Программа кружка художественно-эстетической направленности Юный журналист

Аннотация к программе

Ф.И.О. аттестуемого Шабанова Екатерина Владимировна

Название программы: «Юный журналист»

Соответствие требованиям
Цель
Планируемые результаты
Основные виды учебной деятельности
Технологии
Содержание

Рабочая программа «Юный журналист»  реализует  художественно-эстетическое  направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом   основного  общего образования второго поколения и учитывает все компоненты ФГОС (предметные, метапредметные, личностные). Разработана на основе авторской программы «Основы журналистики» Большаковой И.П., СМИ «НУМИ», 2010 год

Цель программы: знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело. Знакомство детей с элементами режиссерской и продюсерской деятельности, с умением составлять и редактировать сценарий радио и телепередач, а также, используя умение декламировать прозу и поэзию разной направленности, донести созданное творение до широкой аудитории, посредством радио и телевещания не только в гимназическом пространстве, но и в широкой общественности, через участие в различных районных и всероссийских конкурсах с видео или аудиозаписью декламации собственных радио и телепередач.
Задачи программы: ( развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;
( формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
( формировать эстетический вкус
( формировать умение декламировать прозу и поэзию разных стилей и жанров
( формировать навыки режиссерской деятельности в составлении общего сценария
( активизировать познавательную мыслительную деятельность;
( развивать критическое мышление;
( развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
( прививать культуру общения;
( воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию; ( воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
( развивать творческие способности школьников- осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды, выпускать радио и телепередачи в гимназическом социуме и широком пространстве (всероссийские и международные конкурсы)
( развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств; ( формировать творческие способности детей;
( уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
( использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
( уметь применять полученные знания при создании сценариев радио и телепередач и записывать их самостоятельно на видео и аудионосители.
Личностные результаты освоения программы предполагают:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков радио и телепередач»;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения программы обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
- расширении круга приёмов составления разных типов плана;
- расширении круга структурирования материала;
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения программы «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно - познавательных текстов, инструкций;
- получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков радио и телепередач;
- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- научатся давать самооценку результатам своего труда;
- приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания радио и телепередач;
- научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы - научатся распределять работу между участниками проекта;
- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;
- поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;
- приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Ценностные ориентиры программы кружка «Юный журналист» базируются на требованиях ФГОС начального общего образования и заключаются в формировании личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
В ходе реализации программы кружка используются следующие формы организации занятий: - ролевые игры;
- свободная творческая дискуссия;
- проблемная ситуация;
- групповая и парная работа;
- практическая деятельность;
- тренировочные упражнения;
- ситуативные тренинги;
- чтение и обсуждение статей из газет, передач из радио и телевещаний;
- обсуждение материалов, написание отзывов, статей и сценариев;
- подготовка статей для публикации в школьной газете;
- подготовка сценариев радио и телепередач.
- подготовка декламации и правильного прочтения созданных статей и сценариев.
        Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля, а также знакомился с прозой и поэзией известных отечественных авторов, умел выразительно декламировать их произведения, проявлял умение, креативность и одаренность в составлении радио и теле передач.

 Технология  обучения в активной познавательной деятельности, технология сотрудничества: все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах и группах друг с другом.
Технология личностно-ориентированного обучения: обучение учащихся основам журналистики дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме, исходя из их личностных творческих способностей.
Игровые технологии: Основной вид деятельности школьников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
Технология развивающего обучения: обучение ориентировано на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
ИКТ-технологии:
Данный курс связан непосредственно со средствами мультимедия: печать статьи, разработка репортажа, публикация в СМИ и т.д. Создание школьной газеты непосредственно происходит с использованием ИКТ.
Содержание программы
Тема 1
Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики.
Тема 2
Основные жанры журналистики. Общая характеристика.
Информационные жанры. Заметка. Отчет. Интервью. Репортаж. Особенности жанров.
Аналитические жанры. Аналитический отчет, интервью, опрос, беседа, комментарий, резюме, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья
Художественно-публицистические жанры. Зарисовка. Очерк. Фельетон. Заметка. Репортаж. Дневник. Путешествие. Отзыв. Портретный очерк. Языковые и композиционные особенности художественно-публицистических жанров.
Тема 3
Основные методы сбора информации. Изучаем документы, наблюдаем, работаем с людьми.
Тема 4
Язык журналистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Тема 5
Номер газеты. Редакционный коллектив. Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Создание макета газеты в Microsoft Word. Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Размещаем фотографии и иллюстрации.




Заместитель директора по УВР _________________________/Е.А. Стыценко/