«Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду».


«Познавательная деятельность детей старшего  дошкольного возраста в детском саду».
«Самое лучшее открытие  то-
которое ребёнок делает САМ»
                     Ральф.У.Эмерсон.
                                                                Есть у меня шестёрка слуг, проворных, удалых.
                                                                   Всё, что вижу  «Я»   вокруг,  всё знаю я от них…
                                                                     Зовут их: КАК  и ПОЧЕМУ,  КТО, ЧТО, КОГДА и ГДЕ.
       Наличие у детей интереса к познавательной деятельности, влияет на развитие познавательных способностей у ребёнка. К детским вопросам следует относиться серьезно, поддерживая у них желание, задавать их, благожелательно разъяснять то, о чем они спрашивают. Раздвигая круг интересов дошкольника,  расширяя его знания о мире, мы укрепляем его любознательность. Воспитателем создаются условия  для детского экспериментирования и исследования.
       «Понятие вырабатывается у ребёнка только в результате самостоятельного действия с  предметом» (Жан Пиаже).
       Наблюдая на практике проявления различных природных закономерностей, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности. Кубик из набора строительного материала, в качестве образца, с которым сравнивается масса других предметов, может подвести детей к представлению о единице измерения массы. Опыты целесообразно проводить в свободное время с несколькими заинтересованными детьми, предоставляя им наибольшую свободу действий, лишь чуть направляя их исследования и отвечая на возникающие по ходу дела вопросы. Воспитатель расширяет представления детей об окружающем с помощью художественной литературы, наблюдений и специальных бесед;                      
(интерес как раз и возникает там, где у ребенка уже есть какие-то знания).                                               Новые сведения об окружающем дополняют ранее известное, ложась на подготовленную почву, они легко включаются в приобретенный ребенком ранее опыт познавательной деятельности, дополняют его, расширяя представления о различных областях окружающей действительности, стимулируют познавательное отношение к ней.
                                                               Я слышу – и забываю.
                                                              Я вижу – и вспоминаю.
                                                              Я делаю – и постигаю.
                                                                                                  (Конфуций)
      Проводимые с детьми опыты, эксперименты и исследования, одна из возможностей  проявления познавательного    интереса. Основная цель их проведения – овладение средствами и способами умственной  деятельности.  Развивающий эффект занятий может  быть гораздо более широким, если в  результате у детей  возникает  интерес,  потребность  к  познавательной  деятельности.
   Говоря об умственном развитии ребенка, мы имеем в виду развитие его познавательных способностей, овладение детьми различными средствами решения познавательных задач. Развитие происходит только в тех случаях, когда задача именно для данного ребенка оказывается познавательной и успешно им решается.      Легкость и трудность самого процесса решения, проявляют положительное и отрицательное отношение к этому процессу. Познавательная деятельность, - эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций, решение познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребенка к познавательной задаче – условие развития его познавательных интересов.
«В процессе обучения должны быть задействованы УМ, СЕРДЦЕ и РУКИ ребёнка.                                                                                                                                                      
                                                                                                                         (Песталоцци)
   Воспитатель, ставя перед собой цель развития познавательной мотивации и познавательных интересов у детей, должен создать ситуацию, включающую, познавательную задачу. Создать условия для положительного эмоционального отношения к ней. Познавательная задача может задаваться в трех основных формах так, чтобы она имела для ребенка определенный смысл.
 1) Сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольников, неизменно вызывает эмоциональный отклик детей. (Игровая ситуация – покупка в магазине определенного количества пуговиц – диктует ребенку выполнение определенных игровых действий, которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи – использования заместителей для обозначения количества предметов).
         Игра сохраняет свое значение на протяжении всего дошкольного возраста,  остается одной из основных форм, в которых предлагаются детям познавательные задачи. В старшем дошкольном возрасте на первый план могут выходить новые формы: детям для игры уже не требуется внешних развернутых действий, достаточно - обозначения ролей. Игровые же действия совершаются «как будто». При проведении развивающих занятий  достаточно использовать игровые персонажи. Ребенок может проявить свое отношение к ситуации решения познавательных задач, определенным образом ее осмыслить, когда не разыгрывается  сюжетно-ролевая игра, а создается лишь игровая мотивация деятельности, требующая решения познавательной задачи.   Используемые игрушки,  будут выполнять задание вместе с детьми или за них (руками детей), выслушивать ответы детей, давать им задания.     Такие символические обозначения игровой ситуации  используются и в младших возрастах, но в старших они занимают большое место.
     2) Возможность эмоционального проживания ситуаций познавательных задач открывается за счет обозначения  их различными символическими средствами. Символы, обладая значительной эмоциональной насыщенностью, дают возможность полного включения в ситуацию,  выражения своего отношения к ней, являясь одной из форм ее осмысления.
Эмоциональное отношение к ситуации связано с познавательной задачей не непосредственно, а через воображаемую ситуацию, возникающую в результате игрового или символического обозначения.
             3) Проблемные ситуации, задачи-загадки, способствуют развитию познавательной   деятельности. Очутившись в ситуации, требующей для решения задачи применение новых способов, дети начинают испытывать эмоции неудовлетворения от возникшего противоречия и направлять себя на поиск решения.   Однако предпочитать именно такую форму обучения дети начинают в подготовительной группе. Задача воспитателя при использовании любой формы развивающих занятий – выделить момент нахождения решения, положительно оценить преодоление трудностей в процессе решения; обогащать познавательный интерес  информацией, непосредственно воспринимаемой действительности.
             Эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного взаимодействия с объектами, явлениями, с другими людьми; помогает приводить в систему сведения о мире, формировать представление о его целостности; создаёт условия, позволяющие проявлять свое отношение  к миру. Способствует к проявлению самостоятельной познавательной активности; создаёт условия для развития познавательных процессов в разных видах деятельности. Только общение с взрослыми и, специально организованная совместная деятельность: «взрослый + ребёнок», являются основными источниками развития личности ребёнка-дошкольника, его познавательной  деятельности и активности. Только тогда, интерес к познанию и радость открытия могут стать постоянными спутниками жизни ребенка.
Пожелания  коллегам:
Для развития любознательности и познавательной деятельности дошкольника,  
             широко  используйте  прогулки  в природу.
        2.  Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность у ребёнка, отвечая  
             встречным вопросом: «А как ТЫ думаешь?»
        3. Стимулируйте любознательность ребёнка, поощряя его за нестандартные вопросы  «почему».
        4.  Используйте загадки, при общении с детьми. Вместе с ними придумывайте и свои.
                                          Список  используемой  литературы:
           1.   Журнал «Дошкольное воспитание», № 10, 1998 год.
           2.  Журнал  «Дошкольное воспитание»,  №  1,    2007 год. 3. О.В.Дыбина   «Рукотворный мир»  (сценарии игр-занятий для дошкольников).
           4.   Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова   «Ступени общения: от года до семи лет».
           5. Л.А.Венгер «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного     воспитания».