Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-9 классов, интеллектуальная викторина Путешествие в страну Лингвоград
Тема: Путешествие в страну Лингвоград
Цель: проверить качество полученных знаний; развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла через активные формы работы, расширять кругозор учащихся, развивать логическое и творческое мышление и повышать интеллектуальный уровень; воспитывать любовь к слову и речевой культуре; способствовать сплочению коллектива, а также самовыражению личности; учить ребят работать в команде.
Тип мероприятия: интеллектуальная игра-викторина по русскому и украинскому языкам
Вид мероприятия: виртуальное путешествие
Оборудование: проектор, экран, набор карточек с заданиями, таблицы с названиями команд и эмблемами, оценочные бланки для жюри.
Ход мероприятия:
Ведущий (проводник): Добрый день всем, кто собрался в этом зале и готов погрузиться в атмосферу познания, соревнования, творчества и радости. Радости от возможности показать свою эрудицию, свои умения, свою находчивость и свои знания.
Учитель: Сегодня мы совершим с вами виртуальное путешествие в страну Лингвоград, где проверим свои знания по русскому языку и украинскому. Почему наша страна так называется? Лингвоград – это место, где царствует лингвистика – наука, изучающая языки. Это важнейшая из наук, ведь все вы знаете, что «вначале было слово…». Все остальные науки опираются именно на лингвистику, поэтому знания по языку особенно важны для человека.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре-
Выучи русский язык!
Он - твой наставник, великий, могучий,
Он - переводчик, он - проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
Ведущий:Проходить мероприятие будет в форме путешествия. Все вы на время станете пассажирами нашего виртуального поезда, а мы будем вашими проводниками.
Учитель:
Оценивать работу команд будет жюри в составе… (представление судейского состава)
Ведущий:
И для начала мы ознакомим вас со всем сегодняшним маршрутом.
Нам предстоит посетить такие станции: Приветная, Филологическая, Артистическая, Риторическая, Далевская, в которой будут две остановки (Народная и Толковая), станция «Дружба народов», КАРнавальная, Сказочная, Поэтическая и Шуточная станции.
Предположительное время в пути 50- 60 минут.
Мы желаем вам вернуться из путешествия с огромным пополнившимся багажом знаний и целым вагоном хорошего настроения и вдохновения. Итак, поезд отправляется в путь.
(звук стука колес поезда и объявления на вокзале)
Учитель:
Поезд отправляется со станции «Приветная». Каждая команда должна будет представиться, назвать свой девиз и продемонстрировать эмблему. Жюри выставляет оценки в бланках из расчета максимума в 5 баллов
(представление команд)
(звук стука колес поезда и объявления на вокзале)
Ведущий: А мы рады вас приветствовать на 2-ой станции по названием «Филологическая»
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, и вместителен…» - так писал А. И. Куприн о родном языке.
Но всегда ли он послушен нам, знаем ли мы его, это и предстоит нам узнать на этой станции?
Учитель:
Вашей задачей будет как можно быстрей дать правильный ответ на вопрос, поднимая руку. Жюри внимательно следит за тем, кто первый поднял руку, и кто дал верный ответ. Команды зарабатывают столько баллов, сколько правильных ответов дадут.
1)Как называются слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение? (антонимы)
2)Как по-другому можно назвать главные члены предложения? (грамматическая основа предложения)
3)Какой частью речи являются слова: тысяча, миллион, миллиард? (числительное)
4) Найдите «четвёртое лишнее»: носок, мозоль, георгин, помидор.(мозоль – существительное женского рода)
5)Узнайте многозначное слово по лексическим значениям: он бывает подземным, скрипичным, гаечным (ключ)
6)Об этой части речи писали так: « это самая огнепышущая, самая живая часть речи. В ней струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение этой части речи – выражать само действие» (глагол)
7) Как называется значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)
8)Каких звуков в русском языке больше? (согласных)
9)-Как называется предложение, в котором есть только один главный член предложения? (односоставное)
10) Переведите с украинского на русский язык название части речи «прислівник» (наречие)
А пока жюри подсчитывает баллы, мы снова садимся в вагоны и отправляемся в путь
(звук стука колес поезда и объявления на вокзале)
Ведущий: Наш поезд, тем временем, совершил остановку на станции «Артистическая», где вам представится возможность проявить свои творческие способности, артистический талант и чудеса находчивости.
Конкурс будет посвящен богатейшему, интереснейшему миру фразеологии. Давайте же вспомним, что такое фразеологизм.
Учитель:
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом.
Что означают следующие фразеологизмы?
(работа со слайдами)
Задачей команд будет показать без помощи слов тот фразеологизм, который вам достанется и объяснить его значение. Жюри оценивает конкурс из расчета 2 балла максимум, учитывая артистичность учеников, быстроту ответа и правильность объяснения значения высказывания.
Фразеологизмы
Лить слезы в три ручья
Вертеться как белка в колесе
Быть на седьмом небе от счастья
Заблудиться в трех соснах
Денег куры не клюют
Друзья не разлей вода
Жить как кошка с собакой
Одна нога здесь, другая – там
(подведение итогов конкурса)
Ведущий: Следующая остановка будет на нашей родной земле, потому что именно здесь, в Луганске, ровно 215 лет назад родился Владимир Иванович Даль, писатель, этнограф, истинный ценитель и мастер слова, создатель знаменитого словаря, в котором собрано огромное богатство русской речи.
Из-под его пера вышли школьные учебники по ботанике и зоологии, сборники рассказов и сказок, собрание пословиц и, конечно же, известный всем «Толковый словарь живого великорусского языка».
Многотомный словарь сохранил для ученых огромное богатство русских диалектов, причем многие слова нигде, кроме как в «Словаре», зафиксированы не были, и могли быть утрачены безвозвратно.
Учитель:
Как вы поняли мы остановились на станции «Далевская». Здесь нас ожидает работа в 2 этапа.
Первая остановка – «Толковая». Домашним заданием для команд было подготовить презентацию одного интересного слова из «Словаря..» Даля. Жюри оценивает презентации по 5-балльной системе.
(презентации слов)
Спасибо всем командам за плодотворную работу и творческий подход. А следующим этапом знакомства с трудом нашего великого земляка будет остановка «Народная». Вам предлагается 2 набора разрезанных пословиц Даля. Задача - за 1 минуту собрать их и объяснить, как вы понимаете данное высказывание. Жюри оценивает по 2-балльной системе ответ команды.
Добро помни, а зло забывай! Дружбу помни, а злобу забывай!
Не дорог подарок, дорога любовь.
Живи так, чтоб ни от бога греха, ни от людей стыда.
Без друга - сирота; с другом - семьянин.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
(подведение итогов конкурса, звук стука колес поезда и объявления на вокзале)
Ведущая: Мы рады приветствовать всех пассажиров на следующей остановке, на СТАНЦИИ «Риторическая».
Все лицеисты – любители поговорить, но не у всех это получается правильно, четко и красиво. Поэтому следующее задание будет направлено на развитие артикуляционного аппарата, а также на внимательность и умение работать в команде.
Учитель:
Говорят, рассказать скороговорку
Тяжелей, чем влезть на горку.
А еще говорят,
«Всех скороговорок не перескороговоришь».
А ваша задача будет усложняться тем, что заданную вам скороговорку нужно будет передать, используя игровой прием «Испорченный телефон», т.е. команды по очереди передают свою скороговорку, а последний должен четко ее произнести.
Оценивается конкурс по 5-балльной системе.
Проворонила ворона вороненка.
Жук жужжит над абажуром.
После росы росли розы
Ведущий:
А сейчас наш поезд прибыл на станцию «Дружба народов».
Как известно, украинский и русский языки относятся к одной группе восточнославянских языков. Они имеют общую азбуку, сходную грамматику и значительное лексическое единообразие.
Но различий в этих языках тоже немало. Мы предлагаем вам окунуться в это море двуязычия и попытаться разобраться с грамматикой русского и украинского языков.
Учитель
Наша работа будет поделена на 2 этапа. На первом – мы проведем параллели в особенностях постановки ударения в русском и украинском языках.
На втором этапе понаблюдаем над различиями в написании одних и тех же слов в разных языках.
Итак, первое задание на нашей станции будет таким:
Из слов на экране выберите и запишите только те, в которых в разных языках ударение падает на разные слоги. Жюри выставляет команде столько баллов, сколько правильных ответов будет у команды.
Например:
дОчка (русск.) - дочкА (укр.)
Приятель, машина, ненависть, украинский, крапива, компас, олень, верба, квартал.
ОТВЕТ:
приЯтель (русск.) - прИятель (укр.)
нЕнависть (русск.) – ненАвисть (укр.)
крапИва (русск.) – кропивА (укр.)
олЕнь (русск.) – Олень (укр.)
вЕрба (русск.) – вербА (укр.)
Второе задание этого этапа будет заключаться в том, чтобы из данных слов выбрать только те, которые различаются написанием в русском и украинском языках.
Например:
казак (русск.) – козак (укр.)
Оценивание происходит по аналогии с первым заданием.
Работа, сумка, богатый, шишка, посуда, холодно, горячий, каравай, молоток.
ОТВЕТ:
Работа (русск.) – робота (укр.)
Посуда (русск.) – посуд (укр.)
Богатый (русск.) – багатий (укр.)
Горячий (русск.) – гарячий (укр.)
Каравай (русск.) – коровай (укр.)
(ученики по очереди зачитывают свои ответы, потом сдают свои бланки)
Ведущий: А наш поезд подъехал к следующей станции «КАРнавальной»
Русский язык является одним из богатейших языков, созданных человечеством за его многовековую историю. Исследователи утверждают, что его словарный фонд составляет свыше 200 000 слов. Словарный же состав таких великих людей, как А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, по заявлению исследователей, составляет порядка 20 000 слов. Словарный же запас обычного человека с высшим образованием в среднем – 2000 слов.
А сколько слов знаете вы?
Внимание, следующая остановка нашего виртуального путешествия – станция «КАРнавальная», где нас ожидает карнавал фантазии и интересных идей.
Учитель:
Посмотрите на название станции, как вы видите, здесь выделено буквосочетание КАР. Вашей задачей будет за 1 минуту придумать как можно больше слов, в которых встречается это сочетание букв. Командам начисляется столько баллов, сколько слов они придумают.
А пока участники команд остановились на станции КАРнавальная и выполняют свое задание, все болельщики приглашаются посетить страну сказок. Но страна эта непростая, а зеркальная. Все вы знаете, что отражение в зеркале противоположное. А с каким явлением в русском языке можно сравнить эту характеристику зеркала – отображать противоположное значение? (антонимия)
Итак, следующее задание будет для болельщиков. У вас будет шанс заработать дополнительные баллы для команд своих классов.
Я зашифровала названия сказок, используя явление антонимии. Вам нужно будет, подбирая к каждому слову антоним, то есть противоположное по значению слово, отгадать название сказки.
Например, я говорю «Гулливер», а вы должны ответить «Дюймовочка».
Балл начисляется той команде, болельщик какого класса быстрее всех даст правильный ответ, подняв руку.
Задания на станции «Сказочная»
- Пес в рукавицах («Кот в сапогах»).
- Одетый нищий («Голый король»).
- Крестьянка-обезьянка («Царевна-лягушка»).
-Зеленый ботинок («Красная Шапочка»).
-Серенький кустарник («Аленький цветочек»)
-Ржавый замочек («Золотой ключик»).
- Один худенький (Три толстяка)
- Простой кит («Золотая рыбка»)Ведущий: Наш состав приближается к финишной черте. Предпоследняя станция, на которой вы сможете проявить себя, называется станция «Поэтическая». Настоящие знатоки страны Лингвоград смогут проявить здесь свои творческие способности и оригинальность мышления.
Учитель: Мы предлагаем вам, используя такие рифмующиеся пары слов, создать мини-стихотворение.
Игра – пора
Оценки – коленки
Оцениваются ваши поэтические шедевры по 5-балльной системе.
А все болельщики могут заработать дополнительные баллы для своей команды, отвечая на легкие, веселые вопросы на станции «Шуточная»
Сколько букв в русском языке? (33)
Где черти водятся? (в тихом омуте)
Когда приходит аппетит? (во время еды)
Он растет в поле, но иногда выскакивает на глазу (ячмень)
Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ? (буквой О)
Что в человеке есть одно, а у вороны – двое, в лисе не встретится оно, а в огороде – трое. (буква О)
Какая буква русского алфавита всегда стоит пол ударением? (Ё)
Чем заканчивается день и начинается ночь? (ь)
Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? (нос)
(подведение итогов 2-ух конкурсов)
Ведущий:Итак, наше путешествие по стране Лингвоград подошло к концу. Осталось подвести итоги и узнать, чей же багаж знаний оказался самым полным, самым увесистым. Но, помните, даже если вы не стали сегодня победителями, вы прикоснулись к сокровищам нашего языка. Это великое достояние, которое дано нам во владение.
Учитель: А пока жюри подводит итоги конкурса, хочется, чтобы напоследок вы подумали над такими словами Вадима Шефнера:
(чтение поэзии учителями)
СЛОВА
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит - я не верю тому,
Позабудет о них он в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленный прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту -
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость - как буря, иль горе - как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь!
Рефлексия. Слово жюри. Подведение итогов конкурса. Награждение.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на экране:
-Я могу себя похвалить за..
- Я могу похвалить участников игры за …
- Для меня было открытием то, что..
- На будущее я учту…