Статья на тему Деятельностный подход в работе с малышами

«Единственный путь,
ведущий к познанию – это деятельность»
Б. Шоу
Деятельностный подход в работе с малышами.
Система дошкольного образования перешла на новый этап. Это подтверждается появлением нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Новый документ задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Деятельностный подход – это:
Субъективно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают самого ребенка как личность.
Открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание условий для свободного, но ответственного выбора той или иной возможности.
Исходя из вышесказанного определения, передо мной стоят следующие задачи:
Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний, умений и навыков мотивированным.
Побуждать ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения, делать выбор, соответствующий цели.
Помочь ребенку сформировать у себя умения самоконтроля и самооценки.
В детский сад ребёнок приходит, овладев уже достаточным набором действий. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми по реализации вместе выработанных целей и задач. Ведущим типом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но существуют также и различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация и другие), практикуется непосредственно образовательная деятельность.
В рамках деятельностного подхода структура непосредственно образовательной деятельности выглядит так:
Создание проблемной ситуации.
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Проектирование решений проблемной ситуации.
Выполнение действий
Анализ результатов деятельности
Подведение итогов.
Для начала я приглашаю к непринужденной, необязательной деятельности
( «Кто хочет, устраивайтесь поудобнееУ меня есть что-то очень интересное!...). Тем самым, я даю ребенку возможность выбора дальнейших действий, что положительно влияет на его развитие как личности. Также в своей работе использую сюрпризный момент, эффект неожиданности, интригу, т.е. все то, что заинтересует малышей, создаст мотивацию на дальнейшие совместные действия с воспитателем. Игровая мотивация должна соответствовать возрасту детей. В раннем возрасте особенно важно повлиять на эмоции ребенка, на то, что ему близко эмоционально. Это очень непростая задача. Например, чтобы мотивировать детей на выполнение физических упражнений, я в своей работе использовала сюрпризный момент: дети обнаружили у себя в группе красивую коробку и решили посмотреть, что в ней. Обнаружив там маски зайчат, с удовольствием начинали играть в зайчиков, а потом шли спасать Машеньку, которая заблудилась в лесу. Наметив цели и задачи для совместного выполнения, я как равноправный участник, предлагаю всевозможные способы её реализации, выслушиваю варианты детей, проявляю заинтересованность в результате. Очень важно создать во время деятельности атмосферу комфорта. Для реализации принципа комфортности вспоминаю с детьми правила: не нужно перебивать друг друга в игре, все смогут высказаться, не стоит мешать играть и отбирать игрушку, их много, хватит на всех. Спокойный уравновешенный голос воспитателя, тактильный контакт настраивает детей на позитивную совместную деятельность.
Необходимым условием для самоопределения ребенка в деятельности считаю соблюдение воспитателем четкости и краткости при объяснении. В результате, каждый ребенок должен понять, что от него требуется в игре, определить, сможет ли он играть в эту игру? Захочет ли он в нее вступить? Какие действия будет производить?
Примерно до трех лет деятельность для ребенка важна сама по себе, как процесс, а результат еще не имеет особого значения. К трем годам у ребенка уже складывается представление о результате того, что он хочет сделать. Я стараюсь помочь сформировать у него это качество – нацеленность на результат. Для этого использую такие игры и игрушки, которые предполагают наличие образца (всевозможные пазлы, разрезные картинки, кубики, фигурные пирамидки, различные конструкторы и пр.). В нашей группе специально оборудован уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими материалами, интересными для исследования предметами. Я стараюсь не выполнять действия за малыша, важно, чтобы он сам научился выделять нужные свойства предметов, делать выбор. Например, подбирать нужную по фактуре бумагу в конструировании, материал для изодеятельности, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки и т.д. Предоставляю ребенку свободу выбора, не диктуя готовых образцов (Разве сюда подходит это колечко? Может быть, стоит попробо
·вать другое?)
Совместная деятельность с детьми раннего возраста особенно эффективна тогда, когда воспитатель вступает в индивидуальный контакт с ребенком.
Таким образом, в раннем возрасте деятельностный подход состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызвать у него желание действовать, общаться, играть, решать всевозможные практические задачи. Важно воспитывать не словами, а чувствами и действиями.







































1
Титульный лист


2
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу


3
Система дошкольного образования перешла на новый этап. Это подтверждается появлением нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.

4
Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Из пассивного потребителя знаний ребенок становится активным субъектом образовательной деятельности. Он желает узнать, открыть, научиться, понимает, что именно нужно освоить, выяснить. Деятельностный подход предполагает выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.

5
Исходя из вышесказанного, задачами педагога является раскрытие творческого потенциала и познавательных сил ребенка. Важно сделать процесс приобретения навыков и умений мотивированным. В детский сад ребёнок приходит, овладев уже достаточным набором действий. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми по реализации вместе выработанных целей и задач.

6
Ведущим типом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но существуют также и различные формы продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация и другие), практикуется непосредственно образовательная деятельность.


7
В рамках деятельностного подхода структура непосредственно образовательной деятельности выглядит следующим образом.
Для начала я приглашаю к непринужденной, необязательной деятельности ( «Кто хочет, устраивайтесь поудобнееУ меня есть что-то очень интересное!...). Тем самым, я даю ребенку возможность выбора дальнейших действий, что положительно влияет на его развитие как личности. Также в своей работе использую сюрпризный момент, эффект неожиданности, интригу, т.е. все то, что заинтересует малышей, создаст мотивацию на дальнейшие совместные действия с воспитателем. Игровая мотивация должна соответствовать возрасту детей. В раннем возрасте особенно важно повлиять на эмоции ребенка, на то, что ему близко эмоционально. Это очень непростая задача. Наметив цели и задачи для совместного выполнения, я предлагаю всевозможные способы её реализации, выслушиваю варианты детей, проявляю заинтересованность в результате. Очень важно создать во время деятельности атмосферу комфорта. Для реализации принципа комфортности вспоминаю с детьми правила: не нужно перебивать друг друга в игре - все смогут высказаться, не стоит мешать играть и отбирать игрушку - их много, хватит на всех. Спокойный уравновешенный голос воспитателя, тактильный контакт настраивает детей на позитивную совместную деятельность.


8
Чтобы мотивировать детей на выполнение физических упражнений, я в своей работе использовала сюрпризный момент: дети обнаружили у себя в группе красивую коробку и решили посмотреть, что в ней. Обнаружив там маски зайчат, с удовольствием начинали играть в зайчиков, а потом шли спасать Машеньку, которая заблудилась в лесу.

9
Необходимым условием для самоопределения ребенка в деятельности считаю соблюдение воспитателем четкости и краткости при объяснении. В результате, каждый ребенок поймет, захочет ли он в нее вступить? сможет ли он играть в эту игру? что от него требуется в игре? какие действия будет производить?


10




Примерно до трех лет деятельность для ребенка важна сама по себе, как процесс, а результат еще не имеет особого значения. К трем годам у ребенка уже складывается представление о результате того, что он хочет сделать. Я стараюсь помочь сформировать у него это качество – нацеленность на результат.

11
Для этого использую такие игры и игрушки, которые предполагают наличие образца (всевозможные пазлы, разрезные картинки, кубики, фигурные пирамидки, различные конструкторы и пр.).

12
В нашей группе специально оборудован уголок для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими материалами, интересными для исследования предметами. Я стараюсь не выполнять действия за малыша, важно, чтобы он сам научился выделять нужные свойства предметов, делать выбор.

13
Совместная деятельность с детьми раннего возраста особенно эффективна тогда, когда воспитатель вступает в индивидуальный контакт с ребенком.
Таким образом, в раннем возрасте деятельностный подход состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызвать у него желание действовать, общаться, играть, решать всевозможные практические задачи.
Важно воспитывать не словами, а чувствами и действиями!

14

фото





15