ПЛАН – КОНСПЕКТ учебного занятия (мастер-класса) по теме «Построение одноранговой сети. В файле представлен план-конспент занятия, дополнительные материалы к уроку.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
учебного занятия (мастер-класса) по теме «Построение одноранговой сети»
(занятие проведено в рамках всероссийской олимпиады профессионального мастерства студентов специальности 230113 (09.02.01) Компьютерные системы и комплексы)
Цель: формирование умений построения одноранговых сетей различных топологий
Задачи для преподавателя:
формирование глубоких знаний о сетях различной архитектуры, умений создания и настройки сети одноранговой архитектуры,
развития навыков самостоятельной работы студентов, в том числе с использованием карт-отчетов и специализированного ПО, установленного на планшете (смартфоне),
закрепление знаний и умений, полученных на предыдущих занятиях
Задачи для студента:
освоение необходимых знаний и умений,
выполнение практической работы,
выполнение тестового задания с использованием ПО, установленного на планшете (смартфоне),
вдумчивое заполнение инструктивной карты,
активное участие в обсуждениях.
Оборудование и программное обеспечение:
Для преподавателя:
ПК преподавателя и интерактивная доска, презентация
Оборудование (на 1 рабочее место) для выполнения практической работы:
Рабочая станция - 2 шт.
Коммутатор DES-1100-16 1 шт.
Витая пара – 2 шт. по 1м.
Комплект для обжима кабеля
Сетевой тестер
Разъемы RG – 45 - 4 шт.
Дополнительное оборудование для студентов:
Планшеты с установленной программой (или личные смартфоны, планшеты студентов, установка программы может производиться заблаговременно или прямо на занятии, это занимает немного времени)
Пояснение к занятию:
Для проведения учебного занятия разработана специальная программа, выполняемая на планшетах, смартфонах. Эта программа используется на этапах актуализации знаний и проверки готовности студентов к выполнению практической работы для выполнения тестового задания. Программа позволяет перемещать элементы в необходимые позиции, выстраивать последовательности, устанавливать соответствие. При этом студенты абсолютно самостоятельно, используя привычные для них действия, выполняют важную проверочную работу.
На занятии, помимо основного преподавателя, ведущего занятие, присутствует второй преподаватель. Его роль заключается в общении с гостями мастер - класса в заранее запланированные моменты (см. диаграмму ниже). В это время гостям предоставляется не только собственный опыт, но и организуется общение гостей друг с другом. При этом важно в нужный момент прерывать это общение и возвращать фокус внимания учебному занятию.
Диаграмма деятельности участников учебного занятия
№ п/пЭтап учебного занятия Деятельность основного преподавателя Деятельность студентов Деятельность 2-го преподавателя Длительность (мин)
1 Организационный момент + + - 2
2 Актуализация знаний, формулирование цели, умений, ВПД + + - 5
3 Актуализация знаний, выполнение задания для допуска + + + 10
4 Проверка результатов выполнения задания для допуска
Выявление рисков + + - 10
5 Выполнение практической работы + + + 45
6 Подведение итогов учебного занятия, формулирование выводов + + - 8
ИТОГО =SUM(ABOVE) 80
Деятельность студентов и преподавателя на учебном занятии
№ п/пЭтап учебного занятия Деятельность основного преподавателя Деятельность студентов Длительность (мин)
1 Организационный момент Вводная беседа со студентами, формулирование проблемы (вы организовали свою небольшую фирму, пока у вас только два сотрудника: вы и ваш друг, как вам обмениваться информацией?)
Инструктирование студентов по работе с инструктивной картой практической работы и заполнению карты - отчета
Формирование настроя студентов на работу Участие в беседе
Ознакомление с инструктивной картой и картой – отчетом, первичное заполнение карты - отчета
2
2 Формулирование цели, умений, ВПД Совместное формулирование цели занятия, перечисление формируемых умений, вида профессиональной деятельности. Работа по схеме «Тема – чему хотим научиться – что нужно уметь для этого – для чего нужно научиться» (слайд) Ответы на вопросы преподавателя и участие в обсуждении
Активное участие, высказывание своих предложений: чего хотим добиться, чему важно научится, где необходимо
Заполнение раздела карты - отчета 5
3 Актуализация знаний, выполнение задания для допуска Организация работы студентов по выполнению заданий, направленных на актуализацию знаний, проверку усвоения знаний, контроль выполнения домашнего задания Самостоятельное выполнение заданий с использованием специальной программы, установленной на планшете (смартфоне), итого 9 заданий (3 – актуализация, 4 – проверка знаний, 2 – контроль выполнения д/з) 10
4 Проверка результатов выполнения задания для допуска
Выявление рисков Совместная проверка результатов работы (по презентации, каждое задание выполняется одним из студентов, обсуждается полученный результат и важные моменты) Участие в обсуждении правильных ответов
Самоконтроль, запись своих результатов выполнения заданий в карту - отчет 5
Организация работы студентов по выявлению рисков проектируемой сети по направлениям структура, оборудование, программное обеспечение.
Отметки в картах – отчетах о допуске студентов к выполнению практической работы Формулировка возможных ошибок организации структуры сети, использованию оборудования и ПОАктивное участие в обсуждении
Запись выявленных рисков в карту отчет
Подведение итогов в карте – отчете по данному разделу 5
5 Выполнение практической работы Организация студентов для выполнения практической работы
Вводные слова по выполнению практической работы
Инструктаж по ТБ и ОТ при работе с оборудованием
Включенный контроль результатов выполнения практической работы
Оказание консультативной помощи студентам в ходе выполнения практической работы Выполнение заданий практической работы
Заполнение карты – отчета по ходы выполнения заданий
Самоконтроль на каждом этапе практической работы
Приведение рабочего места в порядок, восстановление настроек ПК 45
6 Подведение итогов учебного занятия, формулирование выводов Беседа со студентами с целью подведения итогов занятия, оценки эффективности работы по достижению основной цели на каждом этапе занятия, обобщению изученного материала и акцентированию внимания на наиболее важных моментах. Использование метода «Ключевых вопросов» (слайд).
Организация работы студентов по окончательному заполнению карты - отчета
Формулировка ДЗ, отметки в картах-отчетах
Заключительная фраза учебного занятия Активное участие в беседе, высказывание своих идей, предложений, формулировка вопросов
Формулирование выводов по практической работе и их запись в карту - отчет
Самоконтроль результативности выполнения основных этапов работы на учебном занятии (отметки в карте – отчете) 8
ИТОГО =SUM(ABOVE) 80
Приложения
Инструктивная карта практической работы «Построение одноранговой сети»
Цель: освоение умений по построению одноранговой локальной вычислительной сети
Оборудование (на 1 рабочее место):
Рабочая станция - 2 шт.
Коммутатор DES-1100-16 1 шт.
Витая пара – 2 шт. по 1м.
Комплект для обжима кабеля
Сетевой тестер
Разъемы RG – 45 - 4 шт.
Инструкция по выполнению практической работы:
1. Выполните практические задания 1, 2 и 3, делая промежуточные записи в карте - отчете.
2. Результаты выполнения каждого практического задания продемонстрируйте преподавателю.
3. После контроля выполнения последнего практического задания, восстановите исходные сетевые параметры на своем рабочем компьютере и проверьте работоспособность локальной и глобальной сети.
4. Приведите рабочее место в порядок.
Практическое задание № 1. Обожмите 2 отрезка UTP – кабеля с обеих сторон по стандарту EIA/TIA-568A (прямой кабель).
Методические рекомендации: Вставляя проводники в разъем, следите за тем, чтобы они доходили до конца разъема, а внешняя изоляция кабеля выходила за фиксирующую защелку. Для проверки правильности обжима используйте сетевой тестер.
Практическое задание № 2. Создайте подключение типа «компьютер-компьютер».
22225550545Методические рекомендации: Проверьте наличие физического соединения между компьютерами по индикации светодиодов на сетевых адаптерах ПК1 и ПК2. Перед тем как изменить параметры IP – адресации, запишите в тетрадь все сетевые параметры, установленные на вашем компьютере (IP – адрес, маску подсети, основной шлюз) для последующего их восстановления. Осуществите настройку сетевых параметров и проверьте наличие соединения между ПК 1 и ПК 2.
3526155238760Рисунок 1 - Схема подключения типа «компьютер-компьютер»
Практическое задание № 3. Создайте одноранговую сеть с использованием коммутатора. Получите доступ к текстовому файлу, расположенному на соседнем компьютере.
Методические рекомендации: Осуществите подключение элементов сети по схеме. Проверьте наличие физического соединения между ПК1, ПК 2 и коммутатором по индикации светодиодов.
Осуществите настройку сетевых параметров и проверьте наличие соединения между ПК 1 и ПК 2.
Для обеспечения доступа к вашему файлу с соседнего компьютера настройте для текущей папки общий доступ.
Рисунок 2- Схема подключения к коммутатору
Инструкции по выполнению практических заданий:
Практическое задание № 2. Создание подключения типа «компьютер-компьютер».
Шаг 1. Подключите ПК1 и ПК2 в соответствии со схемой прямым Ethernet -tкабелем (рис. 1).
Шаг 2. Настройте статический IP-адрес на рабочих станциях ПК1 и ПК2.
1. Откройте Сетевые подключения (Пуск - Панель управления - Сетевые подключения);
2. В контекстном меню пункта Подключение по локальной сети выберите Свойства;
3. В диалоговом окне выберите Протокол Интернета (TCP/IP) и нажмите Свойства;
4. Выберите Использовать следующий IP-адрес (см. рис. 2);
5. Задайте новые IP – адрес и маску подсети для ПК1 (или ПК 2) (см. рис. 1).
Рисунок 3 - Настройка статического IP-адреса для ОС Windows XP
Шаг 3. Проверьте конфигурацию сетевого адаптера ПК1 (или ПК 2) с помощью команды ipconfig.
Шаг 4. Проверьте доступность соединения между рабочими станциями ПК1 и ПК2 с помощью команды ping .
441896571120Практическое задание № 3. Создание одноранговой сети с использованием коммутатора. Получение доступа к текстовому файлу, расположенному на соседнем компьютере.
Шаг 1. Подключите ПК1 и ПК2 к коммутатору DES-1100-16 «прямым» Ethernet-кабелем в соответствии со схемой (см. рис. 2).
Шаг 2. Проверьте доступность соединения между рабочими станциями ПК1 и ПК2 с помощью команды ping.
Шаг 3. Создайте на рабочих станциях ПК1 и ПК2 папки для общего доступа по сети.
1. Создайте папку, которая будет применяться для обмена информацией по сети;2. Вызовите контекстное меню созданной папки и выберите пункт «Общий доступ и безопасность»;
3. Во вкладке Доступ - Сетевой общий доступ и безопасность выберите Открыть общий доступ к этой папке и Разрешить изменение файлов по сети; Рисунок 4 - Настройка общего доступа
4. Нажмите кнопку Применить;
5. В данной сетевой папке создайте пустой текстовый документ.
Шаг 4. На рабочей станции ПК1 (ПК 2) проверьте доступ к документам на рабочей станции ПК2, внесите изменения и сохраните.
1. В адресной строке папки Мой компьютер введите \ \192.168.1.2 (\ \192.168.1.1) и нажмите Enter;
2. Найдите созданную папку соседнего компьютера с открытым общим доступом;
3. Внесите в представленный текстовый файл свои личные данные и сохраните его.
Литература:
Максимов Н. В., Попов И. И. Компьютерные сети: Учебное пособие / Н.В. Максимов, И.И. Попов. - 4-e изд., перераб. и доп. - ил. - (Профессиональное образование)., (Гриф), 2010.
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. –СПб.: Питер, 2013.
Вопросы для самоконтроля:
Одноранговой называется сеть, которая…
Для построения одноранговой сети могут использоваться следующие топологии:…
Правильность обжима кабеля Ethernet определяется…
Чтобы установить новый IP- адрес для компьютера необходимо…
Чтобы получить информацию о конфигурации сетевого адаптера необходимо использовать сетевую утилиту …
Как проверить наличие соединения между ПК1 и ПК2 необходимо?
Папка, для которой настроен общий доступ, отличается от обычной папки тем, что …
Чтобы получить доступ к открытым ресурсам другого компьютера необходимо …
Карта-отчет к практической работе
КАРТА - ОТЧЕТ
к практической работе № __
студента группы____________ ФИО:_______________________________
Дата выполнения: «___»___________2015 г.
Тема:_____________________________________________________________________
Цель работы:_______________________________________________________________
Формируемые умения:______________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Карта допуска:
1 Выполнение проверочного задания:
1 2 3 4 5 6 7 8 Всего
2 Выявление рисков, возникновение которых возможно:
2.1. При организации структуры ______________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________2.2 При использовании оборудования _________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.3. При использовании ПО___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допущен/не допущен к выполнению практической работы (отмечает преподаватель)
Ознакомился с требованиями техники безопасности Подпись
студента:
ХОД РАБОТЫ
1. Обжим UTP – кабеля по стандарту EIA/TIA-568A (прямой кабель).
«+» «-»
2. Создание подключения типа «компьютер-компьютер».
«+» «-»
3. Создание одноранговой сети с использованием коммутатора. Получение доступа к текстовому файлу, расположенному на соседнем компьютере.
«+» «-»
ВЫВОД по итогам выполнения работы
1Для организации структуры одноранговой сети можно __________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 С точки зрения применения оборудования различного типа, для организации одноранговой сети достаточно ________________________________________________ __________________________________________________________________________
3Для обеспечения работы одноранговой сети используется следующее программное обеспечение:_________________________________________________________________________________________________________________________________________
График самоконтроля:
мог проконсультировать
свободно выполнял
испытывал затруднения
тестовое выявление пр.задание 1 пр.задание2 пр.задание3 формулировка
задание рисков выводов
Примечания:_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Отметка
о выполнении: Подпись
преподавателя:
Дата:
Отметка
о защите: Подпись
преподавателя:
Презентация к практическому занятию