Конспект урока по литературе ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ «РАЗГОВОР АЛИСЫ И ШАЛТАЯ-БОЛТАЯ»
Льюис Кэрролл
«Разговор Алисы и Шалтая-Болтая»
Цели: заинтересовать учащихся произведениями художников, чтением фантастических произведений; развивать умение прогнозировать, анализировать содержание; вызывать интерес к самостоятельному творчеству.
Задачи урока:
-формировать мыслительную деятельность учащихся; совершенствовать навыки чтения через анализ произведения. Максимально выявить и использовать индивидуальный опыт ребенка.
-развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, образное мышление, индивидуальные познавательные способности каждого ученика.
-воспитывать внимательное отношение к слову; уверенность в своих силах.
Оборудование:
- Учебник «Литературное чтение», часть 2, автор Н.А.Чуракова, Издательский Дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», Самара, 2007 год.
- Карточки- памятки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня, господа исследователи, мы с вами продолжим нашу трудную, но увлекательную работу по изучению разных искусств. Работать нам предстоит в разных лабораториях, а в каких именно, вы узнаете позже.
II. Проверка домашнего задания
- А сейчас, я вижу, что вам не терпится поделиться своими, уже готовыми исследованиями, которые вы провели в лаборатории поэзии.
- Прочитаем стихи, которые вы сочинили, трудно было сочинять? Как вы это делали?
Чтение и анализ стихов собственного сочинения стихов.
- Легко ли писать стихи?
Творчество – это результат нахлынувшего вдохновения, воображения, озарения. Происходит это в душе моментально, но эта мгновенность подготовлена долгими размышлениями о жизни, ее красоте и ее смысле.
Поэт ничего не придумывает. Все, о чем он пишет, возникает не за рабочим столом в результате размышлений, а является результатом живых впечатлений от жизни. Он пишет, подчиняясь чувствам, только по вдохновению, пишет потому, что какая-то сила живет в нем и руководит этим процессом. Это и есть сила творческого вдохновения.)II Сообщение темы урока
Слайд тема урока «Лаборатория искусств»
- И так мы продолжаем тему: «Лаборатория искусств»
- А сегодня нам предстоит поработать в 2-ух лабораториях.
В лаборатории изобразительных искусств, где нас ждут просто чудеса, мы рассмотрим картины известных художников, дадим экспертное заключение: как же художники создают свои творения, что вдохновляет их на творчество и как у них рождаются темы для картин.
А также вместе с нашим научным консультантом – Шалтаем–Болтаем займёмся работой в лаборатории художественных произведений и узнаем, как писатели готовят свои произведения.
-И так испанский художник Сальвадор Дали и его картина «Космический Слон»
Слайд 2 Портрет Сальвадора Дали
Слайд 3 «Космический слон»
-Давайте рассмотрим картину и проанализируем увиденное, а для этого отправимся в 9 зал.
- Работать будем в группах. Каждая группа получает своё задание.
Работа в группах
– Что в нем самое удивительное?
1-ой группе
Чем необычен слон, которого нафантазировал художник Дали? (Он не создает впечатление мощного животного, он мелкий и вместо ног-столбов у него тоненькие и длинные ножки.)
2-ой группе
Есть ли еще приметы того, что слон – представитель волшебного мира, в данном случае космический житель? (У него золотые бивни, а на спине он везет такую прозрачную пирамиду – сверкающий драгоценный кристалл, что намекает на его связь с миром чудесного.)
3-ей группе
Как вы думаете, из чего сделан слон? (Скульптура слона – бронзовая, а пирамида, возможно, из горного хрусталя. «Космический слон» – экспонат Музея Сальвадора Дали в Париже.) 4-ой группе
Что может означать эта прозрачная, отливающая голубым и золотым пирамида на спине слона? (Это какой-то волшебный, магический камень, возможно, воплощение красоты космоса и его тайн.)
5-ой группе
Что вы можете сказать о походке слона? (Он идет неспешно, с достоинством, осторожно переставляя ноги; более того, создается впечатление, что он знает, куда идет, что он – хранитель- Ну, что хорошо поработали? Продолжим знакомство с творчеством художников.
-А это художник Марк Шагал и его картина «Автопортрет с семью пальцами»).Слайд 4 Портрет
Слайд 5 Картина
– Рассмотрим «Автопортрет». Каким же художник видит себя?
1-ой группе
- Во-первых, где он находится? (В своей мастерской.)
– Можно ли сказать, в каком городе находится эта мастерская? Кто самый наблюдательный? Что там за окном, кто знает? (За окном – Эйфелева башня, значит, это Париж.)
2-ой группе
- А теперь посмотрите, что же именно художник – лирический герой картины – изображает на своей картине, стоящей на мольберте? Это Париж? (Нет, это такое фантастическое изображение русской деревни или маленького городка, с огромной красной коровой, летящей над городом, женской фигуркой, церквушкой.)
– Какой городок изображает художник, с вашей точки зрения? (Очевидно, родной город художника – Витебск.)
– Какой еще образ волнует художника? Он изображен на стене в каком-то кудрявом белом облаке! (Русская церковь, а вокруг маленькие домики, очевидно, все того же родного Витебска.)
– Так о чем же думает сам художник и его лирический герой (изображенный на картине художник), находясь в далеком городе Париже? (О том, что связывает его с родиной, о родном городе.)
3-ей группе
– А видно ли вам, что человек на картине – художник? Из чего это можно заключить? (Художник изображен с красочной палитрой и кисточками в правой руке, он находится перед мольбертом, на котором установлена его картина.)
– Как он одет?
– Какая у него прическа? (Кудри, локоны – это тоже признак необычной, творческой, артистической натуры.)
4-ой группе
– На какой руке у художника семь пальцев и случайно ли, что именно на этой? (На правой, рабочей руке, у художника пять пальцев, а на левой – на той, что связана с чудесным, волшебным миром сказки и творчества, их семь. Это шуточный намек на то, что мир творчества тоже сказочный, подчиняющийся тем же законам.) 5-ой группе
– Что вы можете сказать о лице художника? (Взгляд у художника напряженный, серьезный, сумрачный. Лицо – маска – представляет собой контраст света и тени, глаза – разные, темный и светлый.)– Каково же впечатление от «Автопортрета» в целом? О чем эта картина? (О том, как это волшебно прекрасно и одновременно тяжело и ответственно быть художникам; о том, что творчество – это и праздник, и драма; о чувствах и привязанностях художника, о его любви к родине.)
III. Подготовка к восприятию.
Слово учителя.
– В мире искусства разрешаются любые эксперименты. Не только художники выдумывают все, что захотят. Писатели от них не отстают.
– Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарлз Латуидж Доджсон, 1832–1898 гг.) – английский ученый и писатель.
Слайд №6 Портрет Льюиса Кэрролла
Он автор известной на весь мир сказки «Алиса в Стране Чудес». А еще Льюис Кэрролл любил создавать веселые стихи, в которых все шиворот-навыворот. Не удивляйтесь, если вам не все станет ясно сразу. Кэрролл был профессором математики, и поэтому, чтобы понять его стихи, нужно пошевелить мозгами. А еще надо иметь много фантазии и изобретательности, и тогда вы подружитесь и с писателем, и с его необычными стихами.
– Давайте послушаем разговор Алисы с нашим консультантом Шалтаем-Болтаем. Откройте учебники на странице 50.
IV. Чтение и анализ текста (с. 50–52).
1. Выразительное чтение текста учащимися вслух по цепочке.
Словарно-лексическая работа осуществляется по ходу чтения.
2. Беседа (с. 52).
– Рассмотрите картинку к этой главе и картинку внутри текста.
1) Художники Сергей Цедилов и Константин Федин похоже изобразили эти существа, о которых беседуют Алиса и Шалтай-Болтай? (Художники представляют себе этих персонажей совершенно по-разному. Федин (его рисунки внутри главы, на с. 51) использует все подробности текста, изображая своих фантастических животных. Сергей Цедилов (его рисунки на картинке, которая предшествует IX главе) изобразил двух персонажей из рассказа Людмилы Петрушевской (Калушу и Бутявку – слева и справа от Шалтай-Болтая) и трех персонажей Кэрролла – внизу, это Шорёк (в виде ящерки с крысиной мордочкой), Мюмзик (в виде волосатой птицы) и Зелюк, похожий на попугая.) 2) Иллюстрации кого их художников вам ближе и в большей степени соответствуют вашим собственным представлениям?
3) Объяснение какого слова Шалтаем-Болтаем понравилось каждому из вас больше всего? Почему?
V. Итог урока.
– Видите, как это заразительно: пробовать объяснять смысл незнакомых слов.
– Каждому из вас, конечно, захотелось испытать свои силы? Но этим вы займетесь на следующем уроке литературного чтения.
Домашнее задание.
Нарисовать фантастических зверей (животных) и придумать им названия.
– Желаю вам творческих успехов!