Конспект НОД для летей старшего возраста Берегите воду

Целевые ориентиры.
Расширить и уточнить знания детей о свойствах воды.
Вызвать желание познакомится еще с одним свойством-о переходе воды из жидкого состояния в твердое, о свойствах и признаках льда.
Закрепить знания о том, что вода необходима всем живым существам на земле.
Побуждать умению отвечать на вопросы воспитателя предложениями, употребляя слова в правильной грамматической форме.
Воспитывать наблюдательность и любознательность, осознанное и бережное отношение к воде как к важному ресурсу, экологически грамотное поведение на природе.

Материал:
картинки «Водопроводный кран», «У речки»;
посуда прозрачная разная для определения свойств воды;
пипетки по количеству детей;
штатив с пробирками для опытов;
цветные ледяные кристаллики;
ножницы;
салфетки;
посуда со снегом и льдом.

Активизация и обогащение словаря:
жидкость, растворитель, прозрачная, бесцветная, безвкусная, хлопья.

Методические приемы:
беседа о воде «Вода-всему голова»; опыты с водой, снегом и льдом; определение свойств воды; чтение стихотворение М.Джалиля «Родник», Г. Рамазанова «Зима»; загадывание загадок; рассматривание картинок «Берегите воду»; прослушивание шумовых звуков; создание и решение проблемной ситуации.

Технические средства:
магнитофон; запись со звуком ручья, леса, птиц; спокойная фоновая музыка, сопровождающая аппликацию.

Предварительная работа:
опыты с водой и снегом;
наблюдения на прогулке;
заучивание стихотворения М. Джалиля «Родник»;
загадывание загадок про снег, сосульки.

Методическая литература:
Упражнения с Мантессори-материалом. Дом М. Мантессори.
Н. А. Рыжкова, Наш дом-природа. Воздух-невидимка.
Л.П. Молодова. Игровые экологические занятия с детьми.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: загадывает загадку
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились киселя.

Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без(Воды)
Прослушивание записи на магнитофоне «Журчание воды».
Воспитатель: Что вы слышали?
Дети: пение птиц, журчание и плеск воды.
Чтение стихотворения М . Джалиля «Родник».
Воспитатель: Что такое вода?
Беседа о воде.
Дети: Вода это жидкость. она течет, льётся и капает , ее можно налить во что-нибудь: в стакан. вазу и т.д. Можно вылить, перелить из одной посуды в другую.
Опыт «Вода принимает форму посуды».
Воспитатель: Есть ли форма у воды?
Дети: Нет.
Воспитатель : Какая она?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Делаем выводы: вода форма не имеет. Убедились, что вода жидкость, который можно наливать, переливать.
Воспитатель: Где живёт вода?
Дети : Вода живёт в колодце, в речке, в море, озёрах, родниках.
Воспитатель: Какие реки вы знаете у нас Башкортостане, в городе Стерлитамаке?
Дети: Ашкадар, Стерля, Ольховка, Белая - Агидель (башкирское название).
Воспитатель : Кому нужна вода?
Дети : Вода нужна растениям, животным и людям.
Воспитатель: Что произойдёт с растениями без воды?
Дети: Растения завянут, засохнут.
Воспитатель: Как используют воду животные?
Дети: Пьют, купаются, многие живут в ней.
Воспитатель: А как использует воду человек?
Дети: Пьет, стирает, моет, купается, варит.
Воспитатель: Вывод: вода нужна всем: не только человеку, но и и всему живому на земле. Вода – источник жизни. Вода – всему голова.
Откуда мы берем воду?
Дети: Из крана.
Воспитатель: Да, мы берём воду из водопроводного крана.
Споем вместе песенку «Водички» - с - с - с
Воспитатель показывает картинки: «Водопроводной кран», «У речки».
Воспитатель: Что на картинах нарисовано? Как вы поступаете?
Дети: Нельзя тратить воду, нельзя загрязнять воду.
Воспитатель: Да, правильно. Нельзя оставлять кран открытым. Чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди вкладывают большой труд. Прежде, чем вода поступит водопровод, её приходится очищать на специальных очистных сооружениях. Поэтому воду надо беречь. Чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран.
Чтение стихотворение С. Погорельского:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря ,зря.
А то пройдёт немного лет,
И нет водицы – нет, нет, нет.
Воспитатель: Имеет ли вода цвет, запах, вкус?
(Сравнивания с молоком и бумагой по цвету).
Дети: нет.
Воспитатель: Какого цвета молоко? Белого. А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета?
Дети : У воды нет цвета.
Воспитатель : Да, она бесцветная. Понюхайте и скажите, пахнет ли чем-нибудь.
Дети: Нет, вода ничем не пахнет. У неё нет запаха.
Воспитатель : А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая?
Дети : Нет, вода ничем не пахнет. Она безвкусная.
Воспитатель: Вывод: вода – это прозрачная жидкость, не имеющая ни формы, ни запаха, ни вкуса.

Физминутка «Водичка» Е.Теличеевой

Воспитатель: А что будет, если воду вынести на мороз?
Дети: Замерзнет.
Воспитатель показывает готовые цветные ледышки.
Воспитатель: В какой формочке вода замерзнет быстрее?
Дети: В маленькой или большой?
Дети: Маленькой. В ней меньше воды.
Воспитатель: Значит, вода имеет твёрдое состояние. Хотите, такие же цветные льдинки сделать?
Дети: да.
Работы детей за столами с пипетки.
Уточнить цвет. Затем перелить формочки из пробирок и вынести на мороз.



Воспитатель: загадывает загадки.
У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт, гвоздь упадёт.
(Сосулька).
Он пушистый серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снежинка)
Дети: Сосулька, Снежинка.
Воспитатель: А какая она сосулька?
Дети: Гладкая, твёрдая .
Воспитатель: Что станет со снегом и сосулькой в комнате?
Дети: Растает, потому что тепло в комнате.
Воспитатель: А что быстрее растает и почему?
Дети: Быстрее растает снег, потому что он мягкий, а сосулька тает медленнее, – она твёрдая.
Дать детям потрогать снег и льдинку, определить их свойства.

Опыт со снегом «Тает снег».
Показать над огнём как тает снег.

Воспитатель . Вывод: над огнём снег тает быстрее. Снег – это ледяные кристаллики виде звёздочек – снежинок. Снежинки – это застывающий капельки воды снежинки – сестрицы водицы.

Игра «Можно – нельзя» (Вопросы и ответы).

Воспитатель: можно ли лепить из снега в морозную и в сухой погоду?
Дети: нет. Снег не липкий, он сухой, рассыпается.
Воспитатель: а в тёплую погоду снег какой?
Дети . Мокрый ,липкий и сырой. Его можно скатать в комочки. Из него можно лепить снеговика, делать горку, и так далее.
Воспитатель . Как падает снег в тёплю погоду?
Дети . В тёплую погоду снег падает хлопьями, который состоит из несколько снежинок.
Воспитатель . А как падает снег в морозную погоду ?
Дети . В морозную погоду снег падает отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом.
Воспитатель: Где быстрее растает снег – на варежки или на ладони?
Дети: На ладони, потому что ладонь тёплая .

Игра « Хорошо -плохо»
Воспитатель: Хорошо или плохо, когда на улице снегопад?
Дети: Плохо, по снегу идти труднее. Машина не могут ехать по дороге.
Воспитатель: А если зимой не будет снега? Это хорошо или плохо?
Дети: Плохо, нельзя поиграть в снежки, строить горку, лепить разные фигурки, кататься на санках, лыжах. Зима будет скучная.
Чтение стихотворение « Зима » Г. Рамазанова.
Воспитатель: Хорошо или плохо, когда на полях много снега?
Дети: Хорошо, урожай будет богатый. « Много снега, много хлеба».
Воспитатель: А теперь давайте поиграем игру.
Игра «Снежинки и ветер»
Ветер – снежинки должны летать и кружится, солнышко – снежинки должны присесть. Ведь от солнышка снежинки могут растаять .
Воспитатель: А сейчас пройдите за столы. Мы с вами вырежем красивые белые снежинки.
Работа детей.
Анализ занятия.
Воспитатель: Какие красивые снежинки получились. Как снежном королевстве. Вы их покажите своим родителям
О чем мы сегодня говорили?
Ответы детей
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много нового.
Вода на морозе замерзает и превращается в лёд и наоборот: в комнате тает. Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Вода бывает в жидком, твёрдом
состоянии.
.










15