Рефлексивный отчет о проведении урока самопознания на тему В зеркале дружбы (8 класс)

Рефлексивный отчет
по проведенному уроку из серии последовательных уроков самопознания
с использованием ключевых идей Программы нравственно – духовного образования «Самопознание»

21 ноября 2015 года, мною Умбетовой Маншук Жакслыковной, слушателем курса Программы нравственно – духовного образования «Самопознание», был проведен урок по предмету «Самопознание» в 8 «Б» классе СШ № 18 города Атобе.
Согласно календарно - тематического плана, данный урок № 11, тема «В зеркале дружбы». Общее количество учащихся в данном классе – 18, присутствовали на уроке -16. Цель: расширение представления об истинной дружбе через общечеловеческую ценность истина. Задачи: раскрывать понятие совесть; развивать единство мысли, слова и дела; воспитывать честность. Для эффективного проведения урока парты были расставлены полукругом.
Свой урока я начала с «5Д» (дисциплина с любовью, долг, доброта, дружба, доверие). На доске был вывешен плакат «5Д». Учащиеся 8 «Б» класса прокомментировали каждое понятие и единогласно приняли «5Д».
Позитивный настрой «Концентрация на Свете» я начала без всякого комментария. Как только зазвучала музыка, учащиеся сели прямо и закрыли глаза. При чтении текста позитивного настроя я заметила, что некоторые учащиеся все – таки скрестили руки, т.е не расслабились. На последующих уроках, я постараюсь больше внимания уделить этим учащимся, потому что именно они в течении всего урока были скованны. Что качается моего голоса и тембра, то я, считаю, что уже капельку лучше. Буду работать над собой. Я заметила, что если следить за каждым словом в тексте позитивного настроя и пытаться попасть в такт музыки, то ничего не получиться. Нужно самой расслабиться и представлять то, о чем говоришь. В следующий раз попробую это в действии.
Домашним заданием было прочитать стихотворение Г. Герасимовой «Как хорошо, когда друг рядом есть!». Стихотворение небольшое, поэтому для того, чтобы напомнить ребятам о содержании, я попросила одного из учеников прочитать это стихотворение. Выбрала ученика Емельяненко Данила, который часто участвует в литературных постановках, конкурсах чтецов. На вопросы ребята отвечали, но я не услышала полных, глубоких ответов. Ребята отвечали отрывисто, по одному слову или предложению. Надо научить их давать полные, глубокие ответы. Здесь пригодиться сократический метод беседы. Когда я предложила рассказать о своем друге, ребята улыбнулись и немного засмущались. Рассказали о своих друзьях Амангалиева Камила, Копенова Лаура, Сарсенбек Алишер. Когда ребята рассказывали, они были настолько искренними, что их глаза светились. Ребята рассказывали о своих друзьях с гордостью. Например, Копенова Лаура рассказала о своем однокласснике Клюшниченко Жене, который тоже присутствовал на уроке. Он, конечно, стеснялся, но видно было, что ему приятно слышать добрые слова в свой адрес. На урок он пришел без настроения, нахмуренный. А Лаура своим рассказом подбодрила его, и до конца урока он находился в хорошем расположении духа. Надеюсь, что и весь день.
При планировании урока я решила провести через весь урок общечеловеческую ценность Истина. Поэтому позитивным высказыванием взяла слова П.П. Гаряева «Настоящая правда – это Совесть» Высказывание сократила. Ребята ответили на поставленный вопрос по цитате. Особенно радует то, что они сказали, что если говорить правду, то на душе становиться легче. И тут я почувствовала, что надо задать еще один вопрос (хотя в плане его не было) «А всегда ли вы говорите правду?». Учащиеся признались, что не всегда и аргументировали свои ответы тем, что бывают ситуации, когда лучше промолчать и скрыть правду. Выслушав высказывания учеников, я сделала акцент на том, что правду нужно говорить всегда, в любой ситуации, но делать это нужно корректно и осторожно.
В унисон позитивной цитате, я подарила ребятам притчу «Главное» в стихотворной форме. Мне очень понравилась эта притча, поэтому я выучила её наизусть. Но на уроке, я побоялась, что забуду некоторые слова, поэтому держала перед собой текст притчи. Теперь понимаю, что этот текст мне не нужен был, он меня отвлекал. Ребята заинтересованно слушали, и последнее слово в этой притче «Совесть» даже произнесли хором. На вопросы по содержанию ребята ответили легко. На вопросы по ценности отвечали те учащиеся, которые и на прошлом уроке активно включались в беседу. Надо подумать, как «растормошить» остальных, как вывести их на разговор. Я чувствую, что они понимают меня, но бояться раскрыться. Они напоминают мне маленьких беззащитных котят, которые хотят поиграть, но бояться вылезти из своей корзинки. На этом этапе урока я так увлеклась, что решила показать ребятам дерево ценностей. Баннер «Дерево ценностей» я сделала для родительского собрания и семинара учителей, но не удержалась и вывесила его на уроке и рассказала о связи общечеловеческих ценностей и их важности в жизни каждого человека. Времени это заняло немного, и ребята использовали некоторые понятия при выполнении творческой работы.
На этом уроке я снова решила объединить учащихся в группы, т.к. на прошлом уроке заметила, что ребята не могут работать в команде. В группы я объединяла по принципу выбора смайликов. Задание для всех групп было одно: составить постер «Мысли, слова, дела». Ребята не сразу поняли тему постера, поэтому пришлось подходить к каждой группе и помогать им. Но в целом, ребята справились. Радует то, что ученики уже работали командой и подошли к этому заданию творчески. 1 группа изобразила пирамиду из четырех ступеней. В нижней ступени они написали тему и просто вписали имена каждого члена группы. При защите каждый от себя раскрыл тему. Просто и правильно! 2 группа составила кластер и использовала такие слова, как истина, единство, покой, доверие, совесть. 3 группа тоже составила кластер и при защите приводили примеры из жизни. Они говорили, что многие люди обещают, но не выполняют обещанного. 4 группа нарисовала цветок и на каждом лепестке написали такие слова: счастье, единство, хороший поступок, хорошие дела, доброта, любовь. Если сравнивать творческие работы предыдущего урока, то эти работы уже более уверенные и раскрывают глубину заданной темы. Дальше - больше!
Для группового пения я подобрала песню Т. Мухамедшиной «О доброте». К сожалению, у нас в школе нет возможности использовать на уроках самопознания интерактивную доску. Текст песни был распечатан на листах и роздан каждому ученику. Дети пели, но их голоса уходили вниз, так как они держали перед собой текст. Я пыталась их воодушевить и пела вместе с ними. У меня получилось! Последний припев ребята смотрели на меня и пели без текста. Я видела их глаза. После окончания урока, некоторые из них еще напевали вслух припев этой замечательной песни. Ради этого стоит снова идти на урок!
Анализируя прошлый урок, я решила, что надо научить детей размышлять. Но не все могут размышлять вслух, поэтому решила домашним заданием дать написание эссе на тему «Сила честности». Пусть это будут несколько предложений, но это будут их мысли.
Когда зазвучала музыкальная композиция «Хрустальная грусть» ребята снова сели правильно, закрыли глаза, и я поблагодарила их за искренность и открытость. Звонок на перемену прозвучал сразу же после заключительной минуты урока. Надо же! Хотя я даже не следила за временем!
Сравнивая два последовательных урока, я сделала для себя вывод, что ребята «оживают», их сердца готовы принимать меня, они готовы познавать себя. Я уже планирую снять на видео последний в этом учебном году урок по предмету «Самопознание» в этом классе, чтобы сравнить его с этими уроками. Каков же будет результат? Поживем – увидим!
15