Урок «Эти знакомые незнакомцы — музыка, литература, живопись»
5 КЛАСС
Программа: «Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. КритскаяТема года: Музыка и другие виды искусства
Тема урока: «Эти знакомые незнакомцы - музыка, литература, живопись»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный
Художественно-педагогическая идея:
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки такой постичь!
Г. Гессе
Цель урока : Научить выделять художественные связи между музыкой, живописью и литературой.
Задачи:
1.Расширить и углубить представления об различных видах искусства на примере произведений музыки, литературы, живописи;
2. Развить ассоциативно-образные связи между различными видами искусства, эмоционально – осознанное восприятие;
3. Возбудить интерес к различным выдам искусства.
Ход урока
На доске выписано незавершенное название темы урока «Эти знакомые...»
У: Обратите внимание на доску. Я начала писать тему урока, но не завершила ее. Прошу вас в конце урока придумать окончание темы нашего сегодняшнего урока. А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством. Ответ, с каким искусством, вы найдете, прочитав эпиграф к новой теме автора Г. Гессе.
( обращаем внимание к ХПИ)
У: Что помогло вам правильно определить вид искусства? (дети)
У: Теперь прочтите эти строки вслух, обратите внимание на выразительное произнесение каждого слова. Помним, что оно должно звучать в том значении, которое в нем заложено.
(Дети произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке. Учитель направляет выразительность интонации)
У: Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя? (дети)
У:Разрешима ли эта проблема? Предположите, как, с помощью чего можно постичь азы такой науки?
(Дети формулируют свои предположения. Задача учителя систематизировать их)
У: Путь к неизвестному можно начать с того, что мы уже знаем и это приведет нас к заветной цели? С чего вы предлагаете начать?
(Дети предлагают собрать всю информацию, которая им знакома об этих искусствах. Следуют свободные высказывания, и появляется новая проблема упорядочить эту информацию. Необходимо создать таблицу, ориентируясь на предыдущую тему «Музыка и литература»)
Элементы Музыка ИЗО (живопись) Литература
Темы Образы Средства воплощения (В соответствии с элементами, выделенными в первом столбце, учащиеся вспоминают произведения и их авторов (2-й и 3-й cm.). Информация становится зримой и упорядоченной)
У: Внешние или внутренние черты музыки и живописи представлены в нашей таблице? (дети)
У: Вспомните особенность музыки. «Стенография чувств» называл музыку Л. Толстой, «Языком души» — композитор и критик А. Н. Серов. «Это область чувств и настроений, - писал он, - это - в звуках выраженная жизнь души». Свой 8-й сонет В. Шекспир посвятил музыке.
Ты - музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку с радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны Вступают в строй и голос подают,-
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
У: Давайте вспомним произведения Б. Окуджавы «Музыкант», песню «Музыка» Г. Струве, сл. Иры Исаковой.
(Дети совместно с учителем исполняют (или прослушивают) эти произведения)
У: Какой вывод о взаимоотношении музыки и живописи мы с вами можем сделать? Они друзья или соперники?
(высказывания детей)
У: Музыка и живопись изображают мир человека с его чувствами, настроениями, отношениями к жизни. Как союз музыки с литературой, так и союз музыки с живописью является одним из древнейших. Этому есть вполне объяснимые причины. Эти причины нам известны, каковы они?
(ответы детей)
У: Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьей. Они служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств - музыка, живопись, литература. Позднее каждое из искусств пыталось приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносили творческие люди, которых мы сегодня называем композиторами, поэтами, писателями, художниками. Но темы и образы , к которым они обращались, оставались едины. При объединении этих искусств появляются новые: музыка и литература- опера, балет, кино, театр; -музыка и живопись-анимация (мультипликация, видеоклипы). Дружба звука, слова и цвета дала новые плоды. Предлагаю вам окунуться в такое единение разных видов искусств. Как вы к этому отнесётесь?
(Видеоматериал «Времена года» Л И. Чайковского с картинами живой природы. Дети находят связи между искусствами в теме, образах, средствах воплощения. Предложить фрагменты русской поэзии о природе, и подобрать к видеоматериалу соответствующие поэтические строки)
У: Союз музыки, литературы и изобразительного искусства, как показывает история, не всегда признавался равным. Так, в эпоху Возрождения приоритет в художественной культуре отдавался изобразительным видам искусства. По мнению художника этой эпохи Леонардо да Винчи, самым важным органом для человека является зрение. Роль живописи в жизни человека гораздо важнее, чем роль литературы или музыки. Вместе с тем именно в эпоху Возрождения музыка освобождается от литературной зависимости, рождаются первые жанры инструментальной музыки. А в то время, когда создавали свои произведения Ф. Шопен, Ф. Шуберт, музыка провозглашается главным видом искусства.
Союз музыки и изобразительного искусства вызывает больший интерес, по сравнению с союзом музыки и литературы. Попробуем определить почему? Давайте посмотрим, как «живут» эти искусства. Я выделила особенности «жизни» ИЗО, а вам предлагаю сделать тоже
применительно к музыке.
Музыка Живопись
Слышимое; <
живет во времени; ^
Устремлено к отображению <
внутреннего мира Зримое;
неподвижно, статично; обращено к внешнему отображению окружения человека и его чувств, переживаний
(Дети, работая с таблицей, рассуждают, доказывают свои
суждения)
У: Обращая своё внимание к содержанию урока давайте подумаем, можем ли мы выделить художественные связи музыки и изобразительного искусства? (дети, обращаем внимание на таблицу 1)
У: А теперь прошу вернуться к названию темы. Предложите свой вариант ее окончания (ответы детей, «Эти знакомые незнакомцы - музыка, литература, живопись»).