Конспект урока по истории на тему Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.


Тема: Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева.
Учитель истории Еремина Надежда Валерьевна Горюновская СОШ филиала МАОУ «Бигилинская СОШ».

Методическая записка
Вид деятельности Учитель
Тип урока Урок изучения нового материала
Форма проведения урока КомбинированныйЦелеполагание – образовательный результат Образовательные: установить личность Е. И. Пугачева, хронологические рамки крестьянской войны; выявить основных участников и причины их недовольства; изучить основные хронологические события крестьянской войны и ее итоги.
Развивающие: продолжить развитие монологической речи учащихся, умение сравнивать, сопоставлять факты, анализировать тексты источников и делать выводы, работать с картой, ресурсами Президентской Библиотеки.
Воспитательные: воспитывать интерес к истории; чувство патриотизма; уважительно относиться к точке зрения своих товарищей, сообща работать над поставленной темой.
Проектирование образовательных результатов Предметные:
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторической личности;
- усвоение основных дат;
- понимание причин исторического события;
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах России 18века.
Личностные:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
-выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;
Информационно –образовательная среда урока Мультимедийная презентация, учебник История России 7класс .авт.Данилов А. А., Косулина Л. Г. карта «Россия в 17 в.», портрет Е. И. Пугачева, док. фильм – igr-500.avi, текст источника (Манифест), ресурсы президентской библиотеки Б.Н.Ельцина.
Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока. На организационном этапе помогает сосредоточить внимание учащихся и настроить их на урок.
На этапе актуализации знаний можно продемонстрировать несколько иллюстраций отображающих тяготы крестьянской жизни, сделать сравнительный анализ.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией карты по этапам продвижения восстания. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.
При помощи презентации учащиеся знакомятся с источниками Президентской Библиотеки, тем самым имеют возможность познакомиться с первоисточниками, чего нет в учебнике.
На этапе закрепления знаний ученики имеют возможность посмотреть фильм и прочувствовать атмосферу данного исторического этапа . Фильм взят из ресурсов Президентской библиотеки и это позволяет пробудить интерес к данному ресурсу для изучения других тем. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока.
Методические приёмы Анализ документов, работа с текстом (анализ прочитанного, реставрация), создание проблемной ситуации, работа с картой, работа с учебником.
Ход урока.
Этапы и формы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1
Орг. Момент
3мин. Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности к уроку.
Давайте вспомним правила работы:
Правила работы на уроке:
.(слайд № 1) Взаимное приветствие учащихся и учителя, психологическая готовность к уроку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные: самоопределение, мотивация учения, способность к волевому усилию
2
Актуализация знаний 5мин. - Мы продолжаем изучать время правления Екатерина II и сегодня речь пойдет о событиях, вызванных политикой Екатерины, (слайд № 2)
Вспомним ранее изученное
Какие обстоятельства оказывали влияние на внутреннюю политику Екатерины II?
Почему время правления Екатерины называют «Золотым веком» русского дворянства».
Подводя итог сказанному, отметим незавидное положение крестьянства. Налоги росли, наказания ужесточились. Усилилась власть и произвол помещиков. (слайд №3)
Слушают учителя.
К моменту воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, ощущалась постоянная нехватка денежных средств. Нарастание народного недовольство, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда свободолюбивых идей русскими просветителями.
Не было законных прав на престол.
Государственная политика в 18 в., направленная на преобразования наиболее устаревших сторон жизни.Секуляризация церковных земель, просвещение народа, учреждение дворянского Вольного экономического общества, упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях, разрешение создания вольных типографий и др.
В интересах дворянства были осуществлены важные мероприятия: разрешение ссылать крестьян на каторгу, генеральное межевание земли, земли церкви передавались в собственность дворян, «Жалованная грамота дворянству».

Познавательные: систематизация информации.
Регулятивные: систематизация знаний, что уже известно и усвоено учащимся.
3.Изучение нового материала
27 мин.
Работа с текстом учебника стр.201
Причины восстания
Как уже было сказано, главной причиной стало усиление власти и произвола помещиков над крестьянами. И хотя помещик не имел права убить крепостного, это не помешало помещице Московского уезда Салтыковой (Салтычихе) замучить до ста крепостных. За это на нее могло быть наложено лишь церковное покаяние. Крестьян проигрывали в карты, меняли на собак.
Тяжелым было и положение работных людей на мануфактурах (12-15 ч. в сутки, вдалеке от семей).
Правящие круги считали людьми второго сорта представителей нерусских народов. Вся 2 пол. века прошла под знаком захвата их земель русским дворянством.
Как вы думаете, к каким последствиям могли привести такое отношение помещиков к крепостным крестьянам? - Выбери вариант …. (слайд № 4)
Восстание, мятеж, вооруженное сопротивление, реформы.
Таким событием в России стало вооруженное восстание
Определение слова Восстание (слайд №5)

Прослушайте отрывок стихотворения и попробуйте определить о каком восстании пойдёт речь, и кто его возглавит?
Иван ЕсаулковХотелось русскому народуОсвободителя-царя,Который дал бы всем свободу,Любовью к подданным горя.Простые люди говорили,Что власть дворянская хитра, -И в Ропше потому убилиПредатели царя Петра*.А позже про его спасеньеЗаговорил простой народ:Что Пётр объявится – и мщеньеИзменницу-царицу ждёт.Все были к этому готовыИ ожидали той поры,Когда придут к ним ПугачёвыИли иные лже -Петры.Мы с Пугачёвым ЕмельяномЗнакомы очень хорошо.На Тереке был атаманом,Потом на Яик он пришёлИ в нужном месте оказался –Его прихода Яик ждал.Он императором назвался,Народу волю обещал,
Верно, сегодня речь пойдёт о восстании Пугачева (которое также называют крестьянской войной).
Тема нашего сегодняшнего урока Восстание под предводительством Е. И. Пугачева. (слайд № 6)

Давайте определим цели урока.
(слайд № 7)
Проблемный вопрос: А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описывая эти события, так комментировал восстание Пугачева: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». (Слай № 8)
- Каким называет восстание писатель?
–Почему Пушкин считал это восстание бессмысленным?
Чтобы найти доказательства словам Пушкина и ответить на этот вопрос вы должны изучить материалы этого события. Учащиеся работают с текстом, анализируют, приводят примеры из текста.
Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
Будем узнавать новое, познакомимся с личностью Пугачёва, узнаем главные события восстания, работать с картой, историческим источником и др.
(бессмысленным, беспощадным)
Значит, восставшие ничего не добились.
Познавательные: отбор и систематизация информации.
Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленным вопросом.
Регулятивные: планирование дальнейшей работы.Работа с ресурсами ПрезидентскойРабота в парах
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Вооруженное восстание под предводительством Пугачева
Давайте познакомимся с биографией Емельяна Пугачёва , а для этого обратимся к
ресурсам Президентской библиотеки (переходим по ссылке)
http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=3798 (слайд № 9)
и раздаточным материалом
Работа с материалом учебника и ответы на вопросы стр202
- За кого он себя выдавал?
Давайте рассмотрим основные этапы восстания стр.203 учебника и ответим на вопросы.
- Какие города и крепости захвачены?
Первый этап восстания «Пугачёвщина в Сибири»
Покажите на карте у какой крепости было дано неудачное сражение. (слайд № 10)
Работа с источником Президентской библиотеки (слайд № 11) http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=51582
Ответим на вопрос . Какие действия принимают коменданты Сибирских гарнизонов?
Как называют они между собой Пугачёва?
Как воспринимают сторонников Пугачёва?
Как описываются действия Пугачёва в отношении тех, кто оказывал ему сопротивление?
К какому времени ожидали Пугачёва в Оренбурге и с каким количеством восставших?
2 этап восстания
Дальнейшее развитие событий нам расскажет…. (ученик заранее ознакомившийся с материалом)…
(«Осада Оренбурга»)
Работа с картой (слайд № 12)

Физкультминутка
Запишите в тетради временные рамки первых 2-х этапов.
После снятия осады с Оренбурга Пугачев отошел на восток, где поредевшую армию пополнили работные люди уральских заводов, которые привезли пушки. После присоединения удмуртов, марийцев и чувашей, армия выросла до 20 тыс. Пугачев повел войско на Казань. Окраины города взяты, а кремль взять не удалось.
Записываем третий этап.
Третий этап

Работа с картой (слайд № 13) 31 июля 1774-12 сентября 1774. Этот этап называют крестьянским (самый массовый по составу участников). Для того, чтобы привлечь крестьян на свою сторону, Пугачев 31июля 1774г. издает манифест, в котором освобождал их от крепостной зависимости и налогов.
Работа с историческим документом. (манифест Пугачева стр.207- учебника).
Вопросы:
1.Что обещал Пугачев своим сторонникам?
2.Какие меры он предлагал в отношении дворянства?
3.Всех ли дворян он рассматривал как противников?
Для пополнения своего войска устремился на юг. Подошел к Царицыну, но овладеть им не смог и был разгромлен.
12 сентября 1774 г. Пугачев был схвачен и выдан Михельсону казачьей верхушкой, желавшей таким образом купить себе прощение за участие в крестьянской войне. Но крестьянские выступления удалось подавить лишь через год.
Пугачева отправили в Москву в клетке;
Просмотр отрывка фильма.
-Какие чувства у вас вызывает данный отрывок из фильма?
Реставрация текста (слайд № 14)

Суд приговорил Пугачёва к четвертованию. 10 января 1775 г. Пугачев и его соратники были казнены.
Вернёмся к нашему вопросу: Почему Пушкин считал это восстание бессмысленным? (слайд № 15)

Каково значение крестьянской войны? Работа с учебником. (стр 206)
Записывают тему урока в тетради.
Учащиеся работают с текстом книги «Допрос Емельяна Пугачёва и письмо о нём государыни императрицы Екатерины II к графу П.И.Панину» стр №1
Выдавал за Петра III
Илецк, Татищева крепость, всего 7 крепостей
Показывают на карте
Работают с раздаточным материалом)Они обеспокоены, взволнованы , формируют военные силы для защиты своих территорий и просят сообщать друг другу о местонахождении восставших.
(злодей казак Емелька Пугачёв)
(шайка бандитов)
(вешал атаманов, выжигал крепости, зарубил комендантов крепостей)
29 сентября с 5000 человек
Гарнизон крепости оборонялся с 5 октября 1773года по 23 марта 1774 года. Оборонялись под прикрытием артиллерии. Пугачев произвел 2 штурма, окончившиеся неудачей. Осажденному гарнизону в помощь были посланы войска, но в бою у Юзеевой потерпели поражение. Зимой в Оренбурге начался голод. Вскоре правительство направило значительные силы против повстанцев. После поражения повстанцев у Татищевой осада Оренбурга была снята.
Рассматривают масштабы и основные направления войны
Дети встают и выполняют упражнения.
Анализируют и записывают в тетради.
Учащиеся читают документ и отвечают на вопросы.
Пугачев обещал жаловать землями, пользоваться рыбной ловлей, покосами, пашней , лесом, дать денег.
В отношении дворянства поступать так: если есть имущество лошади, оружие привозите царю; другие пожитки раздавайте армейским людям.
Противниками он считал тех дворян, которые не будут повиноваться.
Высказываю своё мнение
Учащиеся работают с учебником и называют значение: ничего не изменило к лучшему в положении крестьянства, народов Поволжья, казачества, но заставила власть искать пути решения крестьянского вопроса. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные: отбор и систематизация информации.
Регулятивные: волевая саморегуляция – умение слушать, выделять главное.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации
Познавательные: отбор и систематизация информации.
Личностные: формирование своего отношения к народным восстаниям
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, чувства, мнение.
4.Закрепление знаний
2мин

Ответим на вопрос :О чем шла речь на уроке? Что запомнили?
Назовите причины восстания?
( А затем учитель показывает слайд для обобщения ответа)
Почему восстание под предводительством Пугачева считают крестьянской войной?
Заинтересовал ли вас дополнительный материал?
Вы можете ознакомиться с полной версией данных книг на сайте Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина.
У А. С. Пушкина есть замечательное произведение «Капитанская дочка», посвященная этим историческим событиям. Я советую вам познакомиться с этим произведением.
Речь шла о крестьянской войне, которую возглавил Е. И. Пугачев.
Причинами было бесправное положение крестьян, усиление власти и произвола помещиков.
Восстание было подавлено, Пугачев и его соратники казнены. Ничего не изменилось в положении крестьянства, но заставила власти искать пути решения крестьянского вопроса.
Крестьянской называют потому, что в своей основе участниками были крестьяне, их положение и привело к войне. Войной потому, что был большой масштаб действий, достаточно длительно проходила.
Регулятивные, познавательные:
Обобщающий контроль полученных знаний.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с вопросом.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1мин. Дом. задание -
1.Параграф № 25читать, ответить на вопросы.
2.Написать эссе: «Была ли крестьянская война неизбежна?» (слайд № 16)
Записывают дом. задание в дневник. 5. Рефлексия
2мин. Какие трудности вы испытали в ходе урока?
Продолжить предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось… Оценивание ответов детей и выставление отметок..Ответы учащихся Познавательные: анализ способов и условий своих действий.
Личностные: Определять уровень усвоения изученного материала.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; констатация необходимости продолжения действий, определение причин успеха (неуспеха).