Здоровьесберегающие технологии воспитательно — образовательного пространства творческого объединения Мир игрушек
Захарова Светлана Валентиновна
педагог дополнительного образования муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования »
адрес электронной почты: il-cdo@mail.ruЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИГРУШЕК»
«Чтобы сделать ребёнка
умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.-Ж. Руссо.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, педагогами, взрослыми.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только духовно, но и физически.
Цель моей работы: содействие формирования у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью – самой большой ценности, данной человеку.
Задачи:
снизить влияние факторов риска на здоровье обучающихся;
воспитывать потребность в здоровом образе жизни, навыках гигиены и профилактики заболеваний;
научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
мотивировать на здоровый образ жизни.
На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. В настоящее время проблема физического и психического здоровья детей усугубилась в связи с увеличением нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, снижением двигательной активности детей и др. За последние годы численность практически здоровых детей резко снизилась. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей взаимосвязаны, поэтому на занятиях в объединении «Мир игрушек» я активно использую здоровьесберегающие технологии, цель которых – обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период обучения в учреждении дополнительного образования, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Главными задачами здоровьесберегающих технологий в объединении считаю:
укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний;
содействие правильному физическому развитию;
повышение умственной работоспособности;
снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику.
Здоровый образ жизни это:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
личная гигиена;
рациональное питание;
отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Работа по здоровьесбережению в творческом объединении основана на следующих принципах: «Не навреди!», принцип систематичности и последовательности, непрерывности здоровьесберегающего процесса; системного чередования нагрузок и отдыха.
На занятиях по квиллингу, модульному оригами, объёмным аппликациям и ручному шитью обучающиеся развивают: мелкую моторику рук, внимание, сосредоточенность, усидчивость, глазомер, цветоведение. Для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, работа проводиться систематически, с использованием различных форм занятий. Ежедневно в свои занятия включаю физминутки для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статистическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки.
Упражнения для мышц рук и ног:
« Ветер»
Ветер дует нам в лицо ( машем руками к лицу),
Закачалось деревцо (качаем руками вверху, изображая веточки),
Ветер тише, тише, тише (приседаем и касаемся пола ладошками),
Деревцо всё выше, выше (поднимаемся на носочки и тянемся вверх).
« Буратино»
Буратино потянулся (поднимаемся на носочки и тянемся вверх),
Раз нагнулся, два нагнулся (наклоняемся вперёд).
Руки в стороны развёл (развести руки в стороны),
Поклонился и ушел (наклон вперёд и шаги на месте).
« Капуста»
Мы капусту рубим – рубим (движение прямыми ладонями вверх – вниз),
Мы капусту солим – солим (поочерёдное поглаживание подушечек пальцев),
Мы капусту трём – трём (потирать кулачком о кулачок),
Мы капусту жмём – жмём (сжимаем и разжимаем кулачки).
Упражнения для глаз:
Движение глаз влево – вправо, следя за карандашом (3 раза в каждую сторону).
Смотреть на кончик носа, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5 – 6 секунд (3 – 5 раз).
Подмигивание поочерёдно каждым глазом по 5 – 6 раз.
Смотреть в ушко у иголки, а затем на дерево за окном (5 -6 раз).
Смотреть на вращающийся волчок с перерывом в 3 -4 секунды.
«Найди одинаковые» (найти одинаковые фигуры в окружающем пространстве).
Упражнения на дыхание:
«Чей шарик дальше улетит» ( дуть на ватный шарик, чей дальше улетит).
«Ближе – дальше» (дуть на полоску бумаги: на вдохе – ближе к вам, на выдохе – дальше от вас).
«Надуваем шарик» (надуваем и сдуваем животик).
С помощью таких приёмов развивается зрительно – моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стериоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
Принимаю необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий:
а) санитарное состояние помещения:
- влажная уборка;
- проветривание;
- освещение;
б) регулярные инструктажи по технике безопасности при обращении с инструментами: клеем, ножницами, бумагой, иглами, булавками;
в) комфортное начало и окончание занятий, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой (каждому обучающемуся создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала индивидуальному темпу).
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет мне добиваться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Закончить хочется словами В.А.Сухомлинского: «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Литература:
Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии – М., 2004 г.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №3 2009 г., №5 2010 г.
Львова И.М. Физкультминутки / «/Начальная школа» №10 2005 г. С. 86.
Ишмухаметова М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // журнал «Начальная школа»-2005 г. №1 с. 91.
Бутова С. В. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа» 2006 г. №8 с.98.