков.
Фонематические процессы: у ребенка фонематическое восприятие сформировано не полностью. Фонематический слух не нарушен.
Связная речь: связная речь сформирована недостаточно: в пересказах и рассказах на наглядной основе наблюдаются пропуск и искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Затруднена контекстная речь (без опоры на наглядность).
Слоговая структура: Допускает ошибки при передаче звуконаполняемости. Ребенок допускает незначительные ошибки произношения слов (смазанность речи).
Высокий уровень развития – от 3,9 до 5 баллов
Словарный запас: ребенок понимает слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова; понимает и употребляет обобщающие слова (мебель, овощи, посуда); подбирает признаки, качества и действия к названию предметов; сравнивает и называет предметы по размеру, цвету, величине.
Грамматика: соотносит названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок); употребляет глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши); правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик); составляет предложения разных типов.Фонетика: правильно произносит звуки родного языка или единичные нарушения звукопроизношения; находит слова, сходные и различные по звучанию; правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.
Фонематические процессы в норме; ребенок дифференцирует неречевые звуки; различает слоги, слова с оппозиционными звуками.
Связная речь: пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием; составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым; описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку; пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Звуко - слоговая структура слов и фраз в норме.
Логопедическое обследование
звукового строя и слоговой структуры в раннем возрасте
№
Ф. И.
ребёнка 1.Звукопроизношение 2. Фонематические процессы 3. Словарный
запас 4. Грамматический строй 5. Слогов.
структура 6. Связн. речь Средний балл
Н К Н К Н К Н К Н К Н К Н К
Средний балл Учитель-логопед_________________