Конспект НОД От зерна до каравая


Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе. Подготовила и провела Деева Татьяна Сергеевна.
Тема: «От зерна, до каравая»
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе, и его изготовлении.
Познакомить с профессией пекаря.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Способствовать формированию мыслительных операций.
Расширять запас слов обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать пословицы, учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; использовать в речи разнообразные виды предложений; продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопрос.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.
Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Словарь: Пекарь, трактор, комбайн, большие грузовые машины, мельница, пашет, убирает, булочка, золотое, пшеничное, мягкое, пушистое, рассыпчатая, ароматный, аппетитный.
Оборудование:
для педагога: колосья пшеницы, иллюстрации с изображением: «Трактор на поле», «Комбайнёры», «Поле», «Хлебобулочные изделия», пирожки, мука, влажные салфетки, яйцо, венчик, кисточка для смазывания теста,лоточек с землей, грабельки, лейка.
для детей: розетки на каждого ребенка, зерна пшеницы, колосья пшеницы, мука, тесто, дольки яблока, доски разделочные, влажные салфетки, колпаки на голову.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок о хлебе, рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, пословиц, поговорок, закличек и стихов о хлебе.
Ход занятия.
Дети входят в группу. Садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, «Давайте сядем рядком, поговорим ладком».
Хлеб - это дар матушки земли. Сегодня мы поговорим об этом даре.
Воспитатель: К нам пришел гость и ждет, когда вы его разгадаете. Кто же это:
Встает на заре
Поет во дворе
На голове гребешок
Кто же это ….(Петушок)
Дети: Петушок.
(Появляется игрушка «Петушок» из пальчикового театра)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Петя-Петушок приготовил нам очень интересную загадку про свое любимое лакомство:
В землю теплую уйду
К солнцу колосом взойду
В ней таких как я
Будет целая семья.
Дети: Это зерно.
Воспитатель: Ребята, Петушок хочет узнать, как растят зерно и что с ним происходит потом.
(Воспитатель обращается к Петушку).
Петушок, ты здесь сиди
Слушай, запоминай,
Внимательно смотри,
Но крылыями не маши.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть зерна пшеницы. Обращает внимание детей на форму и цвет.)
Воспитатель: Ребята, что у вас лежит на тарелочках?
Дети: зерна пшеницы.
Воспитатель: Да, ребята, это зерна пшеницы.
(Хоровое и индивидуальное повторение слов «зерна пшеницы»)
Воспитатель: Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь? Скажите, какой они формы, величины и цвета?
Дети: Твердые, овальные, маленькие, гладкие.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Ребята, а вы увидели, что зерно имеет бороздку, которая делит его на две половинки. Да, ребята, в каждом зернышке живет росток, чтобы он проснулся зерна нужно посадить в землю.
Воспитатель: я вам покажу сейчас какие машины помогают людям выращивать пшеницу.
(На фланелеграф выставляется картина с трактором)
Воспитатель: Посмотрите на картину, как называется эта машина.
Дети: Трактор.
(Хоровое и индивидуальное повторение слова «трактор»)
Воспитатель: При помощи трактора люди пашут поле.
– Ребята, что делает трактор?
Дети: трактор пашет поле.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответа)
Воспитатель: Земля после того, как вспашет трактор, становится мягкой, рыхлой.
– Какой становится земля после того, как вспашет ее трактор?
Дети: земля становится мягкой и рыхлой.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответа)
Воспитатель: Трактор вспахал землю, и только потом сеют зерна.
Воспитатель: А сейчас мы покажем Петушку как сеять пшеницу.
- Ребята возьмите по одному зернышку, и я вас приглашаю пройти сюда. Вот, дети, у нас маленькое поле (лоток с землей). Я сделаю грабельками бороздки, а вы произносите пословицу о хлебе и сажаете зернышко в землю.
«Хлеб на стол - так и стол престол».
«Без хлеба нет обеда».
«Хлеб батюшка – земля матушка».
«Не шуба греет, а хлеб».
«Невелик кусок пирога, а стоит много труда».
«Хлеб - всему голова».
«Будет хлеб - будет и обед».
«Хлеб да вода - богатырская еда».
«Пока есть хлеб да вода- всё не беда».
«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно».
«Рано вставать - много хлеба добывать».
«Была бы голова на плечах, а хлеб будет».
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас я прикрою зернышки землей, а вы подумайте и скажите, что поможет нашим зернам прорости?
Дети: Солнце, свет, дождь, вода.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Правильно, возьмем лейку и обильно польем наш посев.
А теперь станем в круг и покличем дождик.
Физминутка:
Дождик, дождик, пуще-
Дай хлеба гуще!
Дождичек, мочи, мочи.
Хлебушек, расти, расти!
В землю зернышко попало (приседают),
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
И росточек подрастал (медленно встают).
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Это маленькое поле останется у вас в группе. Вы будете за ним ухаживать, наблюдать, и не забывать поливать.
(на фланелеграф выставляется картина «Комбайн с грузовой машиной на пшеничном поле»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие росточки появятся из зерен, а из росточков вырастут колосья. Посмотрите сколько много колосьев выросло на большом поле из ростков (обращает внимание детей на картину). Какое красивое золотое пшеничное поле.
– Ребята, какое поле?
Дети: поле красивое, золотое, пшеничное.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Ребята, я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим. Колос состоит из стебелька (колоска, в котором живут зерна) и усиков. Вот какой колосок – «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят»
(Хоровое повторение детьми поговорки о колосе)
Воспитатель: Ребята, если собрать все колоски вместе, то получится сноп. Сноп - это букет из колосьев.
(Хоровое и индивидуальное повторение слова «сноп»)
(Воспитатель обращает внимание детей на изображение комбайна)
Воспитатель: А это комбайн.
(Хоровое и индивидуальное повторение слова комбайн»)
Воспитатель: Комбайн убирает колосья с поля.
– Что делает комбайн?
Дети: Убирает колосья с поля.
Воспитатель: Зерна комбайн высыпает в большие грузовые машины.
– Куда комбайн высыпает зерна?
Дети: В большие грузовые машины.
(Хоровое и индивидуальное повторение детьми ответов)
Воспитатель: Большие грузовые машины отвозят зерно на мельницу и из него мелят муку.
- Мы с вами уже много узнали, что не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.
(На фланелеграф выставляется картина с хлебобулочными изделиями)
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают картину)
Воспитатель: А давайте, мы с вами сейчас превратимся в пекарей и испечём ароматные булочки.
– Ребята садитесь на свои места. Протрите влажными салфетками руки и оденьте поварские колпаки.
(дети протирают руки влажными салфетками и одевают колпаки)
Воспитатель: Ребята перед вами на дощечке горстка муки. Разровняйте муку по дощечке. ––-– Какая мука на ощупь?
Дети: мука пушистая, рассыпчатая, белая.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответов)
Воспитатель: Возьмите кусочек теста.
– Тесто какое?
Дети: Тесто мягкое, нежное, легко лепится.
(Хоровое и индивидуальное повторение ответов)
Воспитатель: Ребята, чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке и будем лепить булочки.
(Дети по примеру воспитателя лепят булочки)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю лепить булочки и приговаривать песенку:
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку,
А любимой мамочке
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай, мамочка,
Сладкие два пряничка.
Я детишек позову,
Пирожками угощу.
Ой, ладушки-ладушки
Мы печем оладушки.
Замесили тесто,
А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол,
Тесто шлепнулось на пол,
Тесто убежало.
Начинай сначала.
Воспитатель: Готовые булочки положим на противень, смазанный маслом, смажем взбитым яйцом, чтобы они получились красивыми, румяными и поставим в нашу духовку печься.
(Дети вытирают руки влажными салфетками и просят печку испечь вкусных пирожков)
Печка, печка, ты смотри,
Пирожков нам испеки
Пышных и румяных.
Сладких, но не пряных.
Воспитатель: Очень бережно надо относиться к хлебу: не бросать, не крошить его. Потому что много людей вложили в него труда.
Воспитатель: Дети, вам понравилось лепить из теста? А, что мы еще делали? О чем сегодня говорили.
(Ответы детей)
Воспитатель: К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Вы все были такие молодцы. Думаю, что Петушку у нас в гостях очень понравилось, он много узнал о хлебе и запомнил. А теперь пришла пора угощать пирожками Петушка и самим угощаться.
– Чистые ладошки, готовые к кормежке.
(Воспитатель достает из « духовки» готовые булочки, хвалит и угощает детей)
Воспитатель:
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
С пылу, с жару, из печи, —
Все румяны, горячи!