Программа кружка художественно-эстетической направленности Рисовать просто
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16 г.Балашова Саратовской области»
Рассмотрено
Руководитель ШМО
Рзянина Л. А./____________/
ФИО
Протокол № ___
от «__»__________20__г.
Согласовано
Заместитель директора по ВР МОУ «СОШ №16
г.Балашова Саратовской области»
Никифорова Н.В./______________/
ФИО
«__»____________20___г.
Утверждаю
Директор
МОУ «СОШ №16 г.
Балашова Саратовской области»
Рыбалкина С. А./______________/
ФИО
Приказ № __от «__»______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
«Рисовать – просто»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 8-9,5 лет
Срок реализации программы: 2015-2016 г
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую программу: Копанева Евгения Александровна
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа кружка « Рисовать - просто » разработана для учащихся 1-4 классов и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки детей по изобразительному искусству.
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании эстетических качеств, чувства коллективизма. Рисование по схеме, с разметкой развивает наблюдательность и вырабатывает у детей навыки рисунка.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Программа кружка «Рисовать-просто» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
Цели и задачи :
приобщить ребят к творчеству;
развивать творческие способности;
воспитывать чувство прекрасного, чувство цветовой гармонии;
повысить эмоциональную культуру учащихся; эстетическое отношение к природе;
способствовать расширению кругозора учащихся;
формировать графические навыки и умения;
воспитывать чувство коллективизма.
Принципы программы:
Актуальность – приобщение учащихся к миру прекрасного
Научность – основа работы кружка- изобразительное искусство
Доступность – каждый ученик в работе кружка найти применение своим возможностям
Системность – занятия строятся от простого к сложному, от приобретения первоначальных навыков до выполнения значимой для учащегося работы
Практическая направленность – содержание занятий направлено на развитие умения видеть прекрасное, оценить его
Обеспечение мотивации – одним из возможностей развития в детях чувства прекрасного является творчество, которое помогает ребенку реализовать свои замыслы в определенное произведение. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство расширит кругозор учащихся, даст им возможность сделать произведение своими руками, что является основной мотивацией участия детей в работе кружка
Содержание программы:
Программа кружка «Рисовать-просто» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс 33 часа в год, 2-4 классы -34 часа в год.
Темы разбиты на следующие блоки:
-Краски нашего мира.
В данном блоке рассматривается многообразие красок нашего мира, теплые и холодные оттенки цветов, основные цвета радуги
-Техника «Печать листьями»
Техника печатания листьями очень проста - лист дерева прокрашивается краской (лучше гуашь) и быстро прикладывается к альбомному листу, предварительно продумав композицию. Но можно и импровизировать, так сказать, своего рода эксперимент. Эта деятельность развивает мелкую моторику, фантазию и мышление детей.
-Техника «Граттаж»
Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру
- Техника монотипия
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток).
Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) . Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.
-Рисование ватными палочками
Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цве
·та, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка
Метапредметными результатами изучения кружка «Рисовать - просто» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учебно-тематический план:
№
Наименование разделов/
модулей, тем
Дата
проведения
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Краски нашего мира
1
Путешествие по радуге.
1
Беседа о многообразии красок, рисование радуги с помощью техники мазка
2
Как прекрасен этот мир.
1
Рассказ учителя о многообразии мира, о том, насколько прекрасен мир. рисование по представлению.
Техника «Печать листьями»
3
Знакомство с техникой «печать листьями». Такие разные листья
1
Учащиеся знакомятся с новой техникой рисования листьями, то есть отпечатками листьев, пробуют печать разными по форме и размеру листьями. Затем ученики создают свою композицию «Лес из листьев»
4
Осенний вернисаж
1
5-6
Пейзаж «Лес из листьев»
2
Техника «Граттаж»
7
Знакомство с техникой «граттаж». Проявляющийся рисунок
1
Дети знакомятся с новой техникой рисование – «Граттаж». Учатся рисовать проявляющийся рисунок основной материал - восковые мелки, сверху фон закрашивается акварелью
8-9
Рисунок «Салют» в технике «граттаж».
2
На первом уроке учащиеся подготавливают фон, на втором уроке «процарапывают» праздничный салют
10-11
Рисунок «Аквариум» в технике «граттаж»
2
На первом уроке учащиеся подготавливают фон, на втором уроке «процарапывают» праздничный рыбок, водоросли по своей фантазии или по образцу
12-13
Рисунок «Космос» в технике «граттаж»
На первом уроке учащиеся подготавливают фон, на втором уроке «процарапывают» космические тела, ракеты по своей фантазии или по образцу
14-15
Рисунок «Попугай» в технике «граттаж»
2
На первом уроке учащиеся подготавливают фон, на втором уроке «процарапывают» попугая
Рисование ватными палочками
21
Зимний пейзаж. Рисование ватными палочками
1
Учащиеся знакомятся с техникой рисования ватными палочками. Элементы рисунка могут рисоваться кистью, основной рисунок изображается с помощью «тычков» ватными палочками
22-23
Снегирь из ладошки
1
24
Рисуем мимозы. Рисование ватными палочками
1
25-26
Необычные розы. Рисование ватными палочками
2
Техника «монотипия»
27-28
Пейзаж «У воды» в технике «монотипия»
2
На первом уроке учащиеся простым карандашом рисуют пейзаж - деревья у воды, на втором уроке работают с гуашью. Затем с помощью нанесения воды на лист получают отпечаток рисунка, затем дорисовывают пейзаж
29-30
Натюрморт в технике «монотипия»
2
На первом уроке учащиеся простым карандашом рисуют натюрморт - вазу с фруками, на втором уроке работают с гуашью. Затем с помощью нанесения воды на лист получают отпечаток рисунка, затем дорисовывают натюрморт
Поэтапное рисование
31
Поэтапное рисование дельфина
1
Учащиеся учатся рисовать сложные рисунки поэтапно
32
Поэтапное рисование голубя
1
34
Поэтапное рисование самолета
1
35
Моя фантазия. Рисуем летние каникулы
1
Моя фантазия. Рисуем летние каникулы
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате работы кружка учащиеся должны:
-овладеть основой изобразительной техники;
- развивать аналитические способности, зрительную память, творческое воображение;
-уметь доводить работу до завершения;
-развивать умение выражать свои мысли;
-составлять композиции;
-уметь рисовать поэтапно
Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческого потенциала школьников, повышение духовно-нравственного уровня;
-умение воплощать в своих работах собственные впечатления;
-ценить свой труд, уважать чужой труд;
-умение применять теоретические знания на практике;
- умение пользоваться художественным материалом
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1
Список методической литературы
1
2
Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
1
3
Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
1
4
Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.
1
5
Хайн Д. «Игрушки-мобиле». Москва «Айрис-пресс» 2007.
1
6
Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
1
7
Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
1
8
Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
1
9
Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
1
10
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
1
11
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
1
12
Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
1
13
Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
1
14
Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
1
2. Печатные пособия
1
Иллюстрации с изображениями животных, растений
27
3. Технические средства обучения
1
Компьютер
1
4. Экранно-звуковые пособия
5. Игры и игрушки
6. Оборудование класса
1
Плакаты
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
15