Рабочая программа по охране зрения и зрительного восприятия (3 класс)
02.04.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
городского округа город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №15»
г.Салавата
___________А.И.Васильев Приказ от 28.08.2015 №220
Адаптированная рабочая программа
коррекционного курса
«Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»
на 2015-2016 учебный год
Класс 3 б
Учитель Козина Е.А.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
Протокол № 1 от «27» августа 2015
__________/В.В.Пыпина /
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
__________/Г.В.Канарова/
«28» августа 2015
г. Салават
2015
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана в соответствии с основным положением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений, Программой начальной школы» под редакцией Л.И. Плаксиной; требованиями Адаптированной основной образовательной программы МБОУ «СОШ №15» г. Салавата. Адаптированная рабочая программа построена с учетом особенностей развития слабовидящих детей. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов.
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения является важнейшим направлением коррекционно-развивающей работы в начальных классах, имеющих детей со зрительной патологией.
Нарушения зрения, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, влечет за собой снижение скорости, конкретности, дифференцированности, аналитичности восприятия, возникновение трудностей в овладении оперировании сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, в овладении измерительными навыками, ориентировке в пространстве. Это неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающей действительности и влечет за собой недостаточное удовлетворение зрительных потребностей детей, отрицательно сказывается на развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В свою очередь все перечисленное приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости детей данной категории.
Важным условием полноценного овладения учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие моторного и сенсорного компонента зрительного анализатора как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Нарушение глазодвигательных функций у детей с нарушением зрения приводит к тому, что нередко зрительно-моторные координации оказываются недостаточно сформированы к началу обучения.
Наличие специально организованного процесса, включающего в себя лечебно-восстановительную и коррекционно-развивающую работу позволяет нивелировать особенности зрительного восприятия, обусловленные нарушением зрения.
Коррекционно-развивающая работа по развитию зрительного восприятия детей, имеющих зрительную патологию, в процессе начального обучения реализуется за счет внедрения в коррекционно-адаптационные области учебного плана занятий по развитию зрительного восприятия.
Цель курса – охрана остаточного зрения и развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом, компенсация нарушений сенсорного и зрительного восприятия в единстве с развитием познавательных процессов, совершенствование навыков зрительного обследования за счет сохранных анализаторов с использованием средств коррекции.
Основными задачами курса являются
1. Формировать у детей с нарушением зрения потребности в самостоятельномиспользовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно- следственных связей при отражении множества объектов окружающего мира.
2.Расширять и корректировать предметные представления и конкретные способы обследования предметов через углубление знаний о предметах окружающего мира за счет целенаправленного и полисенсорного восприятия, формирование системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнении, обобщения, классификации).
3.Повышать уровень сенсорной готовности школьников к обучению путем совершенствования системы сенсорных эталонов, научения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира.
4. Развивать умения оценивать глубину пространства, формировать навыки переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве. Формировать измерительские навыки (в малом и большом пространстве), обучать ориентировке на основе пространственных представлений.
5. Совершенствовать навыки зрительно-моторной координации.
6. Продолжать развивать зрительные функции.
7. Активизировать зрительное восприятие учащихся посредством автоматизации навыков максимально использовать его при восприятии окружающего мира.
Кроме того, в процессе решения специфических задач, в ходе работы по развитию зрительного восприятия у учащихся с нарушением зрения развиваются все психические процессы, происходит речевое и эмоциональное развитие, совершенствуются личностные качества.
Общая характеристика
Программа «Развитие зрительного восприятия» в начальных классах массовой школы, имеющих детей с нарушением зрения построена по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение материала в каждом классе.
Организационной формой работы по реализации программы являются подгрупповые и фронтальные занятия, предполагающие наличие дифференцированного и индивидуального подходов.Работа по развитию зрительного восприятия может быть результативной только при условии ее осуществления в рамках всей системы учебно-воспитательного процесса, предполагающего скоординированную работу учителя и воспитателя. Успешное усвоение программного материала детьми с нарушением зрения предполагает закрепление и применение сформированных зрительных умений и навыков на общеобразовательных уроках и во внеурочной деятельности. Связь коррекционного занятия и урока является органической, так как программы по математике, письму, чтению и природоведению, изобразительной и трудовой деятельности располагают материалом для развития зрительного восприятия.
Одним из важнейших условий эффективной работы данной программы является обеспечение реализации всех направлений в равном количестве в течение всего коррекционного процесса. Кроме того, успешное усвоение материала предполагает постоянное закрепление сформированных навыков и включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с ранее изученными темами.
В целях поддержания у учащихся интереса к обучению занятия необходимо проводить с использованием заданий в игровой, занимательной форме. При этом дети должны выполнять их практически, что существенно повысит интеллектуальную насыщенность, будет стимулировать речевую активность и способствовать полноценному формированию их познавательных интересов.
На коррекционных занятиях необходимо оценивать личностные достижения учащихся путем соотнесения уровня развития умений учащегося с программными требованиями. Задача педагога - помочь ребенку понять как правильно выполнять каждое задание и в случае необходимости вернуться еще раз к нему.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность мира как общего дома для всех жителей Земли, как мирового сообщества, представленного разными национальностями, как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству. Дар слова – как возможность получать знания, общаться.
Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.
Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Место учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом коррекционный курс по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия изучается в 3 классе по 2 часа в неделю. За год объём учебного времени составляет 68 часов.
1 триместр 2 триместр 3 триместр год
21 ч 25 ч 22 ч 68ч
Результаты изучения учебного предмета
По окончании обучения обучающиеся должны уметь:
-воспринимать окружающую действительность, находясь в помещении и за его пределами;
-свободно ориентироваться в пространстве;
-воспринимать сложные сюжетные рисунки и картины;
-определять по внешним признакам эмоциональные состояния персонажей;
-составлять рассказы по картинкам с максимальной детализацией;
-понимать образные выражения на основе буквальности;
- анализировать логические отношения (расположение героев в пространстве и времени, их пропорциональные отношения, контрастные характеристики, действия);
-описывать основные и второстепенные объекты, характера их основных свойств, действий, деталей, их взаимодействия для передачи особенностей.
Форма контроля познавательной деятельности: индивидуальный контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, экскурсии.
Основное содержание программы
Охрана здоровья
- понимание значимости зрительного анализатора;
- знание различных видов гимнастики для глаз;
- факторы риска потери зрения;
- поле зрения (боковое зрение, центральное зрение, сужение поля зрения), прибор для определения поля зрения – периметр;
- мотивация к самообразованию при остаточном зрении, выход на компенсацию дефекта;
- знание важности правильной осанки;
- движение и охрана зрения.
Восприятие цвета
- выполнение различных узоров по клеткам по образцу;
- выполнение заданий на составление и раскрашивание орнамента;
- задания на развитие мышления, воображения, зрительной памяти;
- формирование зрительных представлений.
Восприятие формы и величины предмета
- сравнение плоскостных изображений;
- сравнение нарисованных предметных изображений;
-сопоставление предметов по параметру высоты по представлению;
- проведение графических диктантов;
- проведение дидактических игр и упражнений на закрепление понятия величины;
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
- первая медицинская помощь и правила ее оказания;
- средства оказания первой медицинской помощи;
- характеристика различных видов повреждений (травм) организма человека;
- первая медицинская помощь при повреждениях некоторых видов;
- первая медицинская помощь при отравлениях.
Игровые задания по коррекции и развитию зрительного восприятия.
1. «Наложенные» изображения.
2. «Зашумленные» изображения.
3. «Парные» изображения.
4. «Незаконченные» изображения.
5. «Точечные» изображения.
6. «Перевернутые» изображения.
7. «Разрезанные» изображения.
8. «Перекрытые» изображения.
9. Обобщенные схематические изображения.
Основные требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающийся должен понимать:
- значимость зрительного анализатора;
-значение правильной осанки в жизни человека;
-значимость движения и здорового образа жизни;
- значение первой медицинской помощи.
Обучающийся должен знать:
- различные комплексы упражнений для глаз;
- факторы, приводящие к ухудшению и потере зрения;
-понятие «поле зрения»;
- пути компенсации при остаточном зрении;
- влияние вредных привычек на общее состояние здоровья человека;
- содержимое аптечки ПМП и природные лекарственные средства;
- принципы оказания первой медицинской помощи.
Обучающийся должен уметь:
- правильно и систематически выполнять гимнастику для глаз;
- опознавать изображения, предъявляемые при увеличивающемся расстоянии от глаз;
-зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов;
-целенаправленно рассматривать, то есть зрительно обследовать;
- проводить простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях;
- уметь оказать ПМП при ушибах, ссадинах, носовых кровотечениях. Положить повязку и обработать ссадину;
- уметь определять симптомы отравления, оказать ПМП.
Оценка достижений планируемых результатов
Итоги обучения подводятся безотметочным методом на протяжении всего коррекционно-педагогического процесса. Освоение программного материала проверяется с помощью традиционных (устный контроль, письменный контроль), нетрадиционных методов обучения (тест, игра, головоломки, ребусы, блиц-опросы и др.).
Контроль за усвоением программы: упражнения с элементами ТРИЗ, упражнения на срисовывание фигур, работа с деформированным текстом, упражнения на поиск заданных слов (букв) в тексте, недорисованные образы слов (формирование зрительной эйдетерики – механизма запоминания зрительного образа слова), «Шифровка» (графический образ), упражнения с кубиками Никитина, палочками Кюизенера, Танграм, «Что не дорисовал художник?», «Угадай, чья тень?», «Испорченный телевизор», «Ассоциации» (развитие мыслительных операций), кинопроекционные методики для закрепления полученных знаний, сочинения по художественным картинам, «Нарисуй картину из деталей» (целостность восприятия) и т.д.
Тематическое планирование
№ Дата
план.
Дата
факт. Тема Примечание
1триместр.
1 02.09 Глаз как зрительный анализатор.
2 05.09 Факторы риска потери зрения. 3 09.09. Поле зрения.
4 12.09 Осанка - важный компонент здоровья.
5 16.09 Движение и охрана зрение.
6 19.09 Экскурсия «Сбор листьев». 7 23.09 Изготовление гербария. 8 26.09 Форма изображений предметов и геометрических фигур. 9 30.09 Трехмерные объемные геометрические фигуры.
10 03.10 Предметы простой геометрической формы 11 07.10 Сложные предметы и изображения. 12 14.10 Выполнение графических диктантов на листе в широкую линию.
в широкую
в широкую лини 13 17.10 Выполнение графических работ по словесному указанию и по замыслу. 14 21.10 Контраст: форма, размер, цвет. 15 24.10 Равные и разные по величине предметы. 16 28.10 Масштаб. 17 31.10 Соотношение размера и удаленности. 18 04.11 Группировка предметов. 19 07.11 Опознание изображения. 20 11.11 Создание образов на основе схематического изображения. 21 14.11 Сравнение объекта с его плоскостным изображением. 2 триместр 22 25.11 Основы искусства. 23 28.11 Художественные изображения. Фотография.
24 02.12 Экскурсия «Мой город». 25 05.12 Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их. 26 09.12 Обведение изображений по контуру.
27 12.12 Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их. 28 16.12 Конструирование из палочек по образцу и зарисовка результата.
29 19.12 Конструирование из палочек по образцу и зарисовка результата.
30 23.12 Техническое моделирование по образцу. 31 26.12 Конструирование из геометрических фигур по словесному указанию и зарисовывание результата. 32 30.12 Основные и промежуточные цвета. 33 13.01 Распределение фигур в группы. 34 16.01 Конструирование из геометрических фигур по словесному указанию и зарисовывание результата.
35 20.01 Обведение через кальку с выделением другим цветом заданной части предмета. 36 23.01 Обведение через кальку с выделением другим цветом заданной части предмета. 37 27.01 Выполнение зрительного диктанта по памяти. 38 30.01 Выполнение зрительного диктанта с опорой на алгоритм. 39 03.02 Выполнение объектов среди подобных. 40 06.02 Обучение видению закономерностей в построении фраз, стихов, предъявляемых зрительно и на слух. 41 10.02 Обучение видению закономерностей в построении разного типа задач, предъявляемых зрительно и на слух. 42 13.02
Наблюдения за изменением объектов от убавления, прибавления и перестановки деталей. 43 17.02 Прослеживание движения по предложенному схематичному изображению (при помощи стрелок, схематичных рисунков). 44 20.02 Самостоятельное составление маршрутов. 45 24.02 Выполнение зрительного диктанта с опорой на алгоритм. 46 27.02 Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное). 3 триместр
47 09.03 Сюжетно - ролевая игра «У врача». 48 12.03 Обучение последовательному рассматриванию. 49 16.03 Обучение узнаванию предметов, представленных в разных модальностях. 50 19.03 Совершенствование способов зрительного обследования. 51 23.03 Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения. 52 26.03 Совершенствование операций узнавания, локализации из множества, соотнесения, сравнения. 53 30.03 Совершенствование представлений о коричневом, синем, фиолетовом, оранжевом цвете. 54 02.04 Совершенствование навыков различия оттенков серого, коричневого, чёрного цветов. 55 06.04 Обучение локализации оттенков фиолетового из сине-бордовых. 56 09.04 Пересказ сказки с цветовыми символами. 57 20.04 Создание цветовых гамм по насыщенности: от светлого к тёмному. 58 23.04 Создание цветовых гамм по контрасту. 59 27.04 Прослеживание контура сложной формы. 60 30.04 Поиск определённых фигур, предметов, расположенных на зашумлённом контуре. 61 04.05 Сравнение величины предметов по переменным параметрам. 62 07.05 Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти. 63 11.05 Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти. 64 14.05 Расширение представлений об эмоциях. 65 18.05 Описание содержания картины, с установлением связей между персонажами. 66 21.05 Описание содержания картины, с установлением связей между персонажами. 67 25.05 Подбор эмоций и поз к картине. 68 28.05 Экскурсия в парк. Наблюдения за сезонными изменениями в природе Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для слабовидящих детей) (начальная школа). М., «Город», 2003
Плаксина Л.И. Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –М.:РАОИКП, 2008. Сайт в Интернете: www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека)
Список дополнительной литературы.
1. Малёва З.П. Учение и зрение. Челябинск, 2009.
2.Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. –Москва, 2009.
3.Программа коррекционного курса «Охрана зрения и зрительного восприятия для учащихся
1 – 7 классов» школы-интерната г.Владимира, 2010. Разработала: тифлопедагог Ксенофонтова Н.В.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Интернет-ресурсы
Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/Клуб учителей начальной школы: http://www.4stupeni.ru/
Методический центр NUMI.RU.http:// numi.ru/
Сайт для учителя http://www.uroki.net/Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/Сеть творческих учителей http://it-n.ru/Сайт учителей начальной школы http://www.nachalka.com/Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ru
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/ Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц (магниты).
Проектор, интерактивная доска, веб-камера, сканер, принтер.
Средства обучения
различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого, черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов);
наборы черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций по темам, указанным в содержании курса;
цветные фломастеры, карандаши;
таблицы;
специализированные тифлосредства (лупы, цветовые фоны, рельефно-графические пособия, специальные сигнализаторы);
видео и музыка для релаксации и другое.