Лексическая тема Зима. Зимние забавы
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся /неговорящие дети/ 2 года обучения
Произношение гласных звуков и аморфных слов.
Лексическая тема "Зима. Зимние забавы"
Цели:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить навык правильного произношения гласных звуков: А, О, У, И;
Закрепление представлений о зиме и её приметах;
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима. Зимние забавы»
Коррекционно-развивающие:
Развитие длительного, плавного вдоха, выдоха;
Зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики;
Координация речи с движением, творческого воображения;
Активизировать речевую деятельность.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования;
Прививать интерес к выполнению артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастике;
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
Воспитание любви и бережного отношения к природе;
Оборудование:
Демонстрационный материал для развития внимания, выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Раздаточный материал – снежинки на ниточке, снежинки из ваты для дыхательных упражнений, презентация «Артикуляционная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», Гимнастика для глаз. «Слепим снеговика»
Ход занятия
1.Организационный момент.
Логопед:
- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, все присутствующие! Мы рады всех вас видеть на открытом занятии. /Логопед сообщает, что на занятии присутствуют гости, чтобы дети не волновались; всё у них получится, всё будет хорошо/.
2. Сообщение новой темы.
Логопед:
На дворе зима. Посмотрите в окно: деревья стоят белые, укутанные снегом, метель намела большие сугробы. Природа спит, даже пение птиц сейчас почти не слышно. Но русский народ всегда любил зиму. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение и Масленица. А зимние праздники на Руси всегда сопровождались гулянием, различными играми и забавами. Вот и мы будем сегодня веселиться, играть, а главное – учиться.
Логопед:
- Сейчас у нас зима, вы её, наверное, все любите /зимой -кататься на лыжах и санках, играть в снежки, лепить снеговика и т.д/
1. Дыхательные упражнения. Упражнение «Снежинки».
Логопед: - Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
/Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке/.
С неба падает снежинка Как подул Дед Мороз –
И кружится над землёю В воздухе морозном.
Лёгкая пушинка, Полетели, закружились
Белая снежинка. Ледяные звезды.
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Дети берут снежинки и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.)
-Снежинка вам упала на нос, вам её надо сдуть/дети сдувают снежинку из ваты с носа/.
За правильное выполнение и старание логопед дает ученику звездочку на каждом этапе занятия.
/Дети складывают снежинки и садятся на стулья/.
2. Выполнение артикуляционной гимнастики /Презентация/
3.Развитие общей моторики и закрепление правильного произношения звуков А, О, У, И.
Логопед: Сейчас мы немного отдохнём. /Дети встают в кружок с движениями произносят гласные, пройденные в классе/.
-Руки так: А-А-А! (медленно поднимают обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой)
-И вот так: О-О-О! (постепенно опускают руки, делая полукруг)
-Выше, выше: У-У-У! (Поднимают обе руки перед собой вверх, ладошками вниз)
-Ниже, ниже: И-И-И! (опускают руки вниз, в исходное положение)
-Руки так: АО-АО-АО (соединяют обе руки перед собой, слегка округляя их в локтях, сцепив пальцы замочком, поднимают обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спинку)
-Вместе, вместе ОА-ОА-ОА! (медленно опускают сцепленные руки вниз и слегка наклоняются вперёд)
-Отдохнули: ОУА-ОУА-ОУА! (постепенно поднимают руки над головой)
4. Имитация /Играем в снежки /Детям даются комочки из ваты.
Мы в снежки играем смело. Ах, какое это дело!
Любим все морозный день. Нам в снежки играть не лень
Хлоп, хлоп, не зевай (лепят, снежки). Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай. А теперь в меня бросай (бросают).
Пусть зима морозит нас! Мы погреемся сейчас.
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
5. Гимнастика для глаз «Лепим снеговик» /Презентация/
Снег пушистый нагребаем. Лепим, лепим ком большой,
И ещё раз нагребаем. Лепим, лепим ком второй.
Лепим, лепим третий ком. Будешь ты, снеговиком!
Глазки, глазки, нос – морковкой! Рот большой, наверх ведёрко.
Логопед: – Наши пальчики замёрзли, после того как мы лепили снеговика.
– Давайте их погреем.
6. Пальчиковая гимнастика с проговариванием аморфных слов. /Презентация/
Аморфные слова. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.
7. Развитие мелкой моторики.
Лепим снеговика. Ученикам даются 3 кружка, вырезанные из картона, разные по величине /Дети обкладывают семечками тыквы круги, по возможности выкладывают из других семян снеговику ноги, руки и лицо: глазки, носик, ротик/.
8. Итог занятия.
В конце занятия подводится итог работы каждого ученика (по количеству звездочек).
Рефлексия /своё настроение и эмоциональное состояние/. - С каким настроением учащиеся уходят с занятия. Понравилось ли им занятие. /Дети выбирают нарисованную картинку-лицо /грустное, весёлое/.
Логопед благодарит учащихся за работу и старание на занятии.
15